Одно из распространенных заблуждений относительно предстоящих президентских выборов заключается в том, что голоса жителей Юго-Востока после потери Крыма не станут решающим фактором в определении победителя. Кроме того, как утверждают приверженцы такого подхода, электорат Юго-Востока будет расколот между как минимум пятью кандидатами в президенты, чьи политические карьеры были связаны с Партией регионов и КПУ. Речь идет о Михаиле Добкине, Юрии Бойко, Петре Симоненко, Сергее Тигипко и Олеге Цареве (при этом только Симоненко и Добкин пойдут на выборы, продолжая пользоваться поддержкой партийных структур).
С такими тезисами сложно согласиться. Прежде всего потому, что он не учитывает фактор активности избирателей. А момент вынужденной раздробленности электорального поля стоит, скорее, рассмотреть под другим углом: наличие сразу нескольких условных «кандидатов от Юго-Востока» наконец-то возвращает в регион атмосферу политической конкуренции, которой он был лишен, по сути, с 2004 года.
Теперь же есть возможность выбирать и между личностями, и, что еще важнее, между программами действий кандидатов (к чему приводит переоценка «роли личности в истории», украинцы уже убедились). И вот здесь – интересный момент: стоит разобраться кто из претендентов на голоса макрорегиона, если абстрагироваться от их личностных качеств, предложил избирателям наиболее близкую им идеологическую платформу?
Запрос сформирован
Согласно последним данным исследования Социологической группы «Рейтинг», присоединение Украины к ЕС поддерживает лишь 26% жителей юга, 24% - востока (в данном контексте – Днепропетровская, Запорожская, Харьковская обл.), 22% - жителей Донбасса (Донецкая и Луганская обл.). Вступление в Таможенный союз поддерживают 43% опрошенных на востоке, 53% - на юге, 62% - в Донбассе.
За предоставление русскому языку статуса второго государственного высказались 60% жителей Донбасса, 46% - юга и 38% - востока (на юге и востоке против такого шага выступает относительное меньшинство). Федеративный тип государственного устройства поддерживает 59% жителей Донбасса, 37% - юга, 33% – востока.
А вот что касается вопросов, связанных с экономикой и благосостоянием, то тут как раз никаких принципиальных расхождение между жителями центра, запада, юга и востока Украины не наблюдается: все они одинаково критично оценивают собственное материальное благополучие (в среднем на 3,3 балла по 10-балльной шкале), всех волнуют проблемы коррупции, высоких цен, безработицы и отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Забегая наперед, отметим, что и программы кандидатов в президенты не радуют изысканными экономическими рецептами (кроме, естественно, Симоненко), предлагая стандартный набор: снижение и упрощение администрирования налогов, поддержку отечественного производителя, инвестирование в высокотехнологические отрасли промышленности.
Кандидатский минимум
Теперь рассмотрим, в какой степени программы упомянутых кандидатов в президенты соответствуют сформированному запросу. Отметим, что Симоненко, учитывая его скромный и ограниченный «потолком роста» личный рейтинг, вряд ли имеет смысл рассматривать как серьезного претендента на победу.
Наибольшее внимание взаимоотношением с Россией уделяет в своей программе Добкин, говоря при этом о многовекторной внешней политике с равным вниманием и ЕС, и странам Азии. Царев более сдержан в планах: его цель задекларирована как «максимально открытое» торгово-промышленное сотрудничество с ТС. Бойко поддерживает тесную экономическую интеграцию с Европейским Союзом (с ТС планирует «развивать связи»), Тигипко пропагандирует внедрение европейских техстандартов и предлагает не более чем «возобновить переговорный процесс с Россией во всех сферах».
Языковой и, если шире, культурно-исторический вопрос затронут в программе всех кандидатов приблизительно в равной степени. Добкин говорит о защите общей украинско-русской истории, культуры, традиций и о втором государственном языке – русском. Акцент на языковом вопросе понятен, ведь для многих жителей юго-востока русский язык ассоциируется с личной свободой. Царев же делает упор на борьбе с ксенофобией, фашизмом, национализмом, не выделяя языковую проблематику в отдельный пункт программы.
Интересно отношение кандидатов к вопросу политико-административного переустройства страны. Лишь Добкин открыто считает децентрализацию власти и усиление роли местного самоуправления «единственно верным путем сохранения целостности Украины» и прививкой от сепаратизма (он же, при этом, единственный кандидат, прямо отстаивающий внеблоковый статус страны). Его акценты: в регионах должно оставаться больше налогов, выборность губернаторов, самостоятельная гуманитарная политика на местах. При этом он открыто заявляет - Крым необходимо вернуть. Царев уже избегает использовать термин «федерализм», предлагая провести админреформу и децентрализацию бюджетной системы. Бойко, как и Тигипко, ограничивается упоминанием о «сильном местном самоуправлении» и «перераспределении полномочий» между центром и регионами.
При все этом, кандидаты не спешат встречаться со своими избирателями, несмотря на краткосрочность кампании. Пока что в предвыборный тур из вышеупомянутых политиков отправился только Добкин. Предсказуемо, он начал с восточных областей, где сосредоточен базовый электорат Партии регионов.