Экономика Украины, как и одного из крупнейших ее индустриальных центров — Харьковщины, переживает спад. Руководители ряда машиностроительных предприятий региона объясняют это разрывом традиционных связей с Россией: лишили нас основного поставщика. Так ли это на самом деле? Вспомним, как развивались события с Таможенным союзом. Отбрасываю политическую сторону вопроса. Но кто настаивал на необходимости вступления в такой союз? Россия.
Казалось бы, если это так выгодно Украине, она бы сама усиленно рвалась туда. Но какую промышленную продукцию предлагали северные соседи? Преимущественно морально устаревшую, неконкурентоспособную на мировом рынке. Ею россияне заполонили рынок Беларуси, Казахстана, других стран СНГ. Остался немалый рынок Украины. Может быть, и хорошо, что так получилось. В упряжке только с Таможенным союзом мы были бы обречены на столетнее отставание.
Никто не против — при нормальных политических обстоятельствах — экономических связей с Россией. Мы — больше чем соседи. И сейчас поддерживаются взаимовыгодные экономические связи между рядом предприятий обеих стран. Но становится их все меньше: велик риск работы с Россией в сложившейся ситуации. Это урок тем, кто забыл о двух основных постулатах рынка: непрерывная разработка новой продукции и ее реализация, заключающаяся в поиске новых рынков.
Кто об этом помнит, и сейчас живет неплохо. Есть в Харькове предприятие ЧАО «Завод Южкабель». В советские времена там, в основном, выпускали провод для катушек электрических машин и аппаратов. После распада Союза соответствующие чертежи, технологические карты остались в бывшем союзном министерстве, загрузившем этой продукцией российские предприятия. Но заводчане не растерялись. Создали новую высококонкурентную продукцию, в частности, гамму силовых кабелей. Слышим порой сообщения, что в результате разгула стихии вышли из строя воздушные высоковольтные линии, отключилась электроэнергия. Харьковчане разработали кабели, которые проложены под землей. Там ничто не мешает их нормальной работе. И срок их службы… 20 лет. В это время не нужно ни замен, ни ремонтов, ни обслуживания. В производстве использовали передовое зарубежное оборудование. Причем, поступило оно на предприятие не сразу. Зарубежные партнеры присматривались: можно ли иметь дело с таким заказчиком. Южкабельщики их убедили. В результате, увеличили объемы выпуска. Если зачастую украинские предприятия продают здания — мол, до советских объемов никогда не дотянем, — то на «Южкабеле» введены в строй два новых корпуса. Ведется постоянный поиск нового. На предприятии создано солидное научное подразделение типа настоящего НИИ.
Ныне заводчане, помимо стран СНГ, где остались связи с Беларусью, Прибалтикой, Грузией, нашли новых потребителей. Они поставляют свою продукцию в страны Азии, Африки. Учли, в том числе, климатические особенности этих стран. Не забыли и такую «мелочь». В пятидесятых годах прошлого столетия, когда отечественная электротехническая продукция только пошла за рубеж, на Харьковском электромеханическом заводе решили окрасить ряд деталей щитов управления с аппаратурой, вместо привычных серо-черных цветов, в яркий оранжевый, чтобы лучше смотрелось. А он оказался съедобным для москитов… Теперь оболочка харьковских кабелей не вызывает у тропических насекомых интереса.
Другой пример. Есть в городе электроаппаратный завод. В советский период он выпускал миллионными партиями несложные кнопочные выключатели. Как и в предыдущем случае, технологическая документация осталась в Москве, которая загрузила подобной номенклатурой российские заводы. Украинская продукция оказалась избыточной. До сих пор, практически за четверть столетия, электроаппаратчики так и не нашли своего рынка сбыта. Жизнь на предприятии еле теплится. Не нашлось на нем необходимой «критической массы» творцов, энтузиастов, как это случилось на «Южкабеле».
Зато радуют результаты работы ряда ведущих харьковских академических НИИ. В их числе — институт проблем машиностроения, институт физики высоких энергий и ядерной физики. Их разработки пользуются успехом в странах дальнего зарубежья. Свидетельством признания их работы, престижности служат полученные международные гранты, патенты.
В Украине большая потребность в обновлении станочного оборудования. Однако денег на новые станки не хватает. И объединение «Харвест» занимается ремонтом уже поработавших станков, выпускает бытовые замки, что позволяет не оставаться без работы.
Еще один резерв состоит в том, что недостаток средств вынуждает заводчан модернизировать существующие агрегаты, например станки с ЧПУ. Таким образом, достигают увеличения объемов производства. Это — важно, поскольку в нынешних условиях на многих предприятиях объемы производства не дотягивают до точки безубыточности. А повышение степени использования оборудования снижает еще и накладные расходы — управленческие, хозяйственные, а также удельные амортизационные отчисления на единицу продукции. Соответственно, снижается себестоимость, растет прибыльность работы.
Приятно, что жизнь заставила считать, экономить. На сравнительно богатой «бисквитке» ухаживают за оборудованием, как за любимым ребенком.
— Приехал к нам президент итальянской фирмы «Орландо», чья линия по производству печенья работает у нас, и удивился, — рассказывает заместитель гендиректора В. Солдатенко. — У них такое оборудование работает 5–7 лет, у нас — двадцать. Это достигается за счет тщательной профилактики, ремонтов, соблюдения режимов работы, в том числе температурных.
На «бисквитке» все рассчитывают до гривни. Построили свой сахарный завод. А вот от создания собственной птицефабрики отказались, хотя в их продукции используется немало куриного мяса, яичных желтков, белков. Подсчитали — не эффективно.
Мы работаем не в безвоздушном пространстве. Поэтому изготовители должны учитывать не только свои возможности, но и возможности потребителя... В Украине подавляющая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС. Большинство их блоков не обновлялось с 1960 г. Требуется замена. Но на полное техническое перевооружение денег у энергетиков нет.
— Мы предложили на том же фундаменте поменять часть конструкции турбин, — рассказывает гендиректор ОАО «Турбоатом» В. Суботин. — И турбины определенное время еще продолжат работу.
Еще один приятный симптом. В условиях сложности выхода на внешний рынок, заводчане вспомнили и о внутренних потребителях. Теперь ряд харьковских предприятий 50–70% изделий реализуют в Украине. Так, производители электротехнического и других видов оборудования вспомнили о Криворожском металлургическом комбинате. Там сейчас берут их продукцию, что обеспечивает, по меньшей мере, сохранение имеющихся рабочих мест.
Кафедра экономики и маркетинга Харьковского политеха провела анкетирование руководителей предприятий и организаций по вопросам состояния разработки и производства наукоемкой продукции. Среди вопросов: какой процент разработок выполнен с превышением запланированных сроков и затрат, и в чем причина? Отмолчались все, кроме одного респондента. Он честно отметил, что такие превышения имеют место в 100% случаев и связаны они с недостатками планирования.
Конечно, не все зависит от самих субъектов предпринимательства. Не исчезли проблемы администрирования НДС, присутствуют и бюрократические проволочки.
— Получается, нам выгоднее работать с зарубежными партнерами, — делится директор ООО «Прометсплав» С. Тарасенко. — Оплата за поставки с ними занимает 3–4 дня с учетом растаможивания. С нашими же заказчиками такая процедура длится не менее 30 дней. Учтите резкие колебания валютных курсов. По этой причине, заключаем договора на производство товаров с длительностью производственного цикла не более месяца. Требуем, чтобы сроки окупаемости наших разработок не превышали полугода. Какие уж здесь масштабные инновации?
И все-таки, проблески ощущаются. В Харьковской ОГА разработана Программа стратегического развития региона до 2020 г. В ней предусматриваются не только поступления в бюджет средств от работы сравнительно успешных отраслей: пищевой, фармацевтической, полиграфической, сельского хозяйства. Думают и о подтягивании машиностроения — в нынешнем году предполагается ему выделить из областных средств до 5 млн грн.
Отечественные олигархические структуры — тормоз экономики Украины. Как с ними бороться? Один из способов — создавать независимые от олигархов малые структуры; использование отечественных умов, например, в области IT, где уровень украинских специалистов ценится во всем мире.
— Пятеро наших молодых выпускников создали программный продукт, за который иностранные покупатели выложили не один миллион долларов, — рассказывает проректор по научной работе Одесского национального экономического университета А. Ковалев. — Им никто не нужен: со всеми договорными, финансовыми и другими процедурами ребята справились без посторонней помощи.
Подобные структуры растут в Украине. Только в Харькове их насчитывается порядка двадцати. Еще одно преимущество малых групп специалистов состоит в том, что одаренные люди остаются в Украине. Они могут не только обеспечивать себя, приносить валюту стране, но и выполнять важные работы для отечественной науки, экономики.
Такие структуры могут образовываться и в других сферах. Современные средства связи этому способствуют. Это — первые подснежники, пробивающиеся сквозь промерзший грунт суровой зимы украинской экономики.