Точную сумму убытков от снежной стихии власть обещает сообщить после ликвидации всех ее последствий – в первых числах апреля. В отличие от чиновников, бизнесмены уже точно знают, сколько денег они потеряли в снежных сугробах.
«В целом доход за прошлую неделю оказался на 35% ниже в сравнении с предыдущей. При этом количество вывезенных заказов в субботу и воскресенье упало на 60%. Но и сейчас этот показатель остается на 20% ниже», - рассказывает владелец компании доставки еды из ресторанов «Экипаж-Сервис» Владимир Нечипоренко. По его словам, 23-24 марта на работу смогли выйти только пешие курьеры, которые доезжали к заказчикам на метро. Тарифы на доставку были подняты вдвое, чтобы мотивировать людей выходить на работу в снегопад.
Получили ощутимый «снежный удар» кафе и рестораны. «В субботу и воскресенье практически никого не было. Служба доставки была парализована», - констатирует совладелец сети ресторанов быстрого обслуживания «Картопляна хата» и пиццерий «Челентано» Максим Храмов.
А вот для продовольственного ритейла снегопад стал настоящим подарком. В приватной беседе сотрудница сети супермаркетов «Велика Кишеня» воскликнула: «О каких убытках вы говорите? В магазинах стояли очереди!». Официально говорить о своих доходах торговые сети не хотят, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако очевидно, что кто-кто, а продовольственные магазины на снегопадах не только не обеднели, а порядком подзаработали. Народ кинулся сносить с полок не только хлебобулочные изделия и молочную продукцию, а и крупы, макароны, консервацию.
Повезло и тем, кто торговал «снежным инвентарем» - прежде всего, снегоуборочными лопатами. Уже во вторник их не было ни в одном супермаркете, кроме «Эпицентра», который связывают с секретарем Киевсовета Галиной Герегой.
Другое дело - магазины остальных непродовольственных товаров. В заснеженные выходные их работа была полностью парализована. Покупатели не могли к ним добраться и вывезти купленный товар. «Даже расчищенная территория возле магазина не спасала ситуацию. Все подъездные дороги были завалены снегом и блокированы. Подъехать и отъехать к магазину было невозможно. В нормальном режиме мы заработали только день-два назад», - рассказывает владелица торгового дома Rito Татьяна Абрамова.
Аптеки пережили снегопад на удивление спокойно. Ажиотажного спроса на лекарства не возникло, поэтому их прилавки не опустели. «Как ни странно, у нас особых убытков не было. Со вторника поставщики возят нормально. Входы в аптеки откапывали ещё в субботу», - рассказывает коммерческий директор сети аптечных супермаркетов «Виталюкс» Дмитрий Климок.
А вот столичные хлебозаводы в субботу 23 марта вообще были вынуждены потушить свои печи, потому что у них в цехах осталось выпеченным по заявкам и нереализованным более 120 тонн хлеба. С трудом развезти уже зачерствевший хлеб по торговым точкам удалось только на следующий день – 4 марта в воскресенье. «Самая главная проблема – были блокированы подъездные дороги к хлебозаводам. Власть обещала это сделать, но так и не сделала. Буквально сегодня разговаривал с руководством Хлебозавода №2 на Подоле. Так у них до сих пор подъездную дорогу не почистили от снега», - рассказал гендиректор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко.
Застрявшие автобусы и троллейбусы, не выехавшие с гаражей маршрутки, отмененный скоростной трамвай и 10-бальные пробки на столичных дорогах мешали людям во время снежной бури добраться на работу. Многие предприниматели были вынуждены полностью приостанавливать свою деятельность. «23-24 марта работать было не возможно. Продавцы просто не могли доехать до работы. Мои три ларька просто стояли закрытыми. А ведь выходные дни – самые прибыльные для торговых точек на рынках», - рассказывает частный предприниматель Константин Сирица.
Но больше всего пострадали от снегопадов таксисты, считает председатель их всеукраинского профсоюза Василий Попик. Большой расход бензина в условиях экстремальной езды плюс застрявшие в сугробах и авариях машины. «Сутки полностью выпали из работы. Многие просто не смогли выехать. И сейчас таксисты продолжают нести убытки. Дворы до сих пор не расчищены, и к клиенту доехать нереально. Как и подвезти клиента с багажом до подъезда», - констатирует Василий Попик. По его словам, таксисты остались один на один со своими проблемами. В большинстве случаев все царапины и вмятины, полученные в снегопад, они будут ремонтировать за свой счет. А все потому, что страховые компании массово отказываются продавать КАСКО таксистам. Застраховать свое авто перевозчикам удается только как частным лицам, да и то если борта автомобиля не обклеены рекламой такси.
Страховщики, в свою очередь, уже начали фиксировать рост обращений после аномальных снегопадов на 10-15%. И это только начало. «Многие машины еще стоят поцарапанные в сугробах. Как только снег спадет и владельцы обнаружат повреждения, пойдет основной поток обращений. Где-то через недельку», - прогнозирует директор департамента по работе с крупным бизнесом страховой компании «ВУСО» Наталья Мартиашвили. По ее словам, большинство обращений за страховыми выплатами будет от частных лиц. А вот компенсировать простой застрявших в сугробах фур и стоимость сгнившего в дороге товара практически некому. Бизнес сейчас не активно страхует производственные риски и убытки по грузам. «Для страховых компаний этот снегопад стал бонусом в плане мотивации предпринимателей страховать свой бизнес. Ведь пока они не столкнутся с проблемой, решение не принимается», - резюмирует Наталья Мартиашвили.
В то же время украинские власти не спешат драматизировать ситуацию. По словам вице-премьер-министра Александра Вилкула, в Киеве убытки исчисляются лишь десятками миллионов гривен. Но, как видно, бизнес, вооружившись калькуляторами, с этими подсчетами явно не согласен.