Задержание на прошлой неделе в результате спецоперации СБУ четверых сотрудников Шевченковского районного суда Киева за, якобы получение взятки, в который раз стало поводом для дискуссий вокруг многочисленных конспирологческих теорий относительно закулисного жизни судебной власти.

Коррумпированность последней – не сюрприз для украинского общества и не новость для международных организаций, которые придирчиво следят за ситуацией в Украине. Наше государство уже давно является шлягером международных хит-парадов коррупции.

Так, согласно последнему рейтингу международной организации Transparency International ныне Украина по уровню коррупции находится на 134-м месте среди 180 государств мира и разделяет эту ступеньку еще с восемью странами, среди которых – Азербайджан, Гондурас и Зимбабве.

Индекс восприятия коррупции среди политиков и учреждений (Corruption Perception Index, CPI) высчитывается по данным опросов экспертов и руководителей по системе баллов от 0 ( очень коррумпированная страна) до 10 (коррупции почти нет). В Украине этот индекс составляет 2,4 балла.

Что касается судебной системы страны, то по данным разных социологических опросов, подавляющее большинство граждан Украины считает коррупцию в судебной системе чрезвычайно распространенной.

Так, еще во время действия проекта "Достойная Украина", его эксперты удостоверили, что 63% украинцев считают коррупцию в судебной системе очень распространенной, 22 % – более распространенной, чем ограниченной, 13 % респондентов не смогли ответить на этот вопрос и лишь 1% опрошенных считал, что коррупции в украинских судах нет вообще. При этом судебная система получает высокий индекс коррупции (49%) рядом с аналогичными показателями Госавтоинспекции (57,5%), милиции (54,2%) и учреждений здравоохранения (54%).

Понятно, обстоятельства "работы" четверых сотрудников одного из местных судов Киева должно выяснить следствие, а об их вине или невиновности приходить к выводу суд. Впрочем, о том, что творится в судах, власть прекрасно осведомлена сегодня и не менее осведомленной была раньше. С коррупцией в судебной системе СБУ борется давно, регулярно осуществляя негласные операции, составной частью которых является прослушивания кабинетов и телефонов судей и их помощников.

После громкого задержания "колядовщика" Игоря Зварыча, главы Львовского апелляционного административного суда, кажется, должны были бы быть употреблены системные меры по наведению порядка в судебной системе. И не только для преодоления коррупции. Но интересует власть на самом деле ситуация в судебной системе? Кажется, она упрямо не желает заглянуть вглубь этой системы с целью выявления коррупционных факторов, которые, в конце концов, и порождают безобразные черты отечественного судопроизводства. Сигналы о действительном состоянии дел в судах к власти поступают регулярно. Один из последних – открытое письмо работников аппарата Старогородского районного суда Винницы, которые был распространено среди властных учреждений в декабре в прошлом году.

Это письмо – не о коррупции и не о коррупционных схемах. О них, как сказано выше, известно правоохранительным органам. Это письмо – воспроизведение тех условий, в которых работают сотрудники аппаратов местных судов.

"Мы – работники аппаратов местных судов Украины, с отчаянием и с чувством социальной несправедливости обращаемся к Вам с целью исправления катастрофического положения, которое уже много лет имеет место в сфере оплаты нашей работы...

В связи с принятием Закона Украины от 7 июля 2010 года " О судоустройстве и статусе судей" государственные служащие местных судов имели надежду на то, что наши многочисленные обращения по вопросам увеличения заработных плат и уровня социальной защиты будут урегулированы".

Только по данным судебной статистики, к каждому судьи местного общего суда в 2009 году и в первой половине 2010 года ежемесячно в среднем поступало на рассмотрение 102 дела (материалы) (в 2008 году – 178,9).

Рассмотрение всех дел и материалов, которые поступают в суды, обеспечивается работой работников аппарата суда, которые регистрируют движение этих дел в канцелярии, присылают заказную почту сторонам и решают другие бюрократические вопросы, связанные с рассмотрением каждого дела.

Непосредственно изучает дело и готовит его к рассмотрению судья, однако отбор законодательства и научных позиций по правовому вопросу, которого касается спор в деле, осуществляет помощник судьи, который также готовит и проект судебного решения. Именно за это он получает заработную плату.

На заседании Совета судей Украины 25 марта 2011 года было сообщено, что на данное время для удовлетворения основных нужд судопроизводства не хватает свыше 1 миллиарда гривен. На этот год на осуществление правосудия местными судами бюджетом выделено 1 343 031,4 тысяч гривен. В прошлом году эта строка расходов бюджета представляла – 1 347 782,7 тысяч. Эти средства направляются и на оплату труда.

Для сравнения: Генеральная прокуратура в бюджете 2011 года получила ровно на 1 миллиард больше, чем в году прошлому, а именно 2 200 000 тысяч.

"Должностной оклад помощника судьи местного районного суда общей юрисдикции, который выполняет всю "черновую" работу судьи, составляет на данный момент 922 гривны и является самым большим.

То есть помощник судьи, который имеет высшее юридическое образование, ненормированный рабочий день, работает с самыми важными судебными проектами, в данное время имеет оклад на 15 гривен больше, чем оклад уборщицы, которая, в отличие от государственного служащего, имеет право на дополнительный заработок.

Наши должностные оклады являются самыми низкими среди всех категорий государственных служащих, и вопрос не столько в том, что они являются низшими за оплату простой неквалифицированной работы, скажем сторожей или уборщиц, а в том, как при неустанном росте цен и инфляции удерживать семью за эти средства или выжить самому?!".

Кстати, работники аппаратов судов могут быть привлечены к уголовной ответственности за нарушения правил документооборота, которые, будучи раньше средством статистики и учета, в настоящее время стали частью гражданского и уголовного процессов.

Почти каждый работник суда имеет доступ к системе документооборота и несет ответственность за свои ошибки, которые могут быть расценены как нарушения законодательства.

"Государство, которое должных защищать нас, ставит работников суда в затруднительное материальное положение, унижая мизерными зарплатами и постоянным игнорированием наших обращений и предложений.

Это приводит к таким негативным явлениям, как тенденция частой смены кадров, которая не дает возможности достижения высокого профессионального уровня работников. Нежелание вельмож обращать внимание на надлежащее финансовое обеспечение работников аппаратов судов в настоящее время привело к парадоксальной ситуации, которая сложилась в оплате работы работников аппарата суда".

Согласно статье 144 закона " О судоустройстве и статусе судей", размер заработной платы работников аппаратов судов, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньшими, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти.

"Так чем же провинились работники местных судов, обреченные на почти нищенское существование? Согласно действующему законодательству работники судов являются государственными служащими, а следовательно не имеют права принимать участие в забастовках. Поэтому единой возможностью рассказать должностным лицам о наших проблемах являются такие письма-обращения.

Надеемся, что на этот раз наш вопль души услышат те, от кого зависит возможность сделать жизнь работников судов лучшим, освободив нас от финансовой зависимости. Ведь жить с пустыми карманами очень непросто".

На сегодня обращение к власти работников аппаратов местных судов поддержали работники свыше 60 судов Украины, которые присоединились к Старогородскому районному суду Винницы, или направили власти письма с подобным содержанием.

Шевченковского районного суда Киева, а также других более 600 общих местных судов Украины среди них нет.

Нет и действенного ответа от власти...

PS. На самом деле в Шевченковском районном суде Киева СБУ задержала не взяточников, а лишь группу мошенников, ведь по смыслу криминального закона ни помощники судей, ни секретари суда не являются должностными лицами, которым возможно инкриминировать получение взятки.