О рисках 2019 года, связанных с выплатой довольно внушительных сумм по внешним долгам, писали немного, хотя экономические эксперты о проблеме знали, и важность ее понимали. Валовой внешний долг Украины, по данным НБУ на 1 июля 2017 составил 114,8 млрд долларов. При этом долг сектора государственного управления во втором квартале 2017 вырос на 2,4% - до 37,3 млрд долл., а долг центрального банка - на 18,5%, до 7,5 млрд долл. Как видим, за время кризиса долговая нагрузка на бюджет только усугубилась и реструктуризация, проведенная Минфином Натальи Яресько, ситуацию не спасла.
Выплаты по внешним обязательствам в 2016-2018 годах действительно существенно снизились, но выигранное время правительство не смогло использовать с толком - экономика рост не показала, инвестиции не пришли. За весь 2016 нам удалось привлечь порядка 3,4 млрд долл. прямых иностранных инвестиций, что лишь на полмиллиарда больше, чем в 2015. И даже скромным приростом это назвать не получится, потому что половина привлеченных в 2016-м средств инвесторов - это увеличение уставного капитала иностранных банков. То есть, реальное желание инвестировать в Украину, наоборот, снизилось.
Зато за время кризиса мы обзавелись новыми займами и так долго выполняем программу МВФ, что еще не начав многие пункты программы, мы уже вплотную приблизились к выплате кредитов фонда.
Естественно, общая долговая нагрузка государства за кризисный период только росла. Уже в бюджете 2017 года расходы на обслуживание госдолга превысили 13,5% госбюджета, хотя критической нагрузкой на бюджет считается показатель в 10%. И в будущие периоды она должна была расти, потому как уже в текущем году грядут выплаты по кредитам МВФ, а в 2019 - по суверенным и квазисуверенным облигациям. Именно 2019 год должен был стать пиковым - Украине нужно было выплатить 7,5 млрд долл., а в следующем 2020 году не на много меньше – еще свыше 6 млрд долл.
Это довольно серьезная нагрузка на бюджет, которую Минфин попытался снизить весьма элегантным способом - продав новые облигации со сроком погашения в 2032 году, а за вырученные деньги, выкупив старые, со сроками погашения в 2019 и 2020 годах.
Речь шла о полном либо частичном выкупе облигаций с погашением в 2019-м, которых в обращении на 1,8 мдрл долл. Выкуп облигаций с погашением в 2020-м (их тоже в обращении где-то на 1,8 мдрд) изначально был запланирован как частичный и ограничен суммой в 1,5 млрд долл за вычетом одобренных заявок на выкуп бумаг с погашением в 2019 году. Что логично, ведь именно на этот год приходится пик долговой нагрузки.
В итоге 7 сентября Минфин предложил держателям бондов досрочный выкуп ценных бумах и по результатам тендера получил предложение выкупа бумаг с погашением в 2019 г. на сумму 1,16 млрд долл, с погашением в 2020-м - на 415,15 млн долл. То есть всего на 1,58 млрд.
Для проведения данной операции, точнее, чтобы гарантировать ее успех, потребовалось внести определенные изменения в налоговое законодательство и освободить нерезидентов от налогообложения ряда операций. До его принятия не подлежали налогообложению только доходы, полученные нерезидентами в виде процентов или дисконта. Но по планам Минфина, он должен был выкупить ценные бумаги дороже номинала (около 106%), т.е. у нерезидентов - владельцев бумаг появится доход и не процентный, и не дисконтный. Естественно, чтобы заинтересовать инвестора и не испортить сделку, которая, прежде всего, нужна Украине, нерезидентов освободили от уплаты налогов при получении этого дохода.
Не менее положительным является тот факт, что данная норма закона не временная ибо само существование подобной практики налогообложения не способствует привлечению инвесторов. Ведь получая доход от украинских ценных бумаг, нерезиденты обязаны его декларировать и облагать налогом у себя на родине. И, с точки зрения избегания двойного налогообложения такая норма в Налоговом кодексе давно должна была бы присутствовать, особенно в стране, которая всеми силами борется за иностранные инвестиции.
Но выкуп бондов у держателей - это была половина сделки, для ее благополучного завершения Минфину нужно было найти те самые 1,58 миллиарда для выкупа, причем на тех же внешних рынках.
Риски, что что-то пойдет не так - были. Это был первый выпуск после длительной паузы. Предыдущий выпуск Украиной еврооблигаций состоялся в апреле 2013 года, и это был одиозный «кредит Януковча».
Тогда бумаги были выпущены под нерыночные проценты, куплены были конкретным покупателем, сделка сознательно была оформлена так, чтобы запутать ситуацию. И опереться на условия этой сделки невозможно, что делало довольно туманными перспективы нашего возвращения на рынок внешних заимствований. Ситуация в стране разительно отличалась от 2013 - часть территории охвачена военным конфликтом, часть - аннексирована, экономика прижила кризис, госдолг вырос с 40% от ВВП, до 80%. Конечно, участие в программе МВФ - это положительный сигнал для кредиторов, да и признаки макрофинансовой стабилизации есть, но были сомнения, что этого будет достаточно, для того чтобы спрос на наши ценные бумаги был достаточным, а проценты разумными, т.е. порядка 7% - ставки по выкупленным облигациям.
В итоге Минфин выпустил облигации внешнего государственного займа на основную сумму 3 млрд долл с доходностью 7,375% годовых и конечным сроком погашения в сентябре 2032 года. Выплаты будут осуществляться частями: в марте и сентябре 2031 года и в марте и сентябре 2032. Половина суммы уйдет на выкуп облигаций со сроками погашения в 2019-20 гг., а половина на плановые погашения по другим бумагам, т.е. в золотовалютные резервы.
Это довольно изящный способ не решить, но отстрочить долговую проблему Украины, а еще довольно щедрый подарок от министра финансов Александра Данилюка президенту Петру Порошенко, ведь если бы сделка не состоялась, Украина имела все шансы оказаться на пороге дефолта в год президентских выборов.
Но проведенная сделка не решает, а лишь откладывает решение проблемы. Да и ее необходимость – это лишь следствие предыдущих ошибок правительства. Для стран с хорошим суверенным рейтингом 7,4% - это высокая ставка, а Украину к таким странам сложно отнести по весьма объективным причинам, и мы понимали, что не можем рассчитывать на «дешевые» деньги.
Но Украина имела все шансы привлекать средства МВФ под 2% гораздо более высокими темпами, а не по полтора транша в год, и использовать их для решения кредитных проблем. Цена вопроса сократилась бы ощутимо. И на самом деле нам придется заплатить в 2032 за нерасторопность наших властей в 2015-16 гг.
Кроме того, успех на внешних рынках может вскружить голову нынешней власти и до этого выполняющей рекомендации фонда ни шатко, ни валко, и снова охладить отношения Украины и ее основного кредитора. Мы видим, что МВФ уже не так настойчив и требователен, как раньше, из обязательных условий получения следующего транша, например, исчезла земельная реформа. Она не нужна Украине? Нет, просто правительство не готово к тем репутационным и политическим рискам, которые несет проведение этой реформы. Не движутся реформа фискальной службы, реформа госбанков, административная реформа и прочие крайне важные для страны инициативы. Увы, отстрочив решение «долговой» проблемы, Минфин лишил правительство стимулов ускорять реформирование экономики и поиск инвестиций. А заодно поселил в сердца чиновников уверенность, что мы и без МВФ можем справиться, что, пожалуй, является главным и единственным риском проведенной сделки.