В Основной Закон предлагается внести два главных новшества. Первое: в Украине изменится административное устройство, ряд полномочий передадут новым местным общинам, которые будут состоять из одного или нескольких населённых пунктов. Они получат в своё распоряжение коммунальную собственность, землю, природные ресурсы своих территорий, а также местные и долю общегосударственных налогов. Плюс полномочия самостоятельно ими распоряжаться, но под контролем префектов, которые придут на смену нынешним главам областных и районных администраций.
Однако ключевое нововведение в Конституцию — внесение в Переходные положения Основного Закона ещё одного пункта: «Особенности реализации местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом». Такой закон существует уже без малого год, согласно ему претендовать на какой-то «особый статус» боевики смогут только после фактической капитуляции: вывода с территории Украины российских войск, разоружения местных «ополченцев» и проведения выборов по украинским законам, что выглядит пока абсолютно нереалистично. Сторонники этой нормы настаивали, что результативное голосование за «особый статус» станет очередным доказательством того, что украинская власть выполняет минские соглашения и настроена решать конфликт на востоке мирным путём, в отличие от России и подконтрольных ей боевиков. И для европейских друзей Украины это будет мощным аргументом в пользу продления антироссийских санкций, срок действия которых истекает в середине сентября. В Администрации президента утверждали, что никаких новых обязательств Украина на себя не берёт. Говорили, что всё будет зависеть от того, пойдут ли на уступки Россия и боевики. Зато наша страна таким образом обеспечит себе поддержку со стороны Запада. То есть это своего рода тактический ход в плане Петра Порошенко по мирному урегулированию конфликта в Донбассе, и без него будет трудно обыграть Путина.
У оппонентов реформы, среди которых главную роль играют Радикальная партия Олега Ляшко, Свобода, Самопомич и УКРОП Игоря Коломойского, была своя правда. Они утверждали, что страна, наоборот, скатывается в авторитаризм, поскольку президент получит право прекращать полномочия любого местного совета, если решит, что принятые им решения угрожают национальной безопасности. Оценка наличия такой угрозы — вещь субъективная, следовательно, перед Банковой откроется возможность для манипуляций. Противники реформы местного управления также сомневаются, что в условиях отсутствия реальной борьбы с коррупцией децентрализация улучшит качество работы чиновников на местах, которые теперь будут распоряжаться ещё большими ресурсами и полномочиями. Однако основная претензия оппонентов президента и его команды — к наделению особым статусом регионов, которые сейчас находятся под контролем российско-террористических группировок. Они уверены, что упоминанием об «особенностях самоуправления» Украина легитимизирует власть боевиков, которых Киев якобы будет содержать за счёт госбюджета, тем самым сдавая национальный суверенитет.
Подготовку к голосованию за поправки к Основному Закону сторонники и оппоненты конституционной реформы вели долго и основательно, с многочасовыми кулуарными переговорами и промокампаниями в СМИ и соцсетях. В ход были пущены многочисленные мифы и страшилки, например, о том, что в случае принятия реформы такие персонажи, как Гиви и Моторола, вскоре будут заседать в Верховной Раде в качестве депутатов от «отдельных районов Донбасса».
Впрочем, однозначно утверждать, что поправки к Конституции это «зрада» или «перемога» нельзя. Даже если Верховная Рада окончательно утвердит реформу, её реальные последствия зависят от того, как именно пропишут распределение полномочий и финансовых потоков между советами общин, районов, областей и префектур в отдельных нормативных актах, какие изменения будут внесены в закон об «особом статусе» Донбасса и как он будет применяться на практике. Пока предлагаемые изменения в Конституцию сугубо рамочные. По словам соавторов реформы, предстоит принять не менее полутысячи нормативных актов разного уровня, которые наполнят её реальным смыслом.
Но в день голосования к логике мало кто прислушивался, верх взяли эмоции и лозунги про «зраду». В самом парламенте принятие реформы прошло относительно гладко, о чём загодя побеспокоились в Администрации президента. Блок Порошенко заключил фактический союз с Народным фронтом, обеспечив его поддержку. Прошли переговоры с молодыми народными депутатами из разных фракций (в итоге 5 голосов дала Самопомич). Удалось договориться и с Оппозиционным блоком, и с группами «Возрождение» и «Воля народа», как результат — 265 голосов за. Противникам реформы, в первую очередь радикалам Олега Ляшко, при этом дали возможность вволю попиариться — те заняли парламентский президиум, битый час на камеры скандировали «Ганьба!», стуча пластиковыми бутылками по столам.
Однако на площади под Верховной Радой согласия не было. Уже после голосования и закрытия заседания, подогретые выступлениями своих лидеров противники реформы, в основном свободовцы, зачем-то начали штурм пустеющего парламента. В ход пошли камни и слезоточивый газ, у бойцов Нацгвардии отбирали щиты и дубинки, нескольких солдат взяли в плен и толпой избили. Трагическая кульминация — брошенная за спины нацгвардейцев боевая граната. Общее число пострадавших — около полутора сотен человек. К моменту сдачи номера в печать от ран умерли трое бойцов Нацгвардии.
Свою часть программы по мирному урегулированию конфликта в Донбассе Украина с боем и кровью выполнила, теперь мяч на поле боевиков и Кремля. Итоговое принятие конституционной реформы вряд ли состоится раньше зимы, и только при условии, что сепаратисты пойдут на деэскалацию конфликта. Во всяком случае так обещают в президентской фракции БПП. Но успешное голосование зимой пока выглядит туманно: с учётом начавшегося распада парламентского большинства (о выходе из коалиции и переходе в оппозицию заявила Радикальная партия, а Самопомич сообщила, что рассматривает такую возможность) 300 голосов за реформу собрать будет сложно.
#Зрада или #перемога?
Пойдёт ли конституционная реформа на пользу Украине — будет зависеть от политической воли руководства страны, ситуации в Донбассе и сотен нормативных актов, которые предстоит принять для её реализации.