Похоже, что эпопея с предоставлением безвизового режима для граждан Украины со стороны Евросоюза действительно выходит на финишную прямую.
Это можно утверждать после сегодняшнего рассмотрения Комитетом по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам Европарламента доклада о либерализации визового режима между Украиной и ЕС.
Диалог, который начался в далеком октябре 2008 года, в начале зимы 2016 года должен наконец достичь своей окончательной цели.
Согласно регламенту, голосования по украинскому вопросу в понедельник не было; утверждение доклада по Украине в профильном комитете Европарламента ожидается 26 или 29 сентября, а сам Европарламент может проголосовать за соответствующее решение на своей октябрьской сессии с 3 по 6 октября.
При этом оптимистичном сценарии Совет министров юстиции и внутренних дел ЕС, который соберется на следующее заседание
13-14 октября 2016 года, получит основания утвердить окончательное решение об украинском «безвизе».
То есть юридически – о том, чтобы перенести Украину в список государств, граждане которых не нуждаются в визах на въезд в Шенгенскую зону сроком до 90 дней при наличии биометрического паспорта.
Далее регуляция, поддержанная Европарламентом и Советом ЕС, должна быть подписана соответственно председателями Европарламента и Совета ЕС, опубликована в «Официальном вестнике ЕС» и в итоге вступить в силу на 21-й день после публикации.
Такова стандартная процедура.
Возможны ли отклонения от нее? Опыт Молдовы показывает, что теоретически возможно отклонение от даты заседания Совета по внутренним делам.
В случае Молдовы решение о предоставлении безвизового режима было принято 14 марта 2014 года непрофильным Советом министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики, опубликовано 8 апреля и вступило в силу 28 апреля 2014 года.
Решение по Молдове было утверждено без обсуждения.
Главным в этом случае было предварительное согласование проекта решения на уровне послов государств-членов ЕС, которые готовят решения различных форматов Совета ЕС. Таким образом, после зеленого света Европарламента государства-члены ЕС могут принять решение по Украине на любом заседании Совета, но вероятнее всего, что оно официально будет принято все же на заседании министров юстиции и внутренних дел (или, возможно, министров иностранных дел ЕС) в течение октября 2016 года.
При таком оптимистическом сценарии «безвиз» вступит в силу еще до 1 декабря 2016 года.
По менее оптимистичному сценарию украинцы получат безвизовый режим уже в 2017 году, если будет принято решение об отсрочке «безвиза» до введения всеобщего механизма приостановления действия безвизового режима в чрезвычайном порядке.
Этот механизм рассматривается прежде всего как защитный инструмент, в первую очередь – из-за перспективы предоставления безвизового режима для Турции. Но скорее всего, в свете неоднократных обещаний со стороны высшего руководства ЕС и ожиданий со стороны претендентов, безвизовый режим для Грузии и Украины будет введен еще в этом году.
При этом ЕС оставит за собой право оперативно заблокировать безвизовые поездки сроком на шесть месяцев для любой страны, которой предоставлен безвизовый режим, в частности, если большое число граждан этой страны будут оставаться в ЕС нелегально или просить о предоставлении убежища.
Кроме того, сейчас изучается вопрос обязательной онлайн-регистрации для въезда в ЕС всех путешествующих, которым не нужна виза, с оплатой соответствующего сбора по образцу электронной системы авторизации путешествий (ESTA) США.
Не исключен, увы, и наиболее пессимистический сценарий, согласно которому предоставление безвизового режима для граждан Украины будет отложено.
Это произойдет в случае, если украинские власти не будут выполнять взятые на себя обязательства.
В этом контексте работа новых антикоррупционных органов и реальные результаты в борьбе с коррупцией, законодательная деятельность Верховной рады (в частности, относительно попыток пересмотреть антикоррупционное законодательство), полноценное функционирование системы электронного декларирования имущества чиновников по-прежнему будут оставаться в центре внимания институтов ЕС.