Три резонансных законопроекта Дмитрия Шпенова, нардепа от фракции Партии регионов, которые в случае принятия создадут Фонд универсальных услуг, зарегистрированы в повестке дня четвертой сессии Верховной Рады седьмого созыва. Если законопроекты будут приняты парламентом, то все средства Фонда ежегодно собираемые в размере более 1,5 млрд. грн. со всех мобильных операторов и провайдеров, будут перечисляться в пользу «Укртелекома». Официально — для обеспечения связью жителей экономически-непривлекательной глубинки. В действительности, у представителей рынка есть все основания полагать, что собранные средства будутподдерживать на плаву убыточную компанию, в середине прошлого года купленную холдингом Ахметова.
Идея подобного фонда — исключительно благая по своему замыслу — реализована во многих странах Европы. Смысл фонда — обеспечить связью жителей отдаленных регионов, куда экономически нецелесообразно прокладывать кабель или устанавливать вышку мобильной связи. Сначала все участники рынка скидываются в своего рода кассу взаимопомощи, затем в ходе открытого тендера определяют компанию, которая собственно обеспечит связью глубинку, а распорядителем средств назначается некоммерческий консорциум, в правление которого входят представители всех скинувшихся игроков.
Но, что европейцу — благо, то украинцу — смерть. В нашей стране идею Фонда универсальной услуги (ФУУ) извратили в лучших традициях национального дерибана. Необходимую сумму озвучивает и принудительно взимает государство, оно же назначает единственного получателя средств. Ни тендеров, ни отчета о потраченных средствах попросту не предусмотрено. Фактически, благая идея превращается в очередной «счетчик» для целой отрасли.
Идея создания ФУУ давно будоражила умы не только игроков телекоммуникационной отрасли, но и народных депутатов, имеющих весьма отдаленное отношение к телекому. Если интерес первых заключался в перераспределении средств в пользу избранных, то интерес вторых ― как минимум, в политических дивидендах, а максимум – в банальных откатах.
Так, еще в 2002 году в двух альтернативных законопроектах, разработанных в то время народным депутатом Юрием Луценко и Государственным комитетом связи и информатизации, предлагалось создать фонд, через который будет осуществляться перекрестное субсидирование убыточных телекоммуникационных услуг прибыльными. Однако, поскольку следуя закону, средствами должны были распоряжаться какие-то «независимые» лица, которые даже не являются государственными служащими, документ парламент так и не одобрил.
После шестилетнего затишья народные депутаты Корж В.Т. и Зварич Р. М в 2008 внесли очередной законопроект о ФУУ. Он хоть и получил положительные отзывы, в настоящий закон так и не превратился. В 2010 Минтранссвязи достаточно активно продвигал свою законодательную инициативу относительно ФУУ, но и она со временем забуксовала и в этом была немалая заслуга мобильных операторов.
Это отметил и бывший председатель правления «Укртелекома» Георгий Дзекон. В конце 2011 накануне своего ухода с поста он назвал одной из своих важнейших ошибок за 8-лет управления компанией недостаточно активное лоббирование ФУУ. «Мобильные операторы оказались в лоббировании гораздо сильнее», ― сказал он тогда. Примечательно, что еще в начале 2010 Георгий Дзекон на пресс-брифинге подчеркнул, что ФУУ нужен «Укртелекому» совсем не для развития связи в селе: «Фонд универсальных услуг не нужен для развития связи в селе. Он нужен для компенсации разницы между реальной стоимостью услуг и тарифом, который устанавливает государство». Еще 4 года назад «Укртелеком» даже не помышлял об активном развитии сети фиксированной телефонии.
Тем не менее, в начале 2014 именно под лозунгом «стационарный телефон в каждый сельский дом» законопроекты о создании ФУУ стремительно прошли сквозь тяжелый бюрократический аппарат законодательной ветви власти. В то время, как многие законопроекты годами покрываются пылью в стенах парламента, документам Дмитрия Шпенова понадобилось чуть более месяца, чтобы получить согласие пяти парламентских комитетов, НКРСИ, правительства и других инстанций и попасть в повестку дня текущей сессии Верховной Рады.
Скорость, с которой воплощается в жизнь, внезапно вернувшаяся из небытия идея ФУУ, а также влиятельность персон, претворяющих идею в жизнь, оставляют крайне мало надежд операторам и провайдерам на положительный для себя исход.
Между тем, в «Укртелекоме» не видят никаких проблем, связанных с созданием ФУУ. В частности, в комментарии «proIT» пресс-служба компании подчеркнула, что от создания Фонда выиграет все население страны. «Предоставление услуг связи в сельских и труднодоступных районах практически убыточно, поэтому операторы отказываются идти в такие населенные пункты, ― объясняют в пресс-службе «Укртелекома». ― В результате огромное количество граждан Украины не имеют возможности пользоваться связью. Подтверждением этому «Укртелеком» приводит статистику по обращениям жителей — около 112 тыс. заявок неудовлетворенных заявок на установку фиксированного телефона.
В пресс-службе компании также обращают внимание на то, что проблему обеспечения связью операторы рынка самостоятельно решить не могут, поскольку бизнес идет только туда, где есть прибыль. «ФУУ ― инструмент решения проблемы по обеспечению свободного доступа всех жителей страны к телекоммуникационным услугам. Он позволит перенаправить доходы операторов в пользу развития бизнес-непривлекательных территорий и объектов и обеспечить доступными телекоммуникационными услугами социально незащищенные категории населения, особенно в труднодоступных регионах страны», ― объясняют в компании. К сожалению, в компании «Укртелеком» так и не ответили на вопрос «proIT», кто проиграет от создания ФУУ.
А вот представители операторов, которые выступят донорами ФУУ, прямо заявляют, что от создания Фонда проиграют в первую очередь абоненты мобильной связи всех операторов, т.е. простые граждане страны. Поэтому, прогнозируя последствия для рынка от создания Фонда, операторы не стесняясь называют вещи своими именами.
Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению бизнеса «Киевстар», считает, что ФУУ обернется очередным повышением фискальной нагрузки на доходы для большинства телеком-компаний: «Фактически, фонд будет изымать средства у всей индустрии, чтобы поддерживать жизнь устаревших технологий».
«Известно, что большинство населения Украины пользуется услугами мобильной связи, которая присутствует во всех уголках нашей страны. Логично,что более перспективным и рыночным путем развития универсальной услуги в Украине должно стать создание условий для развития технологий 3G/LTE. Такая технология является универсальным решением для обеспечения услугами голосовой связи и передачи данных труднодоступных районов, где строительство наземных сетей ― технически сложно, и затратно. Однако, вместо создания условий для доступа телеком операторов к новым, перспективным технологиям, мы видим последовательную политику лоббирования интересов отдельных игроков за счет всего рынка», ― говорит Андрей Осадчук.
По его словам, основным реципиентом средств Фонда является «Укртелеком», который в следствии консолидации активов своего нового собственника (СКМ) становится бесспорным и единственным монополистом на рынке фиксированной телефонной связи в Украине. Именно он получит доступ к средствам Фонда, увеличив свою прибыль за счет остальной индустрии и, практически, каждого украинца.
«Большинство других участников рынка будут нести существенные финансовые потери, ― продолжает Андрей Осадчук. ― Так, только «Киевстар» по нашим прогнозам за счет отчислений в Фонд будет терять более $34 млн. в год, не получив ни единого компенсатора для развития бизнеса. Увеличение фискальной нагрузки на участников рынка, безусловно, может привести к увеличению тарифов для конечного потребителя. Мы считаем недопустимой не рыночную политику государственного протекционизма по отношению к отдельно взятым предприятиям. Это несет угрозу всему рынку, его развитию и инвестиционной привлекательности».
В комментарии «proIT» Влад Войтович, пресс-секретарь МТС Украина, сообщил, что от создания ФУУ выиграет та компания, на которую будут возложены обязанности развивать, и предоставлять общедоступные телекоммуникационные услуги жителям отдаленных областей Украины. «Такая компания получит замечательный карт-бланш для развития собственной сети за чужие средства», ― считает Влад Войтович.
Проиграет же от создания ФУУ, по его словам, любой человек, у которого есть мобильный телефон, поскольку законопроект предполагает перечисление в ФУУ 3,5% доходов от предоставления всех без исключения услуг связи. «Это неизбежно приведет к росту цен на мобильную связь», ― говорит пресс-секретарь МТС Украина.
Вадим Сидоренко, совладелец «Юникаст Инвест» (ТМ «Триолан»), согласен с коллегами в том, что от создания ФУУ выиграет непосредственно «Укртелеком»: «Только «Укртелеком» может выполнить требование по предоставлению «социального» интернета в малых городах и селах. В этом случае проиграют все остальные, потому что они должны будут «сброситься», чтобы «Укртелеком» модернизировал себе все сети». При этом Вадим Сидоренко исключает возможность финансирования из ФУУ других участников рынка, кроме «Укртелекома»: «Есть крупные компании, которые предоставляют услуги фиксированной связи, но их бизнес сосредоточен в крупных городах. У «Укртелекома» есть инфраструктура в регионах, но предоставлять услуги фиксированной связи в небольших городах и селах убыточно, поэтому все должны ему скинуться».
Совладелец провайдера «Триолан» также убежден, что в случае создания ФУУ цены на услуги операторов и провайдеров точно повысятся. «У игроков просто появится просто еще одна проблема, которую нужно будет решать с помощью повышения цен. Сейчас регулярно возникают вопросы с доступом в колодцы, в дома, непонятная ситуация с курсом доллара и евро. В итоге, если бы была одна проблема, в текущие цены игроки может быть и вписались. Но в наших условиях многие просто не смогут дальше предоставлять услуги в рамках текущих цен», ― говорит Вадим Сидоренко.