Возвращение к парламентско-президентской республике было продиктовано экстраординарными политическими событиями. 2006–2010 годы показали, насколько потенциально конфликтогенной и недоработанной является Конституция. Собственно говоря, сразу после Майдана ее и рассматривали как временно-вынужденную.
На волне электорального успеха Петр Порошенко поручил своим конфидентам разработать новую редакцию Основного закона — на первый взгляд предоставляющую больше свободы парламенту, правительству и органам местного самоуправления. Но при пристальном рассмотрении стало очевидно, что она наделяла самого президента дополнительными властными рычагами (в силовом блоке и через создание института представителей главы государства в регионах).
Паузу в конституционном процессе пришлось взять вынужденно — после более чем двукратного обвала рейтингов главы государства (точнее, его именной политсилы) по результатам парламентских выборов. Шаткость властной коалиции — повод для беспокойства, но, безусловно, позитивный момент все же присутствует. В украинском парламенте в данный момент нет ни одной политической силы, способной переписать Конституцию исключительно «под себя».
Да и не секрет, что одной из главных проблем Украины было не несовершенство Основного закона, а неисполнение его норм властью. За примерами далеко ходить не надо: кнопкодавство и невыполнение требований о своевременной подаче проекта госбюджета перекочевали и в практику постмайданной власти. Но зато нынешний ее состав — весьма фрагментированный, переполненный внутренней конкуренцией — дает надежду на жесткий взаимный контроль. И с этой точки зрения внутрикоалиционные дрязги предстают уже несколько в ином свете — опыт первого месяца работы ВР показывает, что некоторые депутаты-новички действительно стараются добиваться соблюдения норм Конституции и парламентского регламента.
Впрочем, большинство граждан Украины в 2015‑м будет заботить перспектива внесения изменений в Конституцию, касающихся урезания социальных обязательств и стандартов. В таком случае — надежда не только на парламент, но и на Конституционный суд, которому будет крайне сложно при вынесении решения проигнорировать ст. 22 Конституции, предусматривающую, что сужение существующих прав и свобод не допускается.
В целом конституционный процесс в наступившем году будет скорее искусственно приторможен — но в этом не будет ничего страшного, если власть попробует наконец-то начать выполнять нормы Основного закона — в том числе и под давлением требующей реальных перемен общественности.
Действующая редакция Основного закона довольно несовершенна. Но переписать ее под «одного заказчика» в ближайшее время не выйдет.