За последние полтора десятка лет в отношениях Украины и НАТО практически ничего не изменилось. Они как были полны противоречий и непоследовательности во времена первых президентов, таковыми остались и при Петре Порошенко: и сейчас громкие декларации диссонируют с повседневными делами.
Президент заявляет, например, о «безальтернативности пути» евроатлантической интеграции. В то же время в документах, принятых Верховной Радой, нет слов о том, что цель Украины —вступление в НАТО. В законе «Об основах национальной безопасности» говорится лишь об интеграции в некое «евроатлантическое пространство безопасности».
Правительство одобряет Годовую программу сотрудничества Украина—НАТО и обращается к альянсу за помощью в реформировании сектора безопасности и обороны. Это должно повысить нашу обороноспособность. В то же время реализация ряда важных решений (например, по целевым трастовым фондам) тормозится из-за бюрократической волокиты. Советники же, присланные из альянса для содействия в проведении реформ сектора безопасности и модернизации Вооруженных сил, сталкиваются с атавистическим страхом постсоветского чиновника перед иностранцем.
Все это ставит вопрос о доверии между партнерами. В конечном счете подобные вещи выхолащивают отношения Украины и НАТО.
Эти проблемы на днях еще раз напомнили о себе, став предметом эпистолярной «дуэли» между политиками и военными.
На прошедшей неделе пресс-служба украинского Министерства обороны в течение дня дважды (!) выступила с заявлениями, в которых говорилось о «неправдивых обвинениях отдельных политиков» в «игнорировании сотрудничества с альянсом». В общем, «отдельные представители высшего законодательного органа страны» обнародовали недостоверную информацию «с целью дискредитации отечественного оборонного ведомства и самопиара».
Причиной для болезненной реакции со стороны Минобороны стали посты в Facebook двух народных депутатов — Борислава Березы и Иванны Климпуш-Цинцадзе: парламентарии, посетившие штаб-квартиру НАТО и встретившиеся с его высокопоставленными сотрудниками, рассказали на своих страничках в социальной сети о проблемах во взаимодействии и коммуникации между альянсом и Украиной.
И. Климпуш-Цинцадзе написала о затягивании Украиной начала работы целевых трастовых фондов НАТО по: реформированию логистики в ВСУ; модернизации систем связи и автоматизации ВСУ; переподготовке и социальной адаптации военнослужащих; физической реабилитации (протезирования) раненых военнослужащих; развитию системы киберзащиты. Причина — отсутствие необходимой договорно-правовой базы.
Среди проблем озвученных Б. Березой — отмена министром обороны Степаном Полтораком встречи с представителями НАТО, а также отказ украинского Генштаба от предложения альянса о формировании в Украине батальона в соответствии со стандартами организации. При этом представители НАТО собирались полностью обеспечить его формой и амуницией, а инструкторы из стран-членов организации — тренировать подразделение.
Все заинтересованные могут ознакомиться с ответными заявлениями пресс-службы Министерства обороны на сайте ведомства, в которых г-жу Климпуш-Цинцадзе почему-то назвали «г-жой Ценценадзе»…
Если суммировать, то ответы пресс-службы сводятся к следующему. Отмены встречи министра обороны с представителями альянса не было. Задержка с согласованием соглашения между Украиной и Организацией НАТО по поддержке (NSPO) «Об обеспечении», позволяющей начать работу пяти трастовых фондов, не относится к компетенции Минобороны. Что же касается формирования батальона по стандартам НАТО, то, поскольку у организации нет своих боевых частей и подразделений, вся помощь возможна только на двусторонней основе со страной — членом альянса «в рамках получения международной технической помощи».
Справедливости ради заметим, что С. Полторак действительно не отменял встречу с представителями НАТО. Эта история случилась с одним из его заместителей. И как уверяют наши информированные собеседники, причина этого — техническая. Но вот что касается прочего…
По информации ZN.UA, во время встреч с депутатами Верховной Рады представители НАТО обозначили несколько основных проблем во взаимоотношениях с украинскими партнерами. Во-первых, существуют сложности с запуском пяти целевых трастовых фондов: украинско-натовское соглашение никак не получит одобрения украинских ведомств и поэтому не может попасть в парламент на ратификацию.
Во-вторых, имеющиеся трудности во взаимодействии иностранных советников с партнерами из Минобороны за последний год так и не были решены.
В-третьих, отсутствует единый координирующий орган по реформированию сектора безопасности и обороны.
В-четвертых, натовскую сторону беспокоит вопрос таможенной стоимости и таможенных платежей на всю помощь, поступающую в нашу страну от государств — членов альянса.
В-пятых, из-за отсутствия украинского координирующего органа приостановлено функционирование совместной рабочей группы Украина—НАТО по вопросам науки и охраны окружающей среды.
Наконец, в-шестых, фактически не ведется работа в рамках трастового фонда по перезахоронению радиоактивных отходов.
Сложности во взаимоотношениях представители НАТО озвучили еще во время переговоров министра иностранных дел Павла Климкина и генсека организации Йенса Столтенберга в январе. Но проблемы не исчезли.
Видимо, представителей Североатлантического альянса очень уж все достало, раз они рассказали депутатам о проблемах, прекрасно осознавая, что будет утечка в информационное пространство. Что ж, если в Брюсселе хотели сдвинуть дело с мертвой точки, то им это удалось.
На минувшей неделе с депутатами, посещавшими штаб-квартиру альянса, встретился представитель Минобороны — новоназначенный замминистра Юрий Гусев. Он пообещал, что будет назначен специальный заместитель министра обороны, функциями которого станет координирование реформ в оборонном ведомстве. Сообщил, что до конца недели МИД, Минэкономики и Минфинансов согласуют документ между Украиной и Организацией НАТО по поддержке (NSPO) «Об обеспечении», что позволит рассмотреть его на заседании правительства, а затем передать на ратификацию в Верховную Раду.
И, наконец, замминистра сказал, что вопрос допуска иностранных советников (экспертов Офиса связи НАТО) на территорию Минобороны будет постепенно решен. А это, как ни странно, одна из самых серьезных проблем в отношениях между Украиной и альянсом, поскольку для НАТО привлечение его экспертов к процессу реформирования сектора безопасности является одним из приоритетных вопросов.
Когда еще год назад в Киеве появились советники из НАТО, они столкнулись с трудностями в работе с оборонным ведомством, где не хотели признавать существование проблемы управления и логистики в украинских силовых структурах. Спустя столько месяцев эксперты по-прежнему не ощущают, что их советы по реформированию украинской армии, приближению оборонного сектора и сектора безопасности к стандартам НАТО находят отклик в Минобороны и Генштабе.
Для эффективной работы экспертам весьма важно иметь прямой доступ к своим украинским контрпартнерам. Это позволяет оперативно решать текущие вопросы и поддерживать столь необходимый во время совместной работы диалог. Вот почему для натовцев нужно иметь кабинеты на территории Минобороны. Но советники продолжают сидеть в помещениях Офиса связи НАТО, а их допуск на территорию оборонного ведомства крайне затруднен. Поэтому коммуникации между большинством советниками и украинскими военными практически нет.
Справедливости ради заметим, что в своих действиях оборонное ведомство связано Государственной службой специальной связи и защиты информации и СБУ, которые не дают иностранным советникам допуска к гостайнам. Такое положение длится почти год. В экспертах видят шпионов? Или это перестраховка чиновников среднего звена, ретиво следующих комплексной системе защиты информации?
При этом советники и оборонное ведомство вроде бы уже даже договорились о том, что представителям альянса будет выделено пять кабинетов. Но после высказываний депутатов, первый замминистра обороны Иван Руснак сообщил, что кабинетов не будет, поскольку нет возможностей разместить советников на территории ведомства, они, мол, и так работают в прекрасных условиях в Офисе связи НАТО…
Если же суммировать основные проблемы, с которыми столкнулись иностранные советники, то, по информации ZN.UA, они следующие. Советники говорят о бюрократической волоките, слабой инициативности украинцев, медленном выполнении утвержденных программ, об ограничении доступа к департаментам Минобороны и Генштаба, а также о проблемах с установлением контактов с контрпартнерами и получением необходимой информации. И это все накладывается на то, что у украинского руководства отсутствует четкое виденье развития и реформирования сектора обороны и безопасности.
Поэтому советники с обидой говорят: мы искренне стремимся помочь Украине, а к нам относятся с подозрением, будто мы шпионы, как можно при этом эффективно работать? А в отправивших их странах, в свою очередь, справедливо задаются вопросом: а что, собственно, делают их эксперты в Киеве?
ZN.UA обратилось в пресс-службу Министерства обороны с просьбой прокомментировать ситуацию с советниками из НАТО. К моменту сдачи номера в печать мы так и не получили ответа от оборонного ведомства. Правда, несколько дней назад Юрий Гусев заявил депутатам, что в здании оборонного ведомства для экспертов все же выделят помещение. Но решит ли это проблему, суть которой сводится к отсутствию доверия между партнерами и непоследовательности украинской политики?