У виртуальной борьбы власти с олигархами могут появиться реальные жертвы.
28 января Верховная Рада дала разрешение на арест объявленного в розыск депутата Сергея Клюева.
Ему вменяется причастность к операциям компании «Танталит», на которую была записана резиденция Виктора Януковича в Межигорье.
Опальный бизнесмен еще в 2015 году выехал к брату Андрею в Россию, поэтому запоздалая санкция парламента вызвала агрессию у одной части общества и насмешки у другой.
Накануне также стало известно, что их компания Activ Solar с австрийской регистрацией, с которой были связаны активы братьев Клюевых в сфере альтернативной энергетики, оказалась банкротом.
Австрийское издание Die Presse сообщает, что долг Activ Solar составил 503,4 млн евро. В Австрии это событие уже окрестили «крупнейшим корпоративным банкротством года».
Все эти события подтверждают наступление краха империи Клюевых, и «черная метка», скорее всего, выдана донецким бизнесменам аккурат на пороге большого дележа их бизнеса - группы «Укрподшипник».
Сиамские вопросы
Недавнее разрешение Верховной Рады на арест Сергея Клюева воспринимается как очередной этап имитации бурной деятельности властью.
Однако упрекнуть парламентариев в непунктуальности не поднимается рука, потому что выданная ими санкция - только эпизод в общей картине оживления расследования против братьев Клюевых.
По одной из версий, всплеск активности Генпрокуратуры связан с банальной причиной: в 2016 году истекает пятилетний срок хранения корреспонденции между Государственным агентством по инвестициям и развитию и Министерством экономического развития.
Речь идет о переписке от 2011 года, по результатам которой агентству было выдано разрешение на использование 200 млн грн стабилизационного фонда госбюджета для выплаты банковских процентов по кредиту, оформленному ПАО «Завод полупроводников».
Данное запорожское предприятие братьев Клюевых специализируется на производстве поликристаллического кремния, используемого в производстве фотогальванических пластин и модулей солнечных электростанций.
Под развитие этого бизнеса завод как раз и брал упомянутый кредит в государственном Укрэксимбанке. В ГПУ уверены, что этот займ был выдан под давлением старшего из братьев - Андрея Клюева, который тогда занимал должность первого вице-премьера.
Однако сейчас подопечных Виктора Шокина больше интересует упомянутая переписка между Госагентством инвестиций и МЭРТ. Допуска к ней добивается управление специальных расследований Департамента процессуального руководства в криминальных производствах следователей центрального аппарата ГПУ.
Свою настойчивость там объясняют просто: от наличия или отсутствия корреспонденции будет зависеть дальнейшая судьба уголовного дела против Андрея Клюева, подозреваемого в использовании средств Укрэксимбанка.
Интересная деталь. Сейчас переписка между Госагентством по инвестициям и МЭРТ, за которой охотятся в Генпрокуратуре, находится только в одном экземпляре. Второй был уничтожен еще в 2011 году одновременно с ликвидацией упомянутого агентства.
Кто-то видит в этом банальную халатность госслужащих, но факт остается фактом: если аналогичная судьба постигнет бумаги МЭРТ, в историю уйдет один из самых красноречивых примеров коррупции в Украине.
В свое время его бюрократическое описание выглядело довольно убедительно: пять лет назад государство согласилось платить банковские проценты за частный «Завод полупроводников» под предлогом реализации инновационного проекта «Создание вертикально-интегрированной компании по производству фотогальванической продукции».
У знающих людей этот повод вызывал только насмешку, потому что решение о господдержке принималось Госагентством по инвестициям в период, когда оно напрямую подчинялось тогдашнему первому вице-премьеру Андрею Клюеву.
Более того, как раньше писала «Украинская правда», предварительное решение о выдаче госпомощи принимала Комиссия по координации осуществления мероприятий, связанных с реализацией инвестиционных проектов, которую как раз возглавлял тогдашний вице-премьер.
У Вилларибо и Виллабаджо праздник
Даже если ГПУ соберет пазл вины донецких братьев-бизнесменов, реального наказания за этим не последует.
В случае с Сергеем Клюевым такой вывод напрашивается, потому что ему дали достаточно времени для бегства. От внесения Генпрокуратурой в Верховную Раду представления на привлечение его к ответственности до соответствующего разрешения прошло восемь месяцев.
В случае с Андреем Клюевым на его экстрадицию не согласится Россия, где он живет уже третий год.
Правда, это совсем не означает, что у активизации действий украинской власти в отношении братьев нет смысла. Хотя бы потому, что это оживление началось синхронно с активностью процесса «раскулачивания» донецких бизнесменов.
Во-первых, в конце декабря 2015 года был окончательно сформирован список кредиторов упомянутого «Завода полупроводников». Из него следует, что подавляющую часть «кредиторки» предприятия (5,1 млрд грн из 8,4 млрд грн) контролирует Укрэксимбанк.
Это дает право государству на свое усмотрение распоряжаться судьбой запорожского предприятия, вплоть до реализации его целостного имущественного комплекса.
Судя по всему, к пользованию этой опцией оно уже готовится. Недавно суд запретил руководству «Завода полупроводников» проводить любые финансово-хозяйственные операции и продавать активы без согласия распорядителя имущества - арбитражного управляющего Евгения Кириченко, который является ставленником Укрэксимбанка.
Во-вторых, 5 февраля 2016 года истек официальный срок кредита, выданного этим банком управляющей структуре Клюевых - ПАО «Укрподшипник».
Это позволяет госбанку хоть завтра запустить процесс принудительного погашения просроченного долга (42 млн евро) путем реализации залогового имущества «Артемовского машзавода «Вистек», «Артемовского завода по обработке цветных металлов» и «Константиновского метзавода» - все предприятия из группы «Укрподшипник».
Таким образом, от госбанка зависит судьба всех ключевых активов Андрея и Сергея Клюевых.
Учитывая, что и Укрэксимбанк, и ГПУ относятся к управленческой вертикали президента, логично предположить, что новыми хозяевами заводов «Укрподшипника» станут близкие к Петру Порошенко люди.
В Администрации президента от этой банальной версии открещиваются.
Это тот редкий случай, когда озвученной позиции можно поверить. Хотя бы потому, что финансовая выгода от такого передела имущества не перекроет ущерба, нанесенного репутации.
К тому же авторы идеи «распила» империи братьев Клюевых вполне могут быть мотивированы не так экономическими дивидендами, как политическими. С одной стороны, показательной историей с разрушением группы «Укрподшипник» власть может держать в тонусе оппозиционеров, с другой - наконец удовлетворить запрос общества на борьбу с олигархами.
Что касается новых владельцев имущества Андрея и Сергея Клюевых, то их можно даже не искать. В скупке металлургических и машиностроительных активов наверняка будет заинтересован младший бизнес-партнер братьев Вадим Шпаковский, который в 2015 году незначительно наращивал свою долю в уставных фондах артемовских предприятий.
А к «Заводу полупроводников» присматривается государственная китайская корпорация CNBM International, которая недавно выкупила у Клюевых основных клиентов продукции этого запорожского предприятия.
Речь идет о компаниях из группы Activ Solar, которые владеют парками солнечных электростанций в Одесской и Николаевской областях: «Восход-солар», »Дунайская СЭС-1», «Дунайская СЭС-2», «Нептун-солар», «Франко-солар» и «Франко-пиви».