Юрия Луценко бросили за решетку в воскресенье. И выпустили тоже в воскресенье. Между этими воскресеньями прошло более двух лет. За президентской "милостью" прячется много юридических ляпов, сомнительных шагов и открытых вопросов.
Как это было
Экс-министра внутренних дел Украины задержали бойцы спецотряда СБУ «Альфа» 26 декабря 2010 года, когда он выгуливал свою собаку. На следующий день Печерский суд постановил арестовать его на два месяца в рамках одного из двух заведенных на него уголовных дел.
Первое из этих дел - так называемое «дело о Дне милиции», или же «дело о празднике и водителе». Второе – «дело Сацюка», или «дело о слежке». В обоих случаях экс-министра обвиняли в превышении служебных полномочий. Напомним суть обвинений.
В первом деле речь шла о том, что на празднование Дня милиции в 2008 и 2009 г.г. пошло свыше 600 тыс. грн. бюджета МВД (почти вся сумма пошла на аренду Дворца «Украина» для праздничного концерта). Кроме того, Луценко вне очереди предоставил квартиру своему водителю Леониду Приступлюку, а также обеспечил ему доступ к государственной тайне.
Второе дело касалось слежки за гражданином Давиденко, бывшим водителем бывшего же заместителя председателя СБУ Владимира Сацюка. Сацюка после Оранжевой революции подозревали в отравлении Виктора Ющенко. От уголовного преследования он сбежал в Россию, гражданином которой остается и по сей день.
Приговор в первом деле Луценко получил 27 февраля 2012 года. Ему дали 4 года лишения свободы с запретом занимать руководящие должности на протяжении 3 лет, конфискацией имущества и снятием 1 ранга государственного служащего. Также обвинительным был и приговор в «деле о слежке», вынесенный 17 августа 2012 года. Но здесь срок составил вдвое меньше.
Камера вместо «зоны»
Пребывание Луценко за решеткой - целая эпопея, которая содержит много юридических странностей. Так, экс-министра арестовали именно по "делу о слежке" - по крайней мере, об этом написано, по словам адвокатов, в представлении следователя об аресте. Вместе с тем на следующий день суд оставил Луценко под стражей уже в рамках дела о Дне милиции.
3 июля прошлого года Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) признал этот арест незаконным и политически мотивированным. Суд постановил, что Луценко не старался и не планировал убежать из страны, а также не совершил новых правонарушений. Суд также не признал многочисленные интервью Луценко в СМИ "давлением на свидетелей", как это решили украинские правоохранители.
К тому же, ЕСПЧ постановил, что оппозиционера не предупредили о рассмотрении вопроса об аресте, не дали подготовиться к защите, не приняли во внимание аргументы его адвокатов и заявление о передаче на поруки от полусотни народных депутатов Украины. Затем суд приказал Украине выплатить Луценко 15 тысяч евро компенсации, которые политик наконец получил уже этой зимой.
Однако даже после решения ЕСПЧ выйти из-под стражи Луценко не смог. Ведь Печерский суд к тому времени признал его виновным в "деле о Дне милиции". И теперь он уже находился не под арестом, а получил срок заключения.
Вместе с тем, есть нюанс: вместо отправки бывшего главного милиционера на "зону", его продолжали держать в Лукьяновском СИЗО. Хотя, как известно, условия "в застенках" значительно хуже, чем "за колючей проволокой".
Вероятнее всего, правоохранители просто хотели облегчить себе жизнь. Ведь процесс в "деле о слежке" продолжался, и обвиняемого было значительно легче возить в суд с Лукьяновки, чем из колонии за сотни километров. Вместе с тем, даже после вынесения приговора в этом втором деле (17 августа) Луценко оставался в СИЗО еще 13 суток.
Только в 7 утра 31 августа его наконец вывезли в колонию в городе Мена Черниговской области. Всего экс-министр пробыл в изоляторе 613 календарных дней.
Арифметика и конспирология
Цинично говоря, Луценко еще повезло: известные случаи, когда граждане, чьи дела "рассыпались" из-за плохой работы следствия, сидели в СИЗО по 3, по 5 и даже порядка 10 лет, а следователи тем временем тасовали их дела между судами разных инстанций.
Вместе с тем примечательно, что с освобождением оппозиционера тюремщики не тянули. 5 апреля Янукович приказал "безотлагательно" рассмотреть просьбу о его помиловании. 6 апреля Комиссия по помилованиям его удовлетворила. Утром 7 апреля, в выходной, Янукович подписал соответствующий указ. И уже буквально через пару часов Луценко был на воле.
В свое время была популярной история о Борисе Колесникове (до недавнего времени - вице-премьера по инфраструктуре), который в апреле - августе 2005 года провел определенное время в том же СИЗО по обвинениям в вымогательстве. Наконец прокуратура закрыла дело против него, а сам Колесников якобы сказал: "За мои четыре месяца Луценко (тогда глава МВД - Ред.) отсидит четыре года".
На самом деле в 2005-м Колесников отсидел неполных 4 месяца. Если считать день задержания и день выхода на волю, он был под стражей 118 суток. В свою очередь, Луценко отсидел ровно 119 недель. Если бы господин Колесников отсидел днем больше (или господин Луценко - неделей меньше), совпадение было бы идеальным.
Еще один интересный нюанс: колония, куда Луценко попал за два месяца до прошлогодних парламентских выборов, стала одним из довольно немногих исправительных заведений Украины, где правящая Партия регионов во время этих выборов испытала поражение.
Держать нельзя помиловать
Конечно, было и такое основание для освобождения Луценко, как потребность получить осенью Ассоциацию с Евросоюзом. Или вот еще: именно 7 апреля был православный праздник Благовещение, и одна из традиций побуждает в этот день выпускать птиц из клеток. Янукович, который считает себя очень набожным человеком, мог руководствоваться и этим соображением.
Впрочем, в обеих случаях речь идет о полнейшей управляемости правосудия со стороны гаранта Конституции. Вот еще несколько свидетельств тому, более существенных чем математически-конспирологические теории.
Согласно данным официального сайта президента, одним и тем же указом глава государства помиловал, кроме Луценко, еще 5 человек. Четверо из них неизвестны широкой массе, сведений о преступлениях, за которые их осудили, на время написания статьи найти не удалось. Пятым же человеком оказался Георгий Филипчук.
Господин Филипчук, бывший министр экологии в правительстве Юлии Тимошенко, получил срок за переплату бюджетных средств юридической компании, которая рассматривала законность выдачи компании " Vanco-Прикерченская" лицензий на газодобычу на шельфе Черного моря. В этой компании, в частности, просматривались интересы Рината Ахметова. Вместе с тем ныне можно услышать и об интересах "Семьи". В соответствии с выводом, завизированным господином Филипчуком, Юлия Тимошенко расторгла соглашение с "Ванко". После смены власти господин Филипчук сел в тюрьму.
Георгий Филипчук лично направлял Януковичу просьба о помиловании. Более того, есть сведения, что остальные 4 просьбы, которые Комиссия по вопросам помилований рассмотрела еще до 6 апреля, тоже подписаны самими осужденными.
Вместо того просьба об освобождении Луценко подписала Уполномоченной по правам человека Валерией Лутковской. И все бы ничего, вот только омбудсмен не относится к родным и близким осужденного. А хлопотать о помиловании могут лишь сами узники и, в исключительных случаях, близкие им люди.
"Для солидности" президентская пресс-служба сослалась еще и на "обращение" сопредседателей Надзорной миссии Совета Европы Пета Кокса и Александра Квасьневського. Более того, туда же вписали и слова благодарности Ирины Луценко европейским гостям. И вышло, будто Янукович отреагировал именно на европейцев, а та же госпожа Луценко за это еще и благодарит.
Но на самом деле никаких официальных обращений от Кокса и Квасьневського Комиссия по вопросам помилований при президенту не рассматривала. Это просто невозможно юридически, и пресс-служба гаранта в данном случае сделала Януковичу медвежью услугу.
Глупость или крючок?
И еще два нюанса в завершение. Во-первых, как видно из текста указа, Луценко - в отличие от того же Филипчука - помилован не полностью. В указе речь идет лишь о снятии основного наказания. То есть срока заключения. Вместе с тем запрет занимать должности, лишение ранга госслужащего, а главное, требование денежной компенсации остаются в силе.
Ранее суд решил, что из-за Дня милиции и квартиры для водителя Луценко должен государству почти 644 тыс. грн. В начале апреля, за несколько дней до освобождения экс-министра, Высший специализированный суд уменьшил эту сумму до "всего лишь" 609 тыс. грн.
При этом еще 30 июня 2011 года заместитель генпрокурора Михаил Гаврилюк на пресс-конференции сообщал, что на имущество Луценко наложен арест. В скором времени адвокаты заявили, что арестованы квартира и три авто. Все это будто бы оценили в 1,7 миллиона гривен.
Но самое интересное другое. Как черным по белому написано в указе президента Януковича, Луценко освобожден от отбытия срока за… "дело о слежке", приговор за которую ему вынесли 17 августа 2012 года.
То есть Луценко освободили от меньшего срока. Который, во-первых, и так поглощается большим. А во-вторых, уже истек, ведь срок содержания в СИЗО также засчитывается в общий срок удержания под стражей.
Как это понимать? У президента допустили описки из-за поспешности угодить европейцам? Или, может, юристы Банковой просто запутались в схемах, которые изобретают чувствительные к их пожеланиям прокуроры и судьи? Или речь идет о какой-то суперсхеме, последствия которой нам сейчас невозможно и представить?
Опрошенные Тиждень.ua эксперты выдвигали противоречивые версии - или не выдвигали никаких. Между тем, 10 апреля уже упомянутый Высший спецсуд должен рассмотреть кассацию Луценко на приговор в "деле о слежке". Тот самый приговор, от заключения по которому его уже освободил президент.
А вот свободен ли Луценко от четырехлетнего срока, который получил 27 февраля 2012 года, и из которого отбыл лишь 833 дня? Благодаря то ли ухищрениям, то ли глупости тех людей, которые курируют это дело от имени президента, ответ остается загадкой.