Более четырех месяцев в Украине длится вооруженный конфликт на востоке Украины. Тратятся огромные средства, гибнут люди. Политический градус конфликта изо дня в день только накаляется. Наращивается военная составляющая конфликта.
С началом нового витка военной агрессии России в Украину информационная война Кремля обрела новые формы. Этому способствовали особенности развития военно-политической обстановки в последнюю неделю.
По большому счету, формирование нынешней информационной ситуации в Украине началось после трагедии с малазийским Боингом. В тот период украинское меда-пространство смогло создать достаточно плотный информационный заслон российскому пропагандистскому мнению. Кремль пытался создать информационный шум из множества версий крушения лайнера для отвлечения внимания аудитории от реальных причин трагедии и поиска наиболее выгодных России правдоподобных вариантов. В этой информационной дуэли Украина не проиграла.
Кстати, это один из немногих случаев, когда информационная политика Украины работала на опережение. Более того, в информационном поле Украины работали западные СМИ, их дипломатия и политическая элита. Но выигрышем это тоже назвать нельзя, поскольку тематика сбитого Боинга в Украине продержалась буквально неделю-полторы. К сожалению, «информационный Боинг» перестал быть актуальным. Хаотичная информационная политика Украины и в этот раз не привела к победному завершению. Информационный ресурс Украины (СМИ, украинский политикум, дипломатический корпус, негосударственные общественные организации) переключился на другие актуальные темы, практически полностью позабыв о международной трагедии.
В последующие три-четыре недели тематика боевых действий на востоке Украины всецело поглотила украинские медиа. Были успехи – это в первую очередь освобождения населенных пунктов силами АТО. Этому поводу посвящались более половины информационных сообщений. Но были и поражения (провокации по проведению третьего этапа мобилизации, жертвы на войне, пленение наших бойцов, слабая военная логистика и другое), которые только констатировались, оставляя за собой шлейф домыслов. Негативная составляющая украинской информации присутствовала как в теле– и радионовостях, так и в социальных сетях. Любое замалчивание в СМИ обрастало множеством версий. Отсюда возникали несовпадения фактов в информационных сообщениях, что подрывало доверие к украинским СМИ. Отсутствие государственного информационного стержня позволило развиться информационному негативу.
К началу августа сложилась ситуация, когда в СМИ критики было больше, чем пропаганды украинского патриотизма и государственности. Одиночные заявления украинских политиков, политологов, военных и дипломатов оставались без журналистских комментариев и буквально нивелировались в пучине свежего негатива. Это снова говорит о бессистемной работе наших медиа. Следует обратить внимание на то, что российская сторона в это время занималась поиском новых информационных поводов, перебирая тот самый свежий украинский негатив.
После ввода российских войск на территорию Украины началась мощнейшая информационная атака Кремля. Колоссальная поддержка российской агрессии осуществлялась на всех политических уровнях (президент РФ, МИД, политические силы РФ, представители России в ЕС и ООН) и в российских средствах массовой дезинформации. Новая информационная операция России против Украины началась без раскачки (предварительной подготовки) и сосредоточилась на таких направлениях:
· навязывание мнений о неспособности нынешнего политического руководства Украины руководить страной и принимать рациональные решения;
· создание представлений о том, что сейчас для украинской элиты более важны предстоящие выборы в Верховную Раду, а не события на востоке Украины;
· формирование негативных суждений о военно-политическом руководстве Украины, что хаотичные боевые действия приводят к неоправданным жертвам среди сил АТО;
· распространение взглядов о том, что украинская армия на востоке Украины деморализована и не способна вести боевые действия, а личный ее состав не доверяет военному руководству;
· навязывание мнения о том, что Украина не сможет прожить зиму без российского газа и сторонам необходимо вернуться к рассмотрению газовых контрактов;
· поддержание темы малазийского Боинга с обвинением украинской стороны в замалчивании фактов, обстрелах силами АТО территории падения лайнера. Кроме этого, формировались предположения, что из-за Украины реальных виновников установить будет не возможно.
Нужно подчеркнуть, что целевой аудиторией информационного Кремля сейчас стали:
· внутреннее население России и их русскоязычные диаспоры за рубежом,
· население Украины, в том числе аудитория оккупированных районов Донбасса;
· аудитория западных стран;
· аудитория близких по политическим взглядам к России государств (страны Таможенного союза и БРИКС)
В этой связи необходимо обратить внимание на факт появления в информационной операции России «газового» информационного повода. В предыдущих этапах информационного давления на Украину вопрос поставок российского газа придерживался Россией, как «козырь в рукаве» и возник именно сейчас, в самый острый момент.
В последних числах августа министр энергетики РФ А.Новак сделал заявление о грядущих «газовых проблемах» в Украине этой зимой. Заявление российского министра было направлено на убеждение аудитории в необходимости заставить руководство Украины принимать кремлевские условия поставки газа. Для большей убедительности Новак сопровождал заявления расчетами и подытожил, что Россия готова вернуться к переговорам по поставкам газа в Украину.
Обращает на себя внимание тот факт, что «газовый повод» возобновился как раз накануне проведения очередного раунда Минских консультаций по решению кризиса на Донбассе. Очевидно, что именно так российская сторона пыталась продемонстрировать свою доминирующую роль в решении первоочередных вопросов для Украины.
Таким образом, Россия начала новую информационную операцию, которая имеет целью поддержать виток эскалации на востоке Украины.
Основными задачами новой информационной операции Кремля в контексте последних событий являются:
· информационная поддержка российской военной агрессии;
· формирование мнений о «мирных возможностях сильного Кремля»;
· оказание давления на украинское руководство с целью заставить его принимать московский сценарий по урегулированию конфликта.
С этой целью, украинскому информационному пространству следует быть готовым к вызовам со стороны России и к адекватным контрмерам.
Поскольку переговоры и дипломатические консультации занимают ведущее место в разрешении кризиса на Донбассе, основную часть украинских информационных мероприятий должны на себя взять руководство Украины и дипломатический корпус при безусловной поддержке СМИ.