Игорь Коломойский любит эпатажные поступки. Хорошо, если он ограничивается приездом в спортивном костюме на пафосную вечеринку олигархов во фраках. А вот если он начинает дрессировать власть, цинично не принимая во внимание тяготы и лишения страдающих при этом пассажиров его авиакомпаний, то тут веселья мало.
Несколько недель страна наблюдала шоу "банкротство "Аэросвита". Тысячи людей, застрявших в аэропортах Украины и мира. Злость, слезы, нервы.
По информации ZN.UA, банкротство "Аэросвита", купленного в свое время Игорем Коломойским с весомыми непогашенными долгами, не должно было привлечь столько внимания. По окончании операции по покупке "Международных авиалиний Украины" вся авиаимперия Коломойского должна была аккуратно слиться в МАУ. Но, во-первых, бывшие хозяева МАУ, опять-таки согласно информации в окружении ее нового хозяина, проявили жадность великую... Какие хозяева, кроме Арона Майберга? Этого точно никто не знает. Но информацией по этому поводу могут обладать и Борис Колесников, и Ринат Ахметов, и, разумеется, Александр Янукович. Вот и была предпринята попытка экономии на возврате долгов компании.
Во-вторых, Коломойский намекнул, что может произойти, если его интересы, например, в "Укрнафте" (где он проявляет чудеса подельчивости), будут активно попираться. Многие расценили происходящее с "Аэросвитом" как последствия "наезда" власти на бизнес Коломойского. Это не так. Просто олигарх, проживающий в Швейцарии из-за аллергии на амброзию, решил напомнить, что прикрыт он не только высоким постом в мире еврейства, не только рейтинговым каналом "1+1", но и Приватбанком, в котором украинские граждане разместили более четверти своих депозитов. После произошедшего легче себе представить, что будет на улицах страны, если граждане обнаружат не просто закрытые кассы авиакомпаний, но и закрытые двери тысяч отделений банка...
Решение вопроса сброса долгов со шкурки уже ненужной "Украинской авиационной группы" проблему застрявших пассажиров вынесло даже не на второй план. Тот же штаб по эвакуации уже почти бывшая авиакомпания организовала далеко не сразу, да и то под сильным нажимом правительства. Вопросом занимался целый вице-премьер Александр Вилкул. Сам Николай Азаров сочувственно заметил, что он бы отдал под это дело свой самолет, но тот староват, и премьера на нем перевозить можно, а обычных граждан — уже небезопасно…
То, что шрапнельный эффект от гибели "Аэросвита" оказался не случайным, подчеркивает и судьба двух предприятий "Украинской авиационной группы" — "Донбассаэро" и "Днеправиа", которые, мирно сложив крылья на пузике, без толп пострадавших, исчезают с рынка.
Но все это лишь творческий подход к процессу давно задуманному и лишь сейчас реализованному: Игорь Коломойский, достаточно долго ведший переговоры о приобретении МАУ и несколько раз вплотную приближавшийся к сделке, наконец-то ее совершил.
Основной пакет авиакомпании перешел в руки нового собственника. Естественно, что в реестре акционеров всех фамилий бывших собственников не было. Прелесть украинской системы собственности заключается в том, что владельцами практически всех украинских предприятий является куча офшорок. Вот одна из них теперь увеличила свою долю с 50 до 74% акций МАУ. Примечательно, что уже в нынешнем году глава МАУ господин Майберг дал интервью Forbes, в котором проинформировал общественность о том, что новых людей среди совладельцев МАУ не появилось. Это чистая правда. Игорь Валерьевич там уже и так был, просто имел несколько меньше. Более того, когда сам господин Коломойский утверждает,что не является совладельцем МАУ, то тоже в общем-то не обманывает — напрямую его там действительно нет.
Зато все есть на Кипре, где произошли безликие перестановки в структурах офшорок. Имевшие, однако, ряд последствий, которые многие ощутили.
Еще во время переговоров стихла война между МАУ и "Аэросвитом". Последняя стала с похвальным, истинно "приватовским" дружелюбием уступать конкурентке маршруты, за которые еще недавно отчаянно дралась. А нынче начался процесс передачи МАУ, для обслуживания рейсов, самолетов "Аэросвита". После получения контроля над МАУ наличие других приватовских авиакомпаний стало явно избыточным. Да и финансовое состояние самой МАУ хоть и лучше аэросвитовского, но не блестяще. Напомним также, что приобретение контроля над компанией обошлось в сумму, сделавшую Коломойскому больно. Два года назад ФГИ расстался с 61,6-процентным пакетом МАУ за 36 млн долл. (тогда Коломойский предлагал 57 млн долл.). Сомнительно, что сейчас все обошлось дешевле. Хотя точную сумму узнаем, когда в Лондоне приключится очередной суд.
В общем, расходы были большие. Долги не намного меньше. После чего и началась реструктуризация. 27 декабря уже прошлого года "Аэросвит" и "Донбассаэро" одновременно подали сами себя на банкротство. "Днеправиа" пока не "самобанкротилась", но заявила о прекращении операционной деятельности. Заодно в конце декабря прошлого года в селе Старые Кодаки появилась новая компания ООО "Авиационная компания "Авиаднипро", что наводит на разные мысли.
Суть подобных телодвижений сводится к тому, что старые компании накопили вполне приличные долги. К примеру, у "Аэросвита" их около 530 млн долл. Правда, большую их часть новые владельцы должны дружественным структурам — это и лизинговая компания, у которой авиаперевозчики арендовали самолеты и двигатели, и поставщик топлива "Укртатнафта", да и сам Приватбанк.
Это дает хорошие шансы сформировать "правильный совет" кредиторов, а распорядитель имущества уже и так (разумеется, чисто случайно) получится один на две компании. Человек вполне опытный, ранее известный как арбитражный управляющий ДМЗ им. Петровского. Во всяком случае, у группы "Приват" претензий к нему точно не было. Тогда с долгами меткомбината очень своеобразно поработали… Надо думать, и сейчас скучно не будет.
Но вот государству в лице "АэроРуха", аэропортам и гражданам деньги вернуть придется. Это Александр Вилкул, по просьбе президента, объяснил Коломойскому недвусмысленно. А для пущей убедительности вопросом занялась Генпрокуратура.
Но если государство все-таки может еще побороться за возврат долгов себе, то перспективы других кредиторов весьма туманны. Многие получили повышенные шансы пролететь или, в лучшем случае, надолго зависнуть. Принцип — "долги возвращают только трусы" — в Украине широко известен.
Кстати, заявление "Аэросвита" о том, что происходящее является оздоровлением компании, несомненно, чистая, как слеза, правда. Так и есть — компания переводит большую часть долгов из текущих в долгосрочные и уже заявила об увольнении 88% сотрудников. Часть, безусловно, заберет МАУ. А часть, по информации ZN.UA, уже пыталась связаться с "захватчиками" "Красного партизана": так сказать, в рамках приобретения передового опыта.
Из более чем полусотни рейсов компания собирается обслуживать всего пять, включая аж два внутренних. В результате множество людей, в том числе адвокат Юлии Тимошенко Сергей Власенко, будут добираться, например, в Харьков на поезде. На оставшихся рейсах будут летать самолеты, принадлежащие "Днеправиа". А возможно, на внутриукраинских рейсах мы увидим и новую авиакомпанию родом из славного вышеупомянутого села.
Что касается "Донбассаэро", то эта компания передаст свои машины родной сестре по наследству. Впрочем, принадлежность компании Windrose "Привату" антимонопольщики в свое время так и не доказали.
Ну а сама МАУ стала практически единоличным лидером украинского рынка. "Аэросвит" обслуживал свыше трети авиапассажиров страны, львиная доля которых уйдет теперь к ней. Правда, сказать, что будущее авиакомпании совершенно безоблачно, трудно. Убытки на перевозках, особенно на дальних рейсах, вполне реальны. Более того, очень многим украинцам совершенно не улыбается летать по ценам выше европейских с "украинским качеством".
Автор в прошлом году сталкивался с ситуацией, когда четыре внутренних рейса благополучно свернули в один, в результате чего некоторые пассажиры улетели на восемь часов позже, а самые везучие опоздали всего на два. И такие истории авторства украинских авиаперевозчиков уже стали плохой традицией. Но если ты монополист, то можно и на пассажира наплевать, и концы с концами свести. Однако монополист ровно до тех пор, пока это устраивает власть, определяющую правила игры в отечественном небе. И кто сказал, что оно будет закрытым всегда?
Заход иностранных перевозчиков, да и своих в полном смысле этого слова, собственных пассажиров точно не огорчит, а владельцев таких компаний может и порадовать. Пока что правительство не пускает низкобюджетные авиакомпании, но вряд ли это будет длится вечно. Впрочем, это уже проблемы владельцев и акционеров разрастающейся МАУ. В конце концов, кто сказал, что дрессировка — это односторонний процесс?
Итак, людей в итоге худо-бедно вывезли. Компания заплатила компенсации почти двум тысячам пассажиров. Но осадок остался. Причем отнюдь не в отношении "Аэросвита" — репутация этой компании может уместиться в эпитафию.
Стране показали, на какой тоненькой жердочке она сидит. Энергичная монополизация рынков уже привела к тому, что крупные бизнес-группы могут легким движением корпуса раскачать обстановку в стране.
И если вопрос вывоза нескольких тысяч пассажиров можно решить усилиями вице-премьера, то существуют потенциальные проблемы, с которыми справиться будет куда сложнее.
Недавно правительство и Нацбанк игрой на грани фола с трудом погасили панику на валютном рынке. Во многом благодаря поддержке банков, включая Приватбанк. Что произойдет в случае, если такой поддержки не будет, предсказать нетрудно…
"Аэросвит" тянул треть авиарынка Украины, на крупнейший украинский банк завязано более четверти вкладчиков страны. Сейчас его акционеры тактично напомнили, что сценарии бывают разные. А есть еще и рынок нефтепродуктов, где группа Коломойского контролирует единственный работающий нефтеперерабатывающий завод страны — Кременчугский. И в этой сфере не все можно компенсировать схемами нового "олигарха", провозящего через дыру в границе от 170 до
300 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. В общем, намек вышел толстый и прозрачный. Впрочем, Игорю Валериевичу не стоит обольщаться: так просто власть не сдается. Ибо у нее, как показал опыт, очень высокий болевой порог. В отличие от пострадавших пассажиров, которых, по большому счету, обменивающиеся ударами небожители имели в виду.