Цветочные магазины — храмы беззаботности и счастья. Пышные и скромные празднования, первые и сотые свидания невозможны без цветов. Но с сентября ближайший к моему дому цветочный киоск закрывается. Дело не только в девальвации и экономическом кризисе — в дефиците стали праздники и счастье.
Главным вопросом, наполняющим украинцев тревогой в последние месяцы, был "чего хочет Путин?”. Гопник с ножом хочет денег и телефон, сепаратист — выделения своего региона в отдельное государство, террорист — выполнения заявленных им требований. Но Путин ни разу после 22 февраля четко не сказал, что именно должно произойти, чтобы его государство оставило наше в покое.
Сам этот факт и объясняет, чего хочет Путин. Он просто хочет лишить украинцев счастья и нормальной жизни, довести до состояния, когда ужасный конец станет лучше ужаса без конца. Заставить погрузиться в атмосферу постоянного страха, сковывающей тревоги и депрессии. Именно поэтому Путин и заставляет нас почувствовать себя семьей агрессивного пьяницы, чей гнев непредсказуем и неотвратим. Для этого обстреливаются города Донбасса, совершаются теракты и десятками "минируются” объекты в Киеве.
В отличие от пьяницы, Путин вполне рационален. Оставь он нас в покое, в Украине уже было бы проведено намного больше реформ, шли потоки инвестиций, а счастливые граждане, свергнувшие воровской режим, направили свою энергию на развитие экономики. Разве мог он такое допустить? Конечно, нет — наш пример мог бы оказаться слишком заразительным для россиян. По данным опросов Левада-Центра, к ноябрю 2013 года доля одобряющих деятельность Путина сократилась до минимальных за 15 лет 61 %.Уставшая от его многолетнего правления экономика выросла в 2013 году лишьна 1,3 %.При этом рост реальногоВВП в Китае составил 7,7 %, в Турции — 4,3 %.
"Крымнаш” и "гражданская война на Украине” сделали свое дело. В июне одобрение Путина подскочило до рекордных со времен предыдущей войны — с Грузией в 2008‑м — 86 %. Доля россиян,уверенных, что дела в стране идут в правильном направлении, достигла рекордной с начала самого богатого для России 2008 года. Однако обеднение России от санкций и противостояния со всем миром неизбежно, поэтому успех нужно закрепить. Украину нужно задавить экономически и расшатать политически. Фактически Путин заново проигрывает грузинский сценарий "опасный пример смены режима и антисоветских реформ под боком — война, усиленная мощной внутренней пропагандой — экономическая блокада — смена власти”.
Эта схожесть дает возможность понять дальнейший план Путина. Поддерживать кровавое противостояние в Донбассе как можно дольше, не переходя черту, за которой последуют реально болезненные санкции Запада. Оно ему выгодно со всех сторон. Для внутренней аудитории можно создавать нужную картинку ужасов, которыми чревата насильственная смена власти. Для украинцев каждая неделя войны — человеческие жертвы, расходы на армию, разрушение социальной и производственной инфраструктуры региона, где проживало 15 %населения страны. И это только прямыепотери. Непрямых, таких как отложенные бизнес-проекты, не поступившие инвестиции и закрывшиеся цветочные киоски, намного больше.
Параллельно вытеснению террористов из Донбасса они будут переквалифицироваться в диверсантов, поддерживая нужный градус напряженности терактами. Войска РФ будут стоять на границе, нервируя и отвлекая украинское руководство постоянными провокациями. Импорт из Украины в Россию будет максимально ограничен, а в газовой сфере главная задача — сделать зиму-2014 / 15 самой холоднойдля украинцев, особенно в Донбассе с его разрушенной инфраструктурой. "Чем хуже — тем лучше”,— вот та мысль об Украине, с которой ежедневно просыпается Путин.
Как этому можно противостоять? Не паниковать, делать свое дело, понимая, что именно этим ты помогаешь стране и себе. Осознавать, что враг под боком — надолго, и достойную жизнь в таких условиях вполне можно построить, если сплотиться,— опыт Израиля тому подтверждение. Не поддаваться на провокации, которые являются важнейшей частью этой войны. Истории о "плохих беженцах”, страшилки "завтра вторжение”, "скоро курс будет 20” разобщают нас и заставляют тратить впустую душевные силы.
Я вспоминаю ту трагическую неделю февраля, которая завершилась субботним заседанием Верховной рады 22 числа. То чувство счастья и очищения после первых голосований, когда стало понятно, что это все было не зря. Путин хочет нам доказать, что зря. Не получится. Мы вернем наше счастье.