Президент, наконец, определился с полномочиями самого влиятельного министерства страны — доходов и сборов. После почти трех месяцев работы нового ведомства под руководством Александра Клименко глава государства утвердил его структуру и полномочия (Указ №141/2013 от 18 марта). Столь долгая пауза с обнародованием документа объясняется развернувшейся между министерствами войной за передел полномочий. Одной из главных интриг подковерного противостояния было сохранение контроля над налоговой милицией. И Клименко удалось одержать временную победу в этой войне: согласно Положению «О Министерстве доходов и сборов Украины» в его структуре останутся подразделения налоговой милиции, но только «до принятия законодательных и других нормативно-правовых актов».
Александр Клименко анонсировал сокращение штата налоговой милиции «до оптимального количества» и переориентацию ее работы «в пределах рискоориентированной системы». Это заявление выглядит безобидно лишь на первый взгляд. Автоматическую систему выявления рисков ГНС тогда еще главный налоговик страны презентовал общественности в середине 2011 года. Программное обеспечение автоматически относит к категории рисковых, в частности, предприятия, имеющие «прописку» в месте массовой регистрации, а также их контрагентов, компании, чье фактическое местонахождение инспектору трудно определить, и в учредителях которых значатся лица, ранее имевшие историю банкротств или проблемного бизнеса. И, наконец, фирмы, активы которых не превышают по стоимости 10 тыс. грн., или имеющие в штате до пяти сотрудников. И если ранее налоговики ограничивались устными рекомендациями контрагентам таких предприятий избавиться от ненадежных партнеров (например, уточнив, что по операциям с ними не будут учитываться налоговые кредиты) либо документальными проверками подозрительных субъектов хозяйствования, то теперь, очевидно, в таких ревизиях начнут задействовать и налоговую милицию.
Не менее успешной оказалась борьба главы Миндоходов за полномочия и на других фронтах. Так, новому министерству досталось кураторство над администрированием единого социального взноса (ЕСВ), которое до сих пор осуществлял Пенсионный фонд. Таким образом, профсоюзы и Федерация работодателей Украины, которую возглавляет Дмитрий Фирташ (представители этих организаций входят в правление ПФ), окончательно лишились возможности участвовать в распределении этих финансовых потоков. Впрочем, как пояснила заместитель главы правления Пенсионного фонда Валентина Никитенко, без утвержденного порядка передачи информации о плательщиках ЕСВ фонд ничего не может сделать. Кроме того, право администрирования этого платежа должен законодательно закрепить за Миндоходов парламент. Это означает, что, по крайней мере, на первых порах в администрировании социального взноса будет царить полная неразбериха. Не исключено, что на предмет полноты его уплаты предприятия будут проверять и налоговая, и Пенсионный фонд. Под двойной пресс контролеров попадут также госструктуры.
К полномочиям Миндоходов отнесен контроль над соблюдением законодательства в бюджетной сфере, что фактически будет дублировать функции Госфининспекции (бывшего КРУ) Петра Андреева.
К тому же Александру Клименко удалось избавиться от контроля со стороны Минфина. «Новое министерство не будет отчитываться перед Минфином, как ранее делали Государственная налоговая служба и Гостаможслужба. Минфин уже не будет координировать деятельность нового министерства, да и полномочия по регулированию администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и реализации налоговой и таможенной политики перешли к Миндоходов», — уточнил старший партнер KM Partners, специализирующейся на особенностях госрегулирования в сфере налогооблажения юридической компании, Александр Минин. Иными словами, ведомство Юрия Колобова утратило право издавать подзаконные нормативы, касающиеся правил администрирования налогов и сборов, передав соответствующие функции Миндоходов. Впрочем, Минфин, похоже, не намерен без боя сдавать своих полномочий в этой сфере. Недавно министерство обнародовало законопроект, предполагающий пересмотр правил расчета налога на прибыль («О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно определения перечня налоговых разниц»). Согласно документу при расчете этого налога должны будут учитываться данные бухгалтерского учета, национальные стандарты которого утверждаются Минфином. В случае принятия нового закона министерство фактически получит право в ручном режиме определять базу обложения налогом на прибыль. Но возможность разрабатывать профильные законопроекты, выносить их на рассмотрение Кабмина получило и Министерство доходов и сборов. Соответственно, негласное перетягивание каната властных полномочий контроля над администрированием налогов может перейти на законодательный уровень, что в очередной раз усложнит ведение бизнеса в стране.