Читаю в Википедии в статье «Азаров, Николай Янович»: «Последовательный сторонник создания Единого экономического пространства с Россией, Казахстаном и Белоруссией». Википедия, как и положено всякой энциклопедии, старается давать взвешенные оценки. И если нашего Мыколу Яновича нарекли «последовательным сторонником ЕЭП», значит, были на то веские основания.

Действительно, ныне работающий пенсионер Азаров все нулевые годы выступал поборником экономического сближения с Россией. Да таким ярым, что взрывная, как шампанское, пани Богословская 19 января 2004 года разразилась проклятиями по адресу первого вице-премьера Николая Азарова в своем известном манифесте про «азаровщину». В первом же пункте политического Заявления, в настоящее время действующий попутчик ПР, врезал Янычу по самое не могу и не хочу: «Азаровщина - это:

Неуважение к гражданам собственной страны и нелюбовь к самой Украине, неверие в ее силы. От "зверств" налоговой во времена Азарова – до демонстративного нежелания говорить по-украински и активного участия в создании Единого Экономического Пространства».

Правда, и профессиональную украинку Инну Германовну куда только не заносила политическая целесообразность. Так, 4 сентября 2009 года СБУ направила в Генпрокуратуру материалы с обвинениями в адрес Инны Богословской в призывах к нарушению территориальной целостности Украины. Бигборды Богословской, размещенные в Севастополе, содержали лозунг «Хватит делить Севастополь! Дадим городу статус украино-российской территории!»

А давеча в закулисной перепалке с Мустафой Найемом дама, ещё приятная во всех отношениях, втолковывала лысому недотепе: «Я к обществу этому грёбанному обращалась с одним призывом: Выбирайте других! Общество выбрало сейчас Януковича. Януковичу надо помогать (надо полагать, он теперь другой, и от «азаровщины» уже след простыл. - В.В.), потому что если эта команда не справится с выводом страны из кризиса, от Украины не останется».

Но мы не про внештатного сотрудника программы Савелия Шустера, а про эффективного хозяйственника Азарова.

Раздвоение личности

Николай Янович до 2010 года успешно исполнял роль матадора, убивающего быков, пытавшихся поднять на востры рози идею ЕЭП. В Украине не было более искусного и разящего пропагандиста сей интеграционной идеи.

В ноябре 2008 года премьер теневого правительства на телешоу неподдельно гневался на оппонентов ЕЭП и воздыхателей по ЕС: «Чем мы там будем свободно торговать, на европейском пространстве? Чем? Мы сегодня в Европейский союз продаем только, знаете, чушки. Что, мы можем с высокотехнологической продукцией выйти на рынок? Так ведь её у нас нет. Допустим, что мы можем соревноваться в области авиации, космических услуг. Сельским хозяйством. Так ведь нас туда не пускают и не скоро пустят».

Через пять месяцев Азаров только укрепился в своем «евразийстве». Из сообщения РИА Новости от 15 апреля 2009 г.: «Курс на евроинтеграцию не поможет Украине выйти из кризиса, тогда как создание Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией и другими странами СНГ может оказаться спасительным для украинской экономики». И там же: «Я как был, так и остаюсь последовательным сторонником создания Единого экономического пространства... Все эти мифы о европейской интеграции, они просто на четыре года затормозили создание регионального экономического рынка». Кремень мужик. Глыба. Такого не сдвинешь с пути праведного всякими мелкими европосулами.

А какие «песни неседальные» пел Азаров во славу ЕЭП на знаменитом III заседании Украинско-Российского форума на тему «Потенциал украинско-российского партнерства как фактор преодоления финансового кризиса…», что состоялся 28 ноября 2008 года!

В ответ на речь сопредседателя Украинско-Российского форума, академика РАН Сергея Глазьева: «Мы объединены технологической, научной, производственной кооперацией, и только вместе сможем вырастить на этой кооперации мировых лидеров…», у Николая Яновича в зобу дыханье сперло. И молвил в ответ опытный хозяйственник: «Я вот прослушал Сергея Юрьевича и готов подписаться под каждой его фразой».

А далее принялся деловито костерить правящих лживых путаников за то, что решили выходить из кризиса под патронатом МВФ – «обязались проводить свою экономическую, бюджетную политику в соответствии с теми подходами, которые обычно и предлагает Международный валютный фонд». По ходу дела рассказал, что идея ЕЭП блестяще проработана ещё в бытность его первым вице-премьером в правительстве Януковича в 2003-2004 гг.

«…Украина, Россия, должны вернуться к идее Единого экономического пространства. Она не утрачена... Это та наша возможность, которая позволит нам решить наши проблемы, не оглядываюсь ни на Большую Двадцатку, ни на Большую Восьмерку. Когда я уходил в декабре 2004 г. из правительства, у нас было подготовлено двадцать восемь готовых документов к подписанию. Двадцать восемь готовых документов!.. И более ста документов, определяющих всю канву и все это пространство, были готовы в июне», – буквально стонал пан Азаров от боли за растраченное попусту время.

Скептики пытались было аргументом «мы члены ВТО, а Россия нет» сбить евразийский пыл Яныча, но получили маркшейдерский отлуп тверже антрацита, в том смысле, что горняки за базаром следят.

Простите за длинную цитату, но уж больно она хороша своей продуманной до мелочей концептуальностью: «...я вот выслушал возражения Александра Александровича Чалого, который, кстати сказать, как замминистра иностранных дел входил в группу высокого уровня по формированию всех документов единого экономического пространства... И вот эти вот аргументы, которые я выслушал, они как бы и замшевили и мхом поросли, ан нет, оказывается, есть.

Дело в том, что мы внимательно проанализировали все абсолютно меры тарифной защиты, которые предлагались Российской Федерацией, сравнили их с теми двухсторонними протоколами, которые были подписаны еще до самого возникновения самой идеи Единого экономического пространства, и пришли со своими коллегами к выводу, что, оказывается, ничего такого диаметрально противоположного в этих мерах нет. А там, где у нас есть расхождения, мы придумали такой метод компенсации. То есть каждая страна в рамках Единого экономического пространства компенсирует потери от ослабления таможенной защиты по той или иной товарной группе.

Так что не надо противопоставлять, во-первых, Европейский Союз, Единое экономическое пространство, ВТО».

Подводя итоги форума, Азаров с нажимом заявил: «Сейчас я как специалист не вижу никаких возражений, никаких препятствий для реализации этой идеологии. И действительно вижу в нем большие ресурсы для развития нашей экономики, каких я не вижу, к сожалению, на других направлениях».

Вот так с убежденностью религиозного фанатика торочил фомам неверующим Азаров, осененный идеей ЕЭП подобно сошедшей с небес благодатью.

Однако миновали выборы президента в феврале 2010 года, и нашего Мыколу Яновича будто подменили. И теперь премьер Азаров с тем же пылом лепит строго обратное.

«Украина не может вступить в Таможенный союз, поскольку уже является членом Всемирной торговой организации», – заявил 1 сентября 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров во время лекции для студентов Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.

Однако и Россия одной ногой в ВТО (осталось сервильной Государственной думе подмахнуть протокол), но, тем не менее, она не собирается разгонять Таможенный Союз с Белоруссией и Казахстаном, наоборот, нацелена на его развитие вплоть до создания Евразийского союза.

Вот и Президент не без удовольствия наводит тень на плетень. 19 марта Виктор Федорович в интервью одному из российских телеканалов заявил, что Украина пока не готова дать конкретный ответ о своем участии в союзе. «Мы не были участниками подготовки этих документов, и мы не готовы сегодня сказать, насколько они соответствуют нашим национальным интересам», – сказал Президент.

Но, может, за последние два года украинские экономисты обнаружили ошибки в расчетах, и Таможенный союз вместе с ЕЭП для Украины, что пятое колесо в телеге? Ничего подобного. Их вердикт по-прежнему благоприятствует полноценному вхождению Украины в означенные организации.

Наука дает добро

Директор Института экономики и прогнозирования НАНУ, академик НАНУ Валерий Геец, курировавший исследование с украинской стороны, считает, что в абсолютных цифрах суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины за прогнозный период — с 2011 г. по 2030 г. — может достичь для четырех стран в ценах 2010 г. $1,1 трлн, из которых на долю Украины придется около $220 млрд.

Вместе с тем группа экономистов во главе с Геецем отмечает, что вариант «ЗСТ СНГ + ЗСТ ЕС для Украины» (т.н. многовекторность) наиболее невыгоден, т.к. в случае его реализации страна получит ухудшение условий торговли на постсоветском пространстве и «может терять до 1,5% от базового уровня объема ВВП».

Еще более решительно высказывается за ЕЭП Валерий Мунтиян, доктор экономических наук, член-корреспондент НАНУ, заместитель министра экономики Украины. В своей развернутой статье «О глобальной расстановке сил и проблеме выбора для Украины» от 2 марта 2012 он, в частности, пишет:

«Центром экономического развития становится Евразия. Поэтому наши основные интересы должны быть именно здесь, а не в Африке, Австралии и даже, увы, не в Северной или Южной Америке. Европа cама отчаянно ищет помощи, ожидая, что в качестве мецената выступит Китай.

… Украинским компаниям нет особо места в мире, глобальные игроки нас просто выметают изо всех наиболее перспективных уголков планеты.

…Евроинтеграторам, а также противникам интеграции со странами СНГ и в первую очередь с РФ следует задать следующие вопросы. Как, за счет чего Украина может преодолеть негативные последствия кризиса и выйти на новый цикл экономического роста, ведь советское наследство почти проедено, а нового почти не создано?

Как Украина самостоятельно — в условиях громадного физического износа основных производственных фондов, с низким уровнем платежеспособности, огромной энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции и крайне низкой конкурентоспособностью – может обеспечить устойчивое развитие, экономическую безопасность?.. Где, у кого, по каким ценам мы будем брать энергоресурсы, инвестиции и инновации? И, наконец, кто нам предоставит рынки взамен сегодня существующих?

…Структура товарооборота для Украины куда лучше с государствами СНГ. Мы продаем РФ свои высокотехнологичные товары и можем в случае интеграции этот объем многократно увеличить.

…Приведенные результаты научно-исследовательской работы «Оценка роли украинских предприятий для российской экономики на современном этапе ее модернизации и обновления» показывают, что есть реальная возможность увеличения украинского экспорта в Россию на 73%».

Невозможно спорить с выкладками уважаемых специалистов. Да с ними по существу и не спорят. В вопросе вхождения в ТС и ЕЭП напустили много хуторянской политики, а не здравого смысла.

«Чего ж тебе ещё надо?»

Не надо быть великим украинским экономистом, чтобы, посмотрев на структуру товарооборота с ЕС и РФ в 2011 году, ответить на вопрос, куда разворачивать оглобли.

РФ: экспорт – $19,68 млрд; импорт – $29,056 млрд. Товарооборот – $48,7 млрд. (с учетом услуг – $55,5 млрд.). Торговое сальдо – минус 9,37 млрд. За вычетом энергоносителей – +$7,55 млрд.!

В случае вхождения Украины в Таможенный союз страна сходу получает цену на газ как минимум в 2 раза более низкую, и, соответственно, торговое сальдо из безнадежного минуса выйдет на отметку близкую к нулевой.

Но и это не самое главное. Украина имеет по машиностроительной отрасли чудесный баланс: экспорт – $7,2 млрд: импорт – $3 млрд; сальдо – $4,2 млрд.!

Вот где, как сказал бы юморист, «собака порылась». В случае глубокой кооперации есть все возможности наращивать положительное сальдо? А значит, карты в руки - развивать наукоемкие отрасли промышленности.

Даже по металлургической отрасли Украина стоит неплохо: экспорт – $4,1 млрд., импорт – $2,1 млрд. (сальдо – $2 млрд.).

Для сравнения: с ЕС-27 товарооборот (включая услуги) Украины – 50,6 млрд. долл., отрицательное сальдо – $7,5 млрд. Сальдо минусит в основном из-за товарооборота в машиностроительной (минус $6,1 млрд) и химической отраслях (минус $5,4 млрд.).

Могут возразить, что Украина экспортирует наукоемкое оборудование, которое у нас не могут изготавливать, а это благо. Черта с два. Импортируем то, что могли бы и сами в достатке производить, если бы реформы сильно не урезали наши машиностроительные возможности: электрические машины, котлы, железнодорожные локомотивы, суда.

Анализ товарооборота,на уровне обывателя интересующегося вопросами: «Как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему?» может спровоцировать не совсем корректное восклицание из киношного Ивана Васильевича Грозного: «Чего ж тебе ещё надо, собака? Ну, так и женись, хороняка!»

Но украинские вожди не мыслят простой и ясной арифметикой. Идея фикс – внедриться хоть тушкой, хоть чушкой в ЕС, а там «гори оно все синим конем», отключает начисто элементарный государственный прагматизм.

К тому же украинские владельцы заводов и фабрик не шибко будут рады ещё большей экспансии русского капитала в наши палестины. Хоть и сопливое, да моё – примерно так рассуждают украинские «володари».

Вот руководитель и генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива, сидя на могильном холме Авиапрома, продолжает рассуждать про опасности слияния с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией»: «Интеграция должна быть выгодна обеим сторонам. Поглощение же одного партнера другим может привести к развалу». Конгениально! Страна начисто утратила навыки и возможности серийного производства авиапродукции, но психология разорившегося хуторянского куркуля продолжает туманить мозги.

А помогает нам оставаться в ничтожном состоянии страны, утратившей статус индустриальной, причем на перспективу, Вашингтонский обком.

При этом логика у американцев каннибальская. «Что касается цены на газ, я не думаю, что это угрожает украинскому суверенитету. Относительно слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», то это уже может быть поводом для беспокойства», – мудрствует Уильям Тейлор, бывший посол США в Украине.

Да и оффшорные патриоты стараются не огорчать западных кураторов чрезмерным самостийничаньем. Да возможно ли проявление оного, если элита по существу живет в Украине вахтовым методом? «Спилить и вывезти» – вот и вся парадигма самостийного пути «развития».

Они наивно полагают, что лояльность к Западу обеспечивает бессмертие сокрытого на Кипре и Виргинских островах добра. Его-то как раз первым конфискуют западные партнеры в случае надобности, под благовидным предлогом «борьбы с отмыванием денег».

Поэтому нет причин надеяться на то, что клептократия прозреет и пойдет на участие Украины в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Только грандиозное схлопывание остатков экономики под воздействием мирового кризиса позволит в принудительном порядке отстранить от власти и судить забубенных реформаторов.