Украинская оппозиция существует в сложных, но относительно тепличных условиях. С одной стороны, правоохранительные органы максимально затрудняют финансирование оппонентов и давят на отдельных ее представителей. А с другой стороны, власть подставляется на каждом шагу, громоздит ошибки за ошибками, даже в выигрышных, казалось бы, ситуациях.

В Верховную Раду прошло довольно много оппозиционных сил, в том числе такие молодые партии как «УДАР», и ВО «Свобода». Если бы не смена избирательной системы, оппозиция уже стала бы властью, потому что нынешней властью недовольно большинство населения. А некоторые, так просто искренне ее ненавидят.

Имея такой потенциал протестных настроений, оппозиционеры первое время без особых боев сдавали позиции. Им не дают возможности не только повлиять на действия власти, но даже и заставить представителей власти отчитаться за уже сделанные ошибки. Примером можно назвать назначение нового правительства, когда оппозиционеры смогли только слегка поиздеваться над произношением Николая Яновича, а многочисленные ошибки предыдущего правительства остались нераскрытыми в полной мере.

Насколько эффективны и активны действия оппозиции и как она борется с властью? Как представители трех оппозиционных партий воплощают протестные настроения народа? Чем на самом деле должны заниматься представители «УДАРа», ВО «Свобода» и «Батькившины»? Хочет ли на самом деле оппозиция победить власть, или ее многочисленные маневры направлены только на поддержание имиджа борцов с режимом? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.

Народный депутат от ВО «Батькивщина» Александра Кужель оценила бы эффективность оппозиции так: комфортно ли сегодня власти, чувствуют ли они безнаказанность за свои действия?

«Наверно, нет, – ответила народная избранница, – потому что оппозиция подняла самые болезненные вопросы, она выступила впервые против кнопкодавства, она поднимает вопросы о возможном дефолте бюджета, коррупции, нарушении прав человека – то есть те вопросы, по поводу которых прошлая ВР делала вид, что не замечала их. Посмотрите, как активизировались общественные организации по вопросу украинской идентификации – это вопросы языка, отслеживание бизнесовой структуры, медицинской реформы и т.д.».

Учитывая то, сколько новых людей в этой оппозиции, отметила Александра Владимировна, она действует достаточно эффективно: «Первый и главный момент – они (оппозиционеры. – Ред.) работают слаженно и согласовывают свои действия. Находясь в жутком неправовом поле, мы продолжаем поднимать и озвучивать конституционные вопросы. Все три оппозиционные команды вместе встречаются со всеми международными организациями, послами. Есть очень много вещей, которые сделаны впервые, которые должны разбудить гражданское сознание. Порочно делать за людей то, что они должны делать сами». Но, тем не менее, по словам Александры Кужель, чувствуется, что народ пробуждается. Об этом свидетельствуют многочисленные звонки и письма к народной избраннице.

«Из тех возможностей, которые у нас сейчас есть, – рассказала Александра Владимировна, – мы максимально стараемся использовать все рычаги: это и публичность, и своя позиция в ВР. Посмотрите, какие мы законы подали по самым болезненным вопросам: остановить пенсионную реформу, изменить УПК, который сделал нас всех рабами, подали законопроекты по самозанятым, инвалидам и т.д. – по массе вопросов, которые мы обещали решить нашим избирателям. То есть в той ситуации, в которой мы находимся, мы действуем вполне адекватно, и дай бог, чтобы мы так и дальше работали. Без поддержки людей наша работа будет сложна, и опасна, и трудна».

Народный депутат от фракции УДАР Наталья Новак рассказала, что блокирование трибуны должны были сделать оппозиционные силы предыдущих созывов: «Потому что сегодня у ПР есть виртуальное большинство, то есть они якобы есть, но в зале их нет. И это позволяет большинству не считаться с меньшинством. Если меньшинство добьется исполнения регламента и Конституции – персонального голосования, то большинству будет труднее протягивать лоббистские законы, которые принимаются в интересах определенных кланов, олигархических групп, бизнеса без учета интересов людей, потому что ВР уже давно не работает в интересах людей. И если они начнут работать по закону, то уже меньше станет таких законов, им придется считаться с оппозицией, а это значит, что будут проходить законы, которые предлагает оппозиция».

Оппозиция блокированием трибуны, якобы не имеющим глубокого смысла, акцентировала внимание народная избранница, борется за то, чтобы все депутаты голосовали своими карточками: «Последствия более важны – заставить их ходить на работу, читать законы и понимать, что просто иметь на руках карточки и не ходить на работу у них не получится».

«У них диалог один, – прокомментировала действия представителей власти, – да, мы будем ходить, но будем голосовать по-старому. Это означает, что они один-два раза появятся, а потом опять разлетятся на острова, в командировки, будут заниматься своим бизнесом. Если каждый получит свою карточку, то, возможно, он по-другому начнет смотреть на свое большинство, потому что сегодня в ПР нет обсуждения того, как голосовать, просто дается отмашка – и они нажимают кнопки… Почему коммунисты не идут на диалог? Потому что они привыкли работать по принципу «потому что мы банда». Нас большинство – почему мы должны исполнять закон? Нас большинство, и с нами никто ничего не сделает».

Оппозиция на сегодня чрезвычайно действенная и консолидированная, заявил народный депутат от ВО «Свобода» Игорь Мирошниченко: «Вы видите, что у нас сегодня есть общая позиция, и мы принципиально ее отстаиваем».

«Нам не хватает лишь капли, – добавил Игорь Михайлович, – которая переполнит чашу терпения украинского общества. Как только оно будет готово сменить эту власть, мы ему поможем».

Оппозиция борется с властью законными способами, рассказал народный избранник, раскрывая ее злодеяния: «Это и депутатские запросы, и общение с гражданами. Если говорить о перспективах, то есть способ, предусмотренный Конституцией Украины. Сменить власть возможно через выборы, и мы настаиваем на том, что это реально сделать уже в 2015 году. Если будет хоть малейший шанс на импичмент президенту, мы его используем. Мы готовим закон про импичмент президенту, который пропишет четкий механизм отстранения Януковича от власти, чтобы страна не мучилась и не ждала 2015 года».

 

«Парламент не будет работать до тех пор, – сказал Игорь Мирошниченко, – пока не будет выполняться Конституция Украины и депутаты не будут голосовать персонально. Если они согласятся на любой из способов, который гарантирует персональное голосование, трибуна будет разблокирована, и мы начнем активно работать над тем, чтобы вынести в парламент те законопроекты, которые уже подготовлены оппозицией».

Сейчас оппозиция сконцентрирована на форме, сказал кандидат политических наук, эксперт по вопросам внешней политики Александр Палий.

«Это гораздо лучше, чем если бы они ничего не делала, – объяснил господин Палий. – Безусловно, хорошо требовать исполнения Конституции, и не только по этому вопросу. Более того, надо подчеркнуть и то, что череда назначений и законодательных актов, которые были приняты, не являются легитимными на сегодняшний день, потому что были приняты антиконституционным способом. И, таким образом, необходимо подорвать легитимность тех властных решений, которые были осуществлены».

Но это все форма, высказал мнение политолог, у оппозиции есть проблема с сутью: «Она не показала нашему обществу, какой будет страна после Януковича. Образ некоррумпированной страны, страны для всех граждан оппозиция не нарисовала даже в воображении, не говоря уже о законопроектах. То ли оппозиция, скорее всего, не знает, что ей делать после получения власти, то ли ей сейчас не до этого. Но, тем не менее, нет четкой демонстрации альтернативы. Более того, есть чрезмерный популизм, который соревнуется с популизмом власти. Это деструктивно. Это безответственная позиция. Надо говорить честно с людьми, и если есть какие-то сложности, то и о них надо говорить. Нельзя обмазываться розовым сиропом, потому что известно, во что превращается в результате этот сироп».

Народный депутат VI созыва от фракции НУ-НС Роман Зварыч не понимает действий своих коллег: «Блокирование происходит из-за кнопки в то время, как уже две недели замалчивается вопрос о политзаключенных, а публичные люди из оппозиции начинают озвучивать других кандидатов на президентскую гонку, которая состоится через несколько лет». Все это выглядит таким образом, говорит Роман Михайлович, «что хотят усыпить внимание к заключенным лидерам оппозиции, чтобы создать имидж для более респектабельных новых кандидатов».

Господин Зварыч считает, что это не тот вопрос, вокруг которого надо было бы создавать такую непримиримую принципиальную позицию. Самыми важными вопросами он бы назвал два: «Первый – это избирательное правосудие, в частности политическое заключение двух лидеров оппозиции – Луценко и Тимошенко. И второй вопрос – это вопрос языка, который ставит вызов перед всем народом, хочет ли он стать нацией. А оппозиция об этом вообще молчит».

«Если исходить из риторики оппозиции, – рассказал о ее действиях политик, – они говорят про авторитарный режим, но бороться с авторитарным режимом можно и не парламентскими методами. Я не знаю ни одного примера из истории, когда можно было бы преодолеть авторитаризм какими-то респектабельными парламентскими методами. Риторика, которую мы от них слышим, выглядит так, что они пытаются убедить сами себя в том, что именно такая ситуация в стране. Я не говорю, что это не так, но если так, то мне кажется, что оппозиции не хватает моральной смелости. В таких условиях следовало поставить вопрос о легитимности власти. Они должны были это сделать, когда в начале сессии стоял вопрос об отказе от мандатов. И если опять-таки руководствоваться риторикой, которую мы от них слышим, то они были обязаны это сделать. А то, что они этого не сделали, свидетельствует о том, что они ставят свои личные интересы выше интересов дела».

Роман Зварыч уверен, что людям по барабану, будут нажимать на кнопку или нет. А действия оппозиции направлены лишь на то, отметил экс-народный депутат, чтобы создать такую невозможную для принятия решений обстановку в парламенте: «Они не говорят про то, что практически в любом парламенте мира решение принимается большинством присутствующих, а не большинством парламенте. Я убежден, что было бы нормальным изменить Конституцию в той части, что решение считается принятым, если за него проголосовало не большинство конституционного состава – 226 (или 225 в Крыму), а большинством присутствующих. Большинство должно отчитываться о своей работе не перед меньшинством, а перед своими избирателями».

Политолог, историк, председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко поддерживает предыдущего эксперта в том, что блокирование трибуны является бесполезным средством, поскольку есть два аспекта.

«Первый, – объяснил Кость Петрович, – вопрос сенсорной кнопки, который поднимает оппозиция, не является определяющим для большинства граждан Украины, и граждане просто не понимают, для чего блокируется трибуна. Второй момент – это то, что у оппозиции, прежде всего у УДАРа, нет ясного видения того, как они будут разблокировать трибуну. А если они не добьются, то что, они будут бессрочно блокировать вплоть до того, что будет распущен парламент? А если они поймут бесперспективность, то как тогда они будут разблокировать? Фактически они уйдут с поражением».

«Плюс ко всему, – добавил политолог, – сейчас очень актуально, что в преддверии саммита Украина-ЕС для того, чтобы мы получили безвизовый режим с ЕС и прочие подвижки в евроинтеграции, необходимо принять целый ряд законодательных актов – как минимум, четыре закона, которые уже готовы, и их просто необходимо проголосовать. Плюс необходимо проголосовать совместную декларацию оппозиции и власти относительно евроинтеграции. То есть это те документы, которые действительно ждут избиратели. Что для оппозиции важнее – сенсорная кнопка или Европа? Поэтому я думаю, что оппозиция вступила в борьбу, не совсем просчитав свои шансы и возможности».

Социологические исследования показывают, утверждает господин Бондаренко, что у оппозиции существенно проседают рейтинги: «Если бы сейчас проходили выборы, то она бы набрала значительно меньшее количество голосов, чем ранее».

Что касается того, как должна вести себя оппозиция между выборами, то Кость Бондаренко считает, что она должна накапливать положительный потенциал, эффективность. Но эффективность не обязательно должна демонстрироваться на противопоставлении власти, резюмировал политолог, но иногда и в сотрудничестве с властью.

Народный депутат Украины от фракции Партии регионов Вадим Колесниченко приветствует действия оппозиции, потому что «для решения вопросов они бесполезны, а для понижения рейтинга и статусности парламентского меньшинства это вносит колоссальную позитивную ноту».

«Каждый день бессмысленного блокирования (что, по сути, есть нарушением регламента), – прокомментировал работу оппозиционных фракций в парламенте Вадим Васильевич, – когда они блокируют самостоятельно рассмотрение вопросов, которые они вносят, кроме гомерического хохота уже ничего не вызывает. И чем дольше они там будут стоять, тем больше будет всем понятно, что в стране нет оппозиции, а в стране есть группа меньшинства (не буду говорить, что сексуального), которая даже не понимает, что им дальше делать. Ну, зашли, сделали ремонт, а что дальше делать? Надо себя красиво показать – а для этого надо выйти на возвышенное место. Вон петух утром забирается на забор и на жердочке качается и кукарекает, а потом он не удерживается, спускается в курятник и занимается тем, чем положено заниматься. Депутату положено заниматься законотворческой работой, а эти господа и господинчики сами себя уже переплюнули. Конечно, мы не будем им помогать слезать с этой жердочки или с этого шеста. Пусть сидят там, чтобы дурь каждого была видна народу Украины».

Что же касается самого смысла существования оппозиции, то он в корне отличается от того, чем занимаются украинские оппозиционеры, высказал свое мнение регионал: «Это предложение альтернативных законопроектов и убеждение общества в том, что их предложения, их перспектива, их изменения являются наиболее выгодными для страны. Если вы проанализируете, чем последние три года занималось это меньшинство, то увидите, что ничего нового они не предлагали».

После присоединения к оппозиции УДАРа и «Свободы», добавил народный избранник, оппозиция маргинализовалась: «Сегодня это серпентарий единомышленников, которые жуют и клюют друг друга. А цель одна – показать, что я самый агрессивный, самый правозащитный, самый большой переживатель за судьбу народа, самый великий патриот их всех патриотичных патриотов. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы мебель не портило».