С 2008 года рост цен ослабил гривну примерно на 64%, а падение ее валютного курса составило 60% относительно доллара и на 68% относительно 3 главных валют - доллара, евро и иены. За эти годы начисление банковских процентов на суммы срочных гривневых депозитов составлял в среднем по стране 46,7%.

Украинский рынок - маловат для наших промышленных гигантов, построенных десятки лет назад. На нем они черпают ресурсы и реализуют задачи минимизировать расходы, чтобы уложиться в цены, которые становятся все более жесткими за растущей конкуренции. Конкурентами выступают другие мультинациональные корпорации, а рыночные правила устанавливаются совместно государствами, как, например, члены ВТО, взяли на себя обязательство не подавлять бизнес иностранных компаний и ограничить уровень содействие своим компаниям.

Украинские ТНК на рынке - слон в посудной лавке

Иметь транснациональные, экспортно-ориентированные промышленные производства - благо и большая ответственность. Благо - потому что мы можем включаться в мировую конкуренцию и не быть банановой республикой. Большая ответственность – потому что гигантам удержать конкурентоспособность со временем становится все тяжелее, а их остановка или банкротство имеют непоправимые негативные социальные последствия. Государство должно помогать гигантам, когда они пытаются сокращать свои расходы эффективными и законными способами. В частности, можно поддерживать их стремления создавать вертикальные объединения скооперированных производств путем слияний и поглощений фирм-поставщиков материалов и комплектующих. В вертикально интегрированных комплексах прибыль концентрируется на завершающих стадиях, а на промежуточных - сокращаются расходы.

Надо сделать ремарку, что при вертикальных слияниях корпорация захватывает сферу отношений, которые ранее находились в рыночном поле. То есть корпорация уменьшает рынок. Не во всех случаях это оправдано. В частности, это наносит вред конечным результатам, если корпорация является государственной и частная заинтересованность в уменьшении расходов отсутствует.

Корпоративное объединение производств способно улучшить менеджмент и организацию в смежных предприятиях. Однако оно исключает такие рыночные стимулы, как конкуренцию и инновации, а потому ограничено в возможностях экономии. По этой причине многие ТНК выделяют подразделения - поставщики материалов, комплектующих и услуг в самостоятельные предприятия, с которыми заключаются контракты. Например, так недавно поступила известная государственная компания Lufthansa.

То же можно сказать о финансовой поддержке государством проектов реконструкции и модернизации высококонцентрированных производств. Но помогать промышленным гигантам коррупционными методами, то есть, искусственно уменьшая налоги, нелегально занижая цены на энергетические услуги, получая от государства заказ по завышенным ценам или целевые субсидии и кредиты - значит наносить им вред. Происходит искусственное, иллюзорное усиление крупных корпораций, на деле же такие "пособия" мешают правильно оценивать ситуацию и вырабатывать эффективные стратегии развития.

Можно сказать, что только становление действительной рыночной модели внутри страны позволит украинским ТНК быть реальными конкурентами на мировых рынках. В частности, одним из ключевых является вопрос усиления конкуренции на внутренних сырьевых рынках - газа, нефти, руды, электроэнергии, первичных стройматериалов, неорганического сырья, минудобрений, зерна, шерсти и т.д. Монополистическое захвата этих рынков в сегодняшней Украины является главной причиной высокой инфляции цен в стране, чрезмерных затрат на импорт газа и нефти, отсутствие инвестиций в их добычу, банкротства предприятий-потребителей сырьевых товаров.

Фактически экономика - в тупике. Властям необходимо упомянуть о антимонопольное законодательство и демонополизацию, а также снятие барьеров для импорта сырья и запрет давальческих схем ее обработки.

Каток суррогатной денежной системы

То, что у нас крайне ненадежным есть еще один компонент рыночной экономики - деньги, доказательств не требует. Суррогатность украинских денежных знаков является следствием финансово-монетарной политики украинских властей, которая рассматривает их лишь как средство удовлетворения своих политических амбиций и экономических аппетитов.

Нарушение экономических законов и, в частности, законов денежного обращения никак не волнует украинских лидеров. Последние годы денежные активы общества тратились на прихоти президентов и премьер-министров любым способом профинансировать субъективно определенные ими приоритеты: долги предприятий ВПК, ЖКХ, энергетиков, правительства - во времена Кравчука и Кучмы; долги и капиталы банков, резервы НБУ, гиперрасходы бюджета - при правлении Ющенко и Януковича. Это приводило к разрушению платежной, кредитной и инвестиционной способности гривни. Потеря ею функций накопления, заоблачные банковские ставки, ценовая галопирующая нестабильность, провалы обменных курсов - все это и другие проявления суррогатности являются следствиями такого субъективизма, но в то же время являются средствами того, что правительство залезает в карманы граждан и балансы предприятий.

Например, с 2008 года рост цен ослабил гривну примерно на 64%, а падение ее валютного курса составило 60% относительно доллара и на 68% относительно 3 главных валют - доллара, евро и иены. За эти годы начисление банковских процентов на суммы срочных гривневых депозитов составлял в среднем по стране 46,7%. Так что те владельцы гривневых авуаров, которые их хранили 3 года в банковских учреждениях, потеряли объемы возможной покупке украинских товаров и услуг примерно на 17,3%, а импортных - на 21,3%. Все остальные, кто не вкладывали гривни в банки на длительный срок, потеряли больше 2/3 своих доходов.

Такая картина была типичной и для предыдущих лет. Даже в наиболее успешные 2005 - 2007 годы, когда курс гривны был "над стабильным" - ревальвировал с 5,32 гривен за доллар, рост внутренних цен составил 49%. В результате курс стал искусственно завышенным, что сделало особенно выгодным покупать импортные товары и заимствовать валюту за рубежом. Вследствие этого перекоса было подорвано валютный баланс государства, а это обусловило дальнейшее провал курса гривны.<

Наиболее весомой причиной инфляции остается избыточная эмиссия денег центральным банком, которое является следствием администрирования деятельности коммерческих банков вместо регулирования внутреннего денежно-кредитного рынка.

В силу этих обстоятельств украинский рынок лишен долговременной эквивалентности и и является не привлекательным для долгосрочных операций. Для того чтобы заинтересовать граждан хотя бы часть заработанного откладывать на счета в банки, последние предлагают сверхвысокие депозитные процентные ставки. Такие условия делают невозможным снижение ставок по банковским кредитам. Таким образом, обесценивание гривни через галопирующую инфляцию делает невозможным долгосрочное инвестирование средств и не позволяет действующим предприятиям без рисков банкротства занимать у банков.

Можно ли такую экономику считать полноценной? Денежная система - будто каток, на котором трудно устоять на ногах.