На прошлой неделе во второй раз закончился срок подачи документов на 219 должностей в центральном аппарате Государственного бюро расследований. Напомним, что конкурс был продлен до 3 мая в связи с небольшим количеством представленных пакетов документов от кандидатов, претендующих на вакантные должности следователей или административного персонала. Перед продлением конкурсного приема директор ГБР Роман Труба отметил, что на 11 апреля были получены документы ориентировочно от 700 кандидатов. Как тогда уточнил руководитель Бюро, формальный конкурс никому не нужен, а следовательно — надо продлить срок подачи.
Тем временем вместе с продлением календарного срока были снижены квалификационные требования к кандидатам на должности следователей и административного персонала, что позволило расширить спектр потенциальных кандидатов для заполнения вакантных должностей в центральном аппарате. В частности, значительно снизили требование относительно минимального опыта работы (с 5 до 3 лет) для следователей ГБР, работающих ныне в органах прокуратуры, Нацполиции, СБУ, налоговой полиции или НАБУ (категории «а» и «б»). Для других юристов (категория «в») обязательный стаж остался прежним.
Об этой проблеме неоднократно предварительно говорили представители экспертной среды, международные партнеры из Консультационной миссии Европейского Союза, а также заместители директора Бюро. Благодаря такому подходу — продлению срока вместе со снижением квалификационных требований — количество кандидатов возросло почти втрое: с 700 до приблизительно 1850 лиц (около 70% из них — следователи). Следует уточнить, что такие кандидаты часто претендуют сразу на несколько должностей, а потому количество поданных пакетов после получения всех почтовых отправлений может достигнуть отметки 5 000 кандидатских досье.
Кроме конкурса в центральный аппарат, месяц назад был объявлен конкурс на заполнение 455 должностей в 7 территориальных управлениях в Киеве, Львове, Николаеве, Мелитополе, Полтаве, Хмельницком и Краматорске. В каждом из них по 65 должностей. Напомним, что для этого отбора даже была составлена отдельная конкурсная комиссия в составе Романа Мартемьянова (Генпрокуратура), Андрея Олейника (СБУ), Олега Шрама (ГБР), Татьяны Якимчук (Минюст) и представителя общественности — адвоката Петра Варишко.
Однако параллельное проведение двух отборов не только не ускорило набор кадров в ГБР, но и создало определенные проблемы для быстрого запуска Бюро.
Прежде всего, кандидаты распыляли внимание сразу на несколько направлений, подавая 8, 10, а то и 12 пакетов документов. Таким образом, оригиналы медицинских справок присылались в конкурсную комиссию по наполнению кадрами центрального аппарата, а в другую комиссию — копии. Или наоборот, это неважно. Что зачастую делало невозможным параллельное участие в двух конкурсах, ведь правила проведения отбора четко требуют подавать оригиналы таких документов.
Вторым следствием стало то, что рабочая группа из работниц Академии прокуратуры (именно там территориально обрабатываются документы) чуть ли не ночевала на работе, трудясь сразу на «два фронта» — принимая документы как для центрального аппарата, так и для территориальных управлений. Такого хаоса надо всячески избегать, разведя во времени прием документов в соответствующие отдельные подразделения ГБР.
Третьим следствием стала путаница среди кандидатов, которые не могли определиться, куда именно подавать документы. И подавали сразу на все направления. Со временем у них возникают вопросы, почему квалификационные требования к центральному аппарату выше, чем к территориальному управлению в Киеве, если оба подразделения находятся в столице Украины и категории расследуемых преступлений будут похожи. Кроме того, из-за отмены требования об опыте работы для категории «в» в территориальные управления (кандидаты, которые в течение последнего года не работают на должности следователя в государственных органах), кандидаты из органов правопорядка четко демонстрируют свое недовольство такой практикой, и имеют на то все основания.
Сомнительно, что кандидаты без опыта работы станут полезны для новообразованного органа правопорядка. Возможно, на такой шаг стоило бы пойти со временем, но не в момент запуска Бюро, когда расследований будет очень много и надо будет учиться в процессе расследования уголовных производств. Тем временем директор Бюро Роман Труба отметил, что такой шаг продиктован желаниям привлечь к конкурсу талантливую молодежь, выпускников высших учебных заведений и дать им возможность строить новый правоохранительный орган.
Анализируя ситуацию с конкурсным отбором, следует вспомнить и работу внешней комиссии, которая сначала полтора года не могла определиться с победителем конкурса на руководителя ГБР, а теперь — отбирает директоров территориальных управлений, руководителей подразделений центрального аппарата и работников подразделений внутреннего контроля Бюро. В целом эта комиссия по политикам и чиновникам будет «заполнять» 27 должностей, квалификационные требования и критерии относительно которых утверждены приказом руководителя ГБР в конце февраля 2018 г.
Предварительный экспресс-анализ кандидатов на топ-должности в ГБР показал, что политически мотивированная комиссия может попытаться протащить не вполне добропорядочных кандидатов. Например, свои документы подал экс-сотрудник Генпрокуратуры Олег Валендюк, который избежал люстрации за 3 рабочих дня и не объяснил недвижимость стоимостью в миллионы гривен у своей матери-пенсионерки. Также кандидатствует на должности и Сергей Карпушин, которого сотрудница-изобличительница НАЗК Анна Соломатина называла «советником» экс-руководительницы НАПК Наталии Корчак. Следует вспомнить и судью Окружного административного суда города Киева Евгения Аблова, который в свое время не задекларировал трехэтажный коттедж матери, фигурировал в журналистских расследованиях и имеет негативную репутацию согласно заключениям в профиле проекта «Честно: фильтруй суд».
Кроме этих кандидатов, нельзя не отметить близкого к Виталию Яреме Владимира Орлова, сотрудника прокуратуры Ростислава Крикливого, чей отец близок к экс-регионалу Сергею Кивалову и чья семья в целом владеет фантастическим количеством недвижимости. Последним, о ком нужно вспомнить, является Юрий Коробко, который не только засветился на должности руководителя отдела процессуального руководства прокуратуры Одесской области, но и владеет незаурядным, даже для украинского прокурора, имуществом — земельным участком в 25 соток с домом на 800 кв. м рыночной стоимостью около 500 тысяч долларов США, внедорожниками Lexus LX570, Lexus GX460, Renault Duster, несколькими миллионами гривен денежной наличности. По сообщению организации «Автомайдан», Коробко не задекларировал сеть ломбардов «Квета», официально принадлежащих родителям его жены, а фактически генерируют доход именно для семьи прокурора, а также причастен к «наглострою» на побережье Черного моря в Одессе.
В общем, в конкурсе на заполнение вакантных должностей в руководстве территориальными подразделениями, подразделениями центрального аппарата и работниками подразделений внутреннего контроля Государственного бюро расследований принимают участие около 750 кандидатов. Однако в условиях полного контроля надчленами внешней комиссии со стороны политических сил трудно надеяться, что среди этих нескольких сотен лиц будут избраны наиболее незаангажированные, добропорядочные и ориентированные на результат профессионалы.
В конце концов, три параллельные процедуры отбора кадров в ГБР демонстрируют всего один четкий и довольно показательный тренд: большинство запятнанных кандидатов подают документы на топ-должности, и им надлежит пройти три этапа конкурса (тестирование, полиграф и собеседование) именно через внешнюю комиссию. Это значит, что политически аффилированные члены соответствующей комиссии будут пытаться в который раз достичь баланса в закулисном распределении должностей между представителями «партийных» интересов.
Хуже всего то, что даже если две внутренние комиссии наберут адекватных сотрудников, руководить последними будут те, кого изберет внешняя. Как следствие, одна из политических групп сможет оказывать непосредственное влияние на ход уголовных производств, которые будут относиться к подследственности Бюро. Существует только один выход из ситуации — оперативно принять соответствующие изменения в профильный Закон «О Государственном бюро расследований», который отберет у внешней комиссии право избирать руководство Бюро среднего звена.
К счастью, такой законопроект уже ждет принятия парламентом, однако у законодателей до него не доходят руки…