Верховная Рада приняла и не приняла во втором чтении законопроект об основах предотвращения и противодействия коррупции. То есть закон приняли, но без трех статей и переходных положений. Депутаты смутились по поводу того, как же контролировать финансы потенциальных коррупционеров, а заодно решили отшлифовать понятийный аппарат. Не торопятся нардепы и с разделом, где речь идет о предусмотренном наказании за коррупцию. В общем, казнить нельзя помиловать.
Как меч самурая
Стоит сказать, что история борьбы с коррупцией в Украине, а точнее, совершенствования ее методов, так же бесконечна, как и сама коррупция. А последние пять лет законодатели оттачивали эти методы, как самурай свою катану, сотрясая ими воздух, чтобы, не дай Бог, никого не зацепить. Еще в сентябре 2006 года президент Ющенко внес в парламент пакет антикоррупционных законов, подготовленных в соответствии с конвенцией ООН. Пакет пролежал под сукном без малого три года и был, наконец, принят в июне 2009 г. Правда, с введением его в силу решили повременить сначала до 1 января 2010 г., потом до 1 апреля, потом… пришел новый президент, и все началось сначала. В итоге уже президент Янукович внес в ВР Украины законопроект «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», успешно прошедший первое чтение 23 декабря минувшего года. Второе его чтение состоялось на этой неделе, но принять документ в целом нардепы так и не отважились.
Из того, в чем парламентарии все же нашли консенсус, вырисовывается грандиозная картина вселенского похода против самого распространенного среди украинцев греха. Прежде всего закон максимально расширяет перечень тех, кто отныне потенциально подпадает под действие этого документа. Если раньше это были в основном госслужащие и чиновники местного самоуправления, то теперь трудно найти категории лиц, на кого бы новый закон не распространялся. Кроме традиционно рассматриваемых в качестве субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, теперь под действие закона будут подпадать судьи всех уровней, от Конституционного до третейского. Существующая доныне в Украине законодательная база по борьбе с коррупцией на них не распространялась, поскольку у них был собственный закон, а там ответственность за подобные деяния не была четко прописана. Подпадут под действие закона нардепы и их помощники, включая работающих на общественных началах. К слову, по данным Генпрокуратуры, за весь прошлый год лишь один нардеп был уличен в коррупции, но его имя ведомство скромно умолчало.
Отдельным подпунктом включены в закон нотариусы, аудиторы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, а также независимые посредники. Найдут себя в этом разделе и руководители общественных организаций, частично финансируемых из бюджета. Закон распространится на членов участковых, окружных и территориальных избиркомов (хорошо бы они об этом помнили при подсчете голосов). Подпадают под действие нового нормативного акта и некоторые категории иностранцев, а именно: должностные лица зарубежных государств и международных организаций. Словом, вопрос: кто без греха, похоже, становится риторическим. Лидер фракции Партии регионов в ВР Украины Александр Ефремов уже пояснил, что пауза в окончательном принятии закона нужна, «для того чтобы на следующий день после его опубликования вся страна не стала коррупционерами».
Интересно, что, согласно новому закону, должностные лица в случае выявления коррупционных правонарушений обязаны будут «немедленно письменно уведомить об этом специальный уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции». Тем же, кто содействует борьбе с этим злом, страна гарантирует охрану по программе защиты свидетелей. В общем, если вам за 50, особенно если вы женщина, стоит пристальнее присмотреться на работе к начальнику: напиши о своих наблюдениях, и пластическая операция за государственный счет тебе обеспечена.
Потенциальным подозреваемым полезно знать, что статья 8 закона, устанавливающая ограничения на получение подарков, гласит: можно принимать презенты, «соответствующие общепринятым представлениям о гостеприимстве», если их стоимость не превышает 50% минимальной зарплаты, установленной на день получения, за раз. А совокупная стоимость таких подарков от одного источника за год не может превышать размер минимальной зарплаты, установленный на 1 января. Так что принимая презент на работе, требуйте чек.
Или вот ст. 17 закона содержит прямой запрет органам власти и местного самоуправления получать от физических и юрлиц бесплатные услуги или имущество. Теперь если в суде, например, вам предложат принести конверты с марками или бумагу для принтера, это может быть расценено как коррупция. Да что там конверты, здание главка крымской милиции отремонтировано бескорыстными спонсорами-благотворителями. И искать их не надо, все тут же перечислены на милицейской доске почета. Бери тепленькими, жаль закон обратной силы не имеет.
Прозрачнее слезы
Особое место отводится в законе прозрачности всех мер противодействия коррупции. Широкие полномочия получат общественные организации в плане проведения всевозможных слушаний, опросов, экспертиз законодательных актов на стадии подготовки их принятия. Ст. 16 запрещает всем чиновникам, включая президента и премьера, отказывать юридическим и физическим лицам в предоставлении информации, предусмотренной этим законом. Сразу приходит на память, что спикер крымского парламента Владимир Константинов так и не обнародовал свою декларацию о доходах, хотя уже год обещает это сделать. Тем, кто уличен в коррупции, закон грозит, как минимум, быть занесенным в единый реестр лиц, совершивших коррупционные действия, вести который поручено Минюсту. Кроме того, в будущем, не позднее 15 апреля, всю страну ждет ежегодный доклад о борьбе с коррупцией, а до 10 февраля специальный уполномоченный орган обязан обнародовать информацию о принятых мерах противодействия этому злу и лицах, привлеченных к ответственности за данное преступление. Страна должна знать своих героев.
В товарищах согласья нет
Теперь о том, в чем нардепы так и не нашли взаимопонимание, решив взять тайм-аут. Отложена для доработки ст. 1, определяющая основные понятия, а что же такое коррупция или кто такие близкие лица. В последней редакции закона к таковым, например, отнесены муж, жена, дети, родители, дедушка, бабушка, внуки, усыновляющие и усыновляемые, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с потенциальным субъектом коррупции. То есть фактически к этой категории можно отнести лиц, состоящих в гражданском браке, а не только законных супругов.
Потребовала доработки также ст. 11, предусматривающая спецпроверку соискателей должностей чиновников, а также ст. 12, регламентирующая финансовый контроль над потенциальными коррупционерами. Тот самый пресловутый вопрос, декларировать ли расходы или только доходы, а если да, то в каком объеме.
Отправлены на новый круг и переходные положения, предусматривающие ответственность за коррупционные деяния, и изменения в уже действующие законы. И неудивительно, поскольку наказание за нарушение свежеиспеченного закона в большинстве случаев ограничивается штрафом, что вызвало бурю негодования в рядах оппозиции. «Если посмотреть, какие санкции предусматриваются автором закона за злоупотребление властью и служебным положением, то мы увидим, что появляются штрафы, арест до трех месяцев. Если бы это преступление было совершено сегодня, то преступнику грозило бы до трех лет, а при тяжких последствиях — до шести», — возмутился с трибуны ВР нардеп-«бютовец» Сергей Мищенко. Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк настаивал на ужесточении наказания за коррупцию для высших должностных лиц страны до 8 — 15 лет, однако ни одна из поправок оппозиции в итоге так и не была принята. Глава парламентской фракции «регионалов» Александр Ефремов прогнозирует окончательное принятие документа максимум на следующей пленарной неделе, и тогда государство наконец-то замахнется на гидру коррупции со всей беспощадностью закона. Если, конечно, коррупция раньше не доведет эту страну до харакири.