А начиналось все довольно буднично: в пятницу, 9-го декабря, Верховная (правильнее называть ее – Безумная) Рада голосами 245 деятелей одобрила проект закона N9001-д «О рынке земли», вышедший из чрева Партии Регионов. Сим документом повелевалось создать рынок земель уже через год, с января 2013 года.
Несмотря на явно зловещий характер, событие это встретило весьма вялый прием, хотя задевало интересы не только всех и каждого, но и будущих поколений. В чем суть затеи? На этот вопрос комментаторы еще кое-как ответили: создать два новых учреждения, которые будут торговать землей и обеспечивать работу рынка. Но вот зачем вообще нужен рынок земли, в чем общественная цель его создания? Об этом – странное молчание.
Цель создания рынка земли
Кто из нас верит в красивые слова? Совершенно очевидно, что цель данного законопроекта, который уже в течение двух недель может стать законом (спешка с его принятием явно настораживает), вовсе не в укреплении продовольственной безопасности, или создании эффективного собственника. Политикой движут реальные, шкурные интересы, а не абстракции. Когда нет общественной цели создания рынка земли, значит, здесь действут частные интересы.
Первое, и самое малое, что получает власть, а точнее – высшее руководство страны, это торговля должностями в создаваемых учреждениях – Государственном операторе земли и Земельном банке. Назначать будут людей своих, а потому возьмут, как с родственников, но и не бесплатно – миллионов десять за пост руководителя.
Второе, что получает центральная власть – еще большая централизация власти. Это усиление контроля над всеми земельными сделками, которые теперь будут выведены из-под региональных властей, с получением соответствующих комисионных. Здесь речь идет уже не о миллионах, а сотнях миллионов долларов. Это основной бонус, из-за которого и принимается так называемая земельная реформа. На сегодняшний день рынок земли (переуступка права аренды) уже достиг 1 миллиона гектаров в год, то есть три процента объема сельхозугодий. Высосать из этого рынка миллиард гривен в год – задача вполне реальная.
Третья цель – усилить власть крупных собственников над зависимыми от них крестьянами (которых стало модно называть фермерами, но от этого ничего не изменилось), укрепив «админресурс», без которого Виктор Федорович никак не может рассчитывать на свое будущее переизбрание.
Четвертая цель – внешнеполитическая, интересующая президента и его окружение. В условиях кризиса на мировом рынке продовольствия, усиливающихся засух, наводнений, голодных бунтов и прочего, растет интерес к украинским черноземам уже не только частных инвесторов и корпораций, но и влиятельных мировых держав, имеющих нарастающие проблемы с обеспечением себя продовольствием. Еще при предыдущем президенте они арендовали значительные площади сельскохозяйственных угодий, что, по понятным причинам, не афишировалось.
Когда ситуация в своей стране становится все более нестабильной, обеспечить себе «запасной аэродром» это вполне разумное решение. Приток инвестиций из стран Евросоюза и Америки, идущий в действующие на Украине агрохолдинги, это не только деньги, но еще и политический бонус – как правило, Запад не замечает нарушений прав человека там, где ему это невыгодно.
И все же в первую очередь, для инициаторов земельной реформы важна финансовая сторона – концентрация земель и капиталов. По данным АПК-Информ, в Украине насчитывается 27 агрохолдингов. Их общий земельный фонд составляет 3,8 млн. га, хотя всего пару лет назад он был около 3 млн. га. По данным Держкомзема, хотя количество собственников земли на Украине за последние пять лет не увеличилось (и даже несколько уменьшилось), размеры площадей увеличились почти в два раза – за счет экспансии холдингов, читай – латифундистов.
И все же, несмотря на огромные выгоды, которые получает центральная власть, она вряд ли смогла бы протолкнуть земельную реформу – ибо ленива, глупа и труслива. Слишком очевидна перспектива обезземеливания крестьян, и это вызвало законное сопротивление. Если бы не давление извне, со стороны Международного Валютного Фонда, который уже навязал подобную «реформу» по созданию «Корпорации Пища» десяткам стран мира, причем с катастрофическими для них последствиями, украинские власти вряд ли решились бы на такую затею.
Последствия введения рынка
Что даст Украине создание «Корпорации Пища»? Первое, и самое очевидное последствие – обезземеливание жителей села. Понятно, что и нынешняя система не идеальна, но она, по крайней мере, искусственно сдерживала этот процесс. Однако в выигрыше от открытия рынка все равно будут наиболее крупные игроки. Закон явно ориентирован на них.
Из монографии "Сучасна земельна політика України" А.Юрченко
Второе – укрупнение агрохолдингов и монополизация рынка сельхозпродукции. Лет пять назад в Украине было примерно 50 крупных сельхозпредприятий, после ряда слияний и укрупнений их стало вдвое меньше. По самым скромным оценкам, за десять лет размеры крупных сельхозпредприятий увеличились более чем в четыре раза. И это только начало.
Третье, и менее очевидное последствие – снижение качества продуктов питания и ухудшение экологии. Такое происходило везде, где проводилась подобная реформа, и Украина не станет исключением. Крупные производители имеют несравнимо больше возможностей для химизации производства и безнаказанного нарушения экологических норм и стандартов. В то же время люди на Украине с каждым годом питаются все хуже.
Из монографии "Сучасна земельна політика України" А.Юрченко
Четвертое, и еще более неприятное последствие – истощение и эрозия почв. Госкомитет по земельным ресурсам приводит не просто печальные, а поистине смехотворные цифры того, сколько средств было выделено на рекультивацию земли, ее сохранение и повышение плодородия. Советская власть, породившая феномен Хрущева – подлинного варвара в своем отношении к земле, выглядит рачительным хозяином по сравнению с теми «пользователями», которые появились на украинской земле в последние 15 лет. Даже из тех куцых средств, которые должны быть затрачены ими на восстановление плодородия, они используют всего 11-12%. Восстановление плодородия почв практически не ведется.
По признанию Держкомзема, за прошлый год им было проведено работы по консервации 2,1 тысяч гектаров земель, посажен лес на 1,1 тысячи га, и еще на 1 тысяче – луга. И это в стране с земельным фондом в 30 миллионов гектаров! Как нетрудно подсчитать, территория, охваченная заботой Держкомзема составляет всего около 0,13%… Добавим, что почвы сельхозугодий теряют ежегодно около 1,5 млрд. т плодородного слоя, 20% земель засолены, треть земель – подвержены водной и ветровой эрозии.
А вот и устрашающий результат: за последние 20 лет запасы гумуса в почве сократились на 25–30%, то есть на столько, насколько они снизились за предыдущие 80 лет – с 10-12% до 5-6%. За последние 15 лет площадь проблемных земель (кислых, засоленных, эродированных, заболоченных) увеличилась примерно на 11 млн. гектаров, то есть на добрую треть всех сельхозугодий. И этот процесс с появлением и укрупнением агрохолдингов лишь ускорится. Что будет дальше? Надо учитывать еще и нарастающие изменения климата, ухудшающееся положение на мировых рынках продовольствия, то есть тенденцию к ускорению истощения почв. В любом случае – прогноз результатов создания «Корпорации Пища» на Украине будет негативным: украинская земля будет хищнически уничтожена в течение нескольких десятилетий.
И наконец, пятое, наиболее тягостное и наименее обсуждаемое следствие – физическое, умственное и генетическое вырождение людей, живущих на истощенных и загрязненных почвах. Эта тема (из наших соотечественников особое внимание на нее обратил генетик В.Кордюм) столь важна, что в дальнейшем мы рассмотрим ее отдельно. Сейчас мы лишь отметим многолетний рост смертности населения Украины и России. Для сравнения – в Норвегии, где население в десятки раз меньше, да и к земле совсем другое отношение, тенденция совершенно другая.
Умственная и физическая деградация человечества – не самая приятная тема, хотя с проявлениями ее мы сталкиваемся на каждом шагу. Как следствие – легкомысленное отношение, причем как рядовых граждан, так и политиков. Обратите внимание на форму лиц, черепов, интеллектуальный и нравственный уровень людей, которые ныне пришли к власти, и вы поймете всю остроту проблемы. Когда к власти проходят деграданты, возникает порочный круг: вырождение усиливает вырождение.
Голодомор будущего
Все свое президентство Виктор Андреевич Ющенко посвятил пропаганде Голодомора. Народ-жертва это хорошая, выигрышная идея. Куда менее привлекательна идея народа-идиота, который уничтожает свою родную землю, а затем подыхает от голода. Однако очень похоже, что все идет именно по этому пути. Необратимое истощение и разрушение почв – тема столь болезненная, что ее избегают почти все почвоведы, особенно при хороших должностях.
По правде говоря, это не только украинская проблема. За последнюю четверть века на Земле появилось свыше 9 млн. квадратных километров пустынь, которые охватили уже 43% общей площади суши. Обеспеченность пашней души мирового населения лет 10 назад составляла 0,45-0,5 гектара, сейчас он сократилась почти в полтора раза: 0,35-0,37 гектара.
В то время как на Западе (особенно после выхода в 2008 году скандального документального фильма «Food, Inc.», «Корпорация Пища») возникло целое направление литературы, посвященной тому грозному будущему, которое нас ожидает (отвратительное качество продуктов питания, истощение земель и пр.), на постсоветском пространстве таких публикаций – единицы. При этом если западные авторы (назовем лишь некоторых – Майкл Поллан, Карл Вебер, Эрик Шлоссер) задаются вопросом – возможно ли вообще земледелие, не истощающее почву?, то на постсоветском пространстве господствует миф о «неистощимости земли». Как писали в своей недавней пугающей работе Фрейзер и Римас (Empires of FoodEmpires of Food: Feast, Famine and the Rise and Fall of Civilizations, Evan G. Fraser and Andrew Rimas, 2010), «В этом сама суть проблемы: продовольственные империи, как и собираемые ими урожаи, имеют тенденцию к упадку».
Разговоры о том, что Украина это «житница Европы», или может ею стать – всего лишь политкорректная чушь. Дай Бог ей прокормить саму себя хотя бы еще лет 20. Тучные украинские черноземы – всего лишь обветшалый националистический миф.
При сохранении нынешнего типа хозяйствования на земле уже через 20 лет Украине грозит систематический голод вследствие истощения земель. И это будет не эпизодическое явление вроде голодомора 1932 года, а постоянное. Даже если угрозу голода удастся как-то отодвинуть, отсрочить, то один лишь ускоряющийся процесс физической и генетической деградации населения положит конец существованию той зыбкой и неуловимой сущности, имя которой – украинский народ.