После продолжительных споров и кучи сломанных копий парламент и правительство пришли к согласию — агентству по поддержке экспорта быть. Мотивация более чем понятная: сложная экономическая ситуация внутри страны, обострение конкуренции на мировых товарных рынках и усиление протекционизма со стороны традиционных рынков сбыта наконец сдвинули с места структурную реформу, вокруг которой десятилетиями шли только разговоры. В отличие от всех основных торговых партнеров, в Украине до сих пор нет собственной системы финансовой поддержки экспорта со стороны государства. Понятно, что в таких условиях говорить о конкурентных позициях отечественного бизнеса на международных рынках не приходится.
Достигнув определенного компромисса, во властных кабинетах успели побить горшки вокруг формы будущего агентства. Одна сторона настаивает на создании экспортно-кредитного агентства (ЭКА) с функциями кредитования экспортеров, другая — на формуле экспортно-страхового агентства (ЭСА), акцентируя внимание на ведущей роли страхования в финансовой поддержке экспорта. Правда, как всегда, где-то посередине.
Важность страхования рисков наших экспортеров сложно переоценить. Но, по моему мнению, без кредитования поддержка экспорта будет функционировать в урезанном состоянии. Ведь предоставление тех же государственных гарантий значительно снижает кредитный риск, а соответственно, и процентные ставки по кредитам. И хотя госгарантии в нынешних условиях и предоставляются резидентам Украины, никаких условий для их предоставления именно с целью поддержки экспортеров в стране не создано.
Очевидно, что функции страхования, гарантирования и обеспечения доступного кредитования экспорта тесно взаимосвязаны. Их объединение тем более даст синергетический эффект упрощения доступа нашей продукции на внешние рынки и повышения доверия иностранного бизнеса и инвесторов к национальным компаниям.
Правы те, кто отмечает, что единой модели ЭКА в мире нет. Вместе с тем есть различные наборы видов деятельности, которую осуществляют подобные учреждения. И каждая страна самостоятельно, исходя из своих текущих потребностей, определяет, какие именно виды услуг она будет предоставлять через такое специальное учреждение. Но общей чертой является то, что их деятельность осуществляется с учетом обеспечения полноценной государственной политики содействия экспорту. В условиях интеграции Украины в рынки стран Евросоюза важно не только усовершенствовать производственно-экспортный потенциал предприятий, но и повысить способность украинского государства защитить и поддержать собственных товаропроизводителей на мировых рынках.
Безальтернативное ЭКА
Альтернативы финансированию, обеспеченному ЭКА, по моему мнению, не существует. Любые другие доступные финансовые инструменты (например, документарные и резервные аккредитивы и т.п.) имеют очевидные недостатки по сравнению с ЭКА, которое специально предназначено для торгового финансирования. Кроме того, эти инструменты используются банками в основном для финансирования импортных операций. Поскольку значительные финансовые ресурсы сосредоточены на Западе, такие условия финансирования внешней торговли всегда будут означать для Украины преобладание импорта над экспортом.
Учреждения по поддержке экспорта различной формы собственности действуют почти во всех развитых и активно развивающихся странах. На сегодняшний день ЭКА успешно функционируют в более чем ста странах мира. Самые известные среди существующих ЭКА: Eximbank (США), NEXI (Япония), Euler Hermes (Германия), COFACE (Франция), Atradius (Нидерланды), SBCE (Бразилия), CESCE (Испания), SEK (Швеция), Sinosure (Китай). Соответствующие учреждения созданы и в странах Восточной Европы, например, в Чехии, Польше, Венгрии, Болгарии, Литве, Эстонии.
При этом страхование, с одной стороны, и предоставление банковских услуг — с другой обычно являются взаимоисключающими видами деятельности, которые не предоставляются одной организацией. Поэтому, как правило, одновременно существует несколько взаимодополняющих учреждений с кредитованием и страхованием экспорта. Например, в Германии — это KfW (банк) и Euler Hermes (страховое учреждение), во Франции — Bpifrance (банк) и COFACE (страховое учреждение), в Чехии — Чешский экспортный банк и Агентство по гарантированию и страхованию экспорта.
Роль ЭКА в развитии международной торговли во всем мире постоянно растет, о чем свидетельствует активное наращивание прибылей и масштабов деятельности соответствующих учреждений. Так, Euler Hermes охватывает процессы управления рисками на пяти континентах. ЭКА имеет филиалы и своих представителей в 54 странах мира.
На сегодняшний день заключенные договоры страхования кредитных рисков обеспечивают покрытие поставок товаров и услуг у 245 стран. В компании работает более 6 тыс. сотрудников, обслуживая около 52 тыс. клиентов. Чистая прибыль компании постоянно растет и сейчас достигает около 500 млн евро в год, а собственный капитал — 2,5 млрд евро. Успешный опыт деятельности иностранных ЭКА ярко свидетельствует, что они не являются «дорогим» инструментом содействия экспорту, который нуждается в постоянных финансовых вливаниях. Наоборот, могут быть вполне самоокупаемыми и даже прибыльными. Следовательно, опасения по поводу того, что создание ЭКА в Украине станет значительной нагрузкой на госбюджет, преувеличены.
Преодоление сырьевой ловушки
Общим признаком деятельности всех ЭКА является то, что они руководствуются международными правилами и принципами. Основные из них закреплены так называемым Консенсусом (рекомендации о предоставлении/страховании экспортных кредитов, которые официально поддерживаются государством) стран — членов ОЭСР, а также договорами согласия Бернского союза. Международные правила государственной поддержки кредитования и страхования экспорта на основе привлечения бюджетных средств официально признаются Всемирной торговой организацией, поэтому ЭКА относятся к абсолютно законным формам поддержки экспорта. Кстати, в отличие от прямых экспортных субсидий.
О важной роли ЭКА в поддержке экспортной деятельности предприятий свидетельствуют данные Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (Бернского союза), который объединяет все крупные ЭКА мира. Согласно им, в период мирового экономического кризиса на протяжении 2009 г. из-за неуплаты только со стороны украинских покупателей членами Бернского союза было выплачено иностранным компаниям страховых претензий на сумму 128 млн долл.
Рост страховых выплат был колоссальным, учитывая, что в предыдущие периоды требования относительно Украины оставались в пределах 1 млн долл. Таким образом, экспортеры Украины остались незащищенными от рисков. К сожалению, Бернский союз не ведет статистику страхования экспорта из Украины — из-за отсутствия собственного ЭКА наше государство не является членом этой организации. Поэтому о потерях украинских экспортеров от дефолта иностранных партнеров можно только догадываться, учитывая, что из-за кризиса, затронувшего каждый регион и каждую страну мира, многие предприятия были не в состоянии оплатить заказанные товары.
По экспертным оценкам, в среднем деятельность ЭКА может обеспечить дополнительно 12% прироста экспорта страны, а один дополнительный доллар бюджета ЭКА — приблизительно 302 долл. дополнительного экспорта. В свою очередь, обеспечение стабильной работы производителей экспортной продукции будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики. Это уже не говоря об активизации экспортной деятельности предприятий, что приведет к увеличению ВВП, количества рабочих мест (по результатам работы Euler Hermes было создано 240 тыс. рабочих мест) и доходов населения, а также поступлений в бюджет по основным налогам и сборам.
В услугах ЭКА нуждаются прежде всего те субъекты внешнеэкономической деятельности, которые заключают долгосрочные договоры с иностранными партнерами на поставки высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости под масштабные проекты развития. Таким образом, ЭКА будет выполнять еще одну сверхважную функцию, способствуя преодолению сырьевой специализации национальной экономики на международном рынке.