Время от времени натыкаясь в газетах на очередной опус о деле судьи-колядуна Зварыча, я не устаю удивляться нашей правоохранительной системе. Дело уж какой месяц расследуется, а конца-краю не видно. Казалось бы, все сроки, какие только можно давно прошли, а прокуроры со следователями все никак не дойдут не то, чтобы до суда, а до предъявления обвинения. То ли занимаются этим делом полные бездари, то ли есть причина его тянуть. В пользу последнего говорит тот факт, что факты получения взяток следствие установило, а о фактах дачи – молчок. Между тем ответственность за дачу взятки нашими законами предусмотрена, причем такая же, как и за получение. Потому, глядя на отсутствие в деле Зварыча взяткодателей, можно придти к выводу, что оные то ли нематериальны, то ли вознаграждения за свои коррупционные способности он получал из воздуха. Впрочем, есть и еще одна гипотеза: однобокость следствия. Но об этом пока еще судить рано – посмотрим на результаты. А пока попробуем взглянуть на другую сторону коррупционного процесса, на его двигатель и питающую среду. На предпринимателей, подпитывающих чиновников взятками.

Например на небезызвестных харьковских горе-предпринимателей братьев Протасов, сумевших создать сеть супермаркетов «Таргет», в которых нынче идут обыски и выемки вещдоков. Так вот, когда их империю стало лихорадить, некоторые сотрудники решили оказаться в стороне. Возможно, так оно и правильно, но раз пошла неразбериха в коллективе, многие тайны «бизнесменов» вылезли на свет. Тут-то и оказалось, что многие спорные вопросы решались в пользу Протасов не оттого, что правда была на их стороне. Они решали деньгами. И, что самое любопытное, вели строгий учет расходов на подкуп судей, прокуроров и прочих любителей вкусить прелести коррупции.

Так, в 2006 году Протасы торжественно трубили о своих победах в судах против горсовета. Правда, суды почему-то проходили не в Харькове. А теперь и настоящая причина становится понятной. Если почитать этот гроссбух – видно, что взятки несли всюду. В МВД, ГНАУ, Генпрокуратуру, суды всех уровней и массы областей. Понятное дело, в районные суды Харькова – по месту, в апелляционный областной Харьковский – спорили они со многими, в Высший  хозяйственный… А самым излюбленным способом доказательства своей «правоты» были взятки в суды Львова и Луцка, где они судились с Харьковским горсоветом. И хоть на бумагах нет печатей и подписей, все оказывается просто. Вспоминаем, когда Протасы одержали очередную победу и смотрим в гроссбух. А там видим, почем была победа.

Заодно можно и расценки изучить на наше правосудие. Генпрокуратура берет 20000 долларов, ГНАУ – 30500, МВД – 22500. Зато суды на высоте! Районный суд – 5000, областной апелляционный – от 30 до 90 тысяч, киевский – 150 тысяч! А что вы хотите, конкуренция и захват земли дорогого стоит! Например, судилища с ООО «Призма», когда братья-предприниматели пожелали отхватить себе кусок городского сквера, расположенного непосредственно вблизи от торгового комплекса этой фирмы обошлись в 370000 долларов. Аналогичные процедуры по участку земли на ул. Клочковской облегчили карманы Протасов в 2007 году еще на 351 тысячу вечнозеленых. 150000 ушло как аргумент в споре за магазин по ул. Героев Труда.

И уж самое замечательное то, что прочитав эти записи можно отыскать еще и посредников, которые доставляют деньги по назначению. В большинстве это сотрудники фирм Протасов – Константин Пейчев, Константин Скиданов. Но не только: Тарас Богдашевский сеет разумное, доброе, вечное. Раньше преподавал в Харьковском педагогическом университете им. Г. Сковороды, теперь перебрался в университет им. В. Каразина. Можно только догадываться, чему же именно он учит студентов на своих «спецкурсах». А кто такой Михаил Григорьевич, он же, надо понимать, М. Г. – пока что осталось загадкой. В фирме «Кибела», где трудится большинство протасовских взяткодателей, есть Михаил Григорьевич. В юридической фирме «Глобус», которая активно обслуживала интересы Протасов, тоже есть свой Михаил Григорьевич. Если же сюда добавить, что создавал ее небезызвестный Степан Гавриш, можно и кое-что предположить. Ибо в нашей державе уже существует громадная когорта адвокатов-коррупционеров. Но также можно предположить, что это чиновник, по своему положению контролирующий все суды. А таковых в нашей державе совсем немного – соответственно его обиталище либо Генпрокуратура, либо какая-то из высших судейских контор. Кто там у нас с инициалами М. Г.?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Начальник Харьковского областного управления СБУ Андрей Мухатаев недавно прокомментировал визиты своих подчиненных в фирмы группы «Таргет». Оказалось, что они набрались кредитов и никак не желали их возвращать. В частности, государственному Укрэксимбанку они должны 130 миллионов. Заявление, конечно обнадеживающее – на фоне проведения оперативно-следственных действий. Но после обысков и выемок обычно проводится следствие, а о нем – хоть сериал снимай «Особенности национального следствия». Например, распорядится Генеральная прокуратура вести следствие не в СБУ, а у себя любимой. А мы тут же вспоминаем соответствующие строчки в гроссбухе и  уже можем представить, чем это закончится. Очередного судью-колядуна не найдут. Да и взятки – признают ли коррупцией или видом предпринимательской деятельности?