Отечественный топливно-энергетический комплекс существует в бесконечном режиме коллапсов. Для их предотвращения чиновники задействуют колоссальные административные и финансовые ресурсы, которые впоследствии становятся основным инструментом для их обогащения и перераспределения сфер влияния в энергосекторе.
Управляемый хаос
Самой конфликтной зоной топливно-энергетического комплекса Украины является газовая сфера. Фундамент этой тенденции был заложен еще десять лет назад, когда стартовала череда пересмотра договорных отношений НАК «Нафтогаз Украины» с российским ОАО «Газпром». Принято думать, что достигнутые в рамках дополнительных соглашений успехи (цена газа, объемы его продаж и т.д.) россиянам обеспечивал уровень их переговорщиков, которые якобы были на несколько голов выше наших делегатов. Но на самом деле официальный Киев добровольно соглашался на проигрыш во имя решения других проблем. Лучший пример — пересмотр условий поставок газа в 2009 году, когда «Нафтогаз» пошел на резкий рост стоимости закупаемого газа. Тогда в Кабмине объяснили это решение переходом на рыночные рельсы (цена начала высчитываться по формуле), но злопыхатели тут же поспешили увязать его с закрытием уголовных дел в РФ против Юлии Тимошенко, которая на тот момент была премьер-министром Украины. Установить причинно-следственную связь между этими событиями невозможно. Но тот факт, что сейчас «Газпром» ни под каким предлогом не соглашается на долгосрочный пересмотр тех договоренностей, наталкивает на мысль, что корпорация все еще считает это соглашение чрезвычайно выгодным.
Попытки Киева убедить Москву в обратном с помощью Стокгольмского арбитражного суда пока не принесли ожидаемого результата. Но даже возникший на этой почве конфликт чиновники умудряются использовать в своих интересах. Об этом свидетельствует хронология событий. Так, о намерении пересмотреть цену импортируемого из РФ газа в Украине заявили в апреле 2014 года, а через несколько недель после этого «Газпром» прекратил поставки голубого топлива в нашу страну. Официальным поводом для этого стали $3 млрд. долга «Нафтогаза» перед «Газпромом», поэтому такое решение вряд ли стало неожиданностью для Киева. Тем не менее Украина оказалась абсолютно неготовой к новым реалиям.
Режим выборочного содействия
В том, что дефицит газа (сознательно или нет) создавался руками украинской власти, сомнений нет. Показательный пример: на старте газового конфликта с РФ (весной этого года) крупнейшие бизнес-группы страны были готовы возобновить импорт голубого топлива из Европы, но не сделали этого из-за отсутствия разрешения на доступ к газотранспортной системе страны со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности. С чем была связана нерасторопность ведомства, возглавляемого Юрием Проданом, непонятно. Но это обстоятельство не позволило запастись газом двум крупнейшим бизнес-группам — SCM Рината Ахметова и Group DF Дмитрия Фирташа.
Вместе с этими империями пострадали и другие. Ведь дефицит энергоресурсов дал повод правительству Арсения Яценюка издать постановление «О мерах по обеспечению населения, предприятий, учреждений и организаций природным газом до конца отопительного сезона 2014/2015 годов», которым использование природного газа промышленностью ограничивалось на 30%.
Но сейчас стало понятно, что даже в рамках этого лимита будут исключения: 29 сентября Кабинет министров принял постановление, которым запретил предприятиям — производителям минеральных удобрений использовать газ до окончания осенне-зимнего периода.
Таким образом, под блокадой оказались химзаводы Group DF, поэтому сейчас вместо прибылей они генерируют убытки. А следовательно — являются идеальной жертвой для поглощения. Пожалуй, единственным претендентом на их приобретение является группа «Приват». Во‑первых, потому что ее бенефициар Игорь Коломойский уже давно удачно оседлал тему патриотизма для наращивания своей капитализации. Во‑вторых, подконтрольная днепропетровскому олигарху компания «Укрнафта» сейчас ведет борьбу за право свободного распоряжения газом собственной добычи. А это — 2 млрд. м3 в год. И если цель будет достигнута, с ресурсным обеспечением у химзаводов, использующих газ в качестве сырья, проблем не будет.
Кстати, о газодобыче. Перед угрозой газовой блокады Украина должна была бы стремиться к наращиванию темпов собственной добычи. Но все было сделано с точностью до наоборот: 31 июля 2014 года Верховная Рада по инициативе правительства повысила ренту на добычу газа втрое, тем самым окончательно отбив у местного бизнеса охоту инвестировать в эту сферу.
Угольный привал
Логичным следствием данного процесса стало принятое Кабмином постановление от 13 августа, которым утвержден порядок принятия чрезвычайных мер по преодолению последствий нарушения нормальной работы рынка электроэнергии. В документе перечислен ряд критериев таких нарушений, среди которых — снижение резервов топлива на ТЭС ниже двадцатидневного запаса, а также отсутствие (в течение трех месяцев) оплаты тока его производителям.
Поскольку фактически запасы угля на складах в разы меньше допустимого, у Яценюка появилась возможность вводить ЧП, предусматривающее целый ряд мер: от ограничения цен на рынке до создания особых условий отдельно взятому участнику энергорынка. Данные меры могут применяться на период до месяца, а этого более чем достаточно для перераспределения сфер влияния в отрасли.
Очевидный дефицит газа, по идее, должен был подтолкнуть правительство к поиску альтернативных источников энергии. Весной, когда энергетический кризис только набирал обороты, с этой ролью вполне могли справиться угольные шахты Донбасса. Но в Министерстве энергетики не использовали тот момент для сверхнормативных закупок топлива, а после того как противостояние на востоке перешло в активную фазу, шанс был окончательно упущен. Было это время утрачено сознательно или речь идет о преступной халатности, уже не так важно. Главное — результат: ныне для прохождения отопительного сезона Украина вынуждена импортировать 5 млн. т угля, на поставках которого могут заработать опять-таки избранные компании-логисты.