Картофелеводство в Украине — почти сплошь хобби. Доля индивидуальных хозяйств в производстве картофеля, очевидно, выше, чем у любого другого продукта питания: по оценкам Минагрополитики и независимых экспертов, она составляет 96% и уменьшаться не собирается. Впрочем, такая картина наблюдается не везде. Например, на юге в связи с жарой, которая с глобальным потеплением только усилилась, есть смысл выращивать только ранний картофель, который уже к середине лета успевают распродать или съесть. Обычный же картофель там вырастает чаще всего мелкий, да еще и быстро (через 2–3 года) вырождается. Лучше уж отвести огород под помидоры, перец, баклажаны или бахчевые, а картошку купить на базаре. Поэтому каждую осень с юга в северные области едут грузовики с луком, арбузами и помидорами, возвращаясь назад со «вторым хлебом». А на индустриальном востоке, особенно в Донбассе, большинство населения уже не знает, что такое работа на земле, да и зачем это им, если на предприятиях платили столько, что хватало на покупку всех без исключения продуктов, даже овощей. К тому же, там много выходцев из других регионов Украины и бывшего СССР, которым везти овощи от родителей, как это делают многие жители городов в центре и на западе, очень дорого.

Поэтому все, кто выращивает картофель не только для собственного потребления, но и на продажу, традиционно возлагали большие надежды на юг и восток. Именно туда зачастую направляли свои рейсы перекупщики, скупающие картофель у овощеводов, фермеров, а часто — и у крупных хозяйств. В последние же годы в крупных городах, в частности на востоке, стали наращивать продажи картофеля и сети супермаркетов, для которых взялись выращивать «второй хлеб» немногочисленные крупные хозяйства.

Рынки сбыта крупных городов, особенно на востоке и юге, имели большое значение для отечественного картофельного бизнеса, пока что довольно немногочисленного: хозяйств, в которых картофель занимает не менее 100 га, что специалисты считают минимумом для ведения эффективного бизнеса без помощи со стороны государства, как это происходит у европейских фермеров, не наберется и сотни. Так что если оккупацию Крыма картофелеводы восприняли без особой тревоги (сезонные колебания конъюнктуры иногда приводили и к большим потерям, чем из-за аннексии полуострова), то в конце весны, когда в Донбассе начали останавливаться предприятия и приостановились выплаты зарплат бюджетникам и пенсий, и, самое главное, — фуры с продуктами стали захватывать боевики, — крупные производители «второго хлеба» не на шутку обеспокоились.

Их тревога еще больше выросла в конце лета, когда стало понятно, что и рынок Донбасса утрачен надолго. «Вследствие потери потребителей в Крыму и в части территории Донбасса товарный рынок картофеля сократится по крайней мере на полмиллиона тонн», — прогнозирует Александр Синенко, фермер и президент Украинской ассоциации производителей картофеля, объединяющей несколько десятков средних и крупных хозяйств. Это значительный спад, поскольку товарный рынок картофеля в Украине в прошлом году оценивался в 3,5 млн т. А тут еще и сезонный сентябрьский выброс излишков своей продукции на рынок овощеводами, которые всегда продавали картофель за «сколько дадут», спеша все сбыть до зимы. Раньше в сентябре-октябре в Крыму и в Донбассе велась интенсивная заготовка картофеля на зиму, поддерживавшая рынок. В нынешнем году делать запасы оказалось некому, поскольку в других областях торговля всегда шла «с колес».

В сентябре крупным производителям удавалось выручить за продовольственный картофель 1,4—1,5 грн/кг. И это при том, что им обычно удается продать свою продукцию дороже, чем владельцам «фазенд», поскольку за крупные партии однородной продукции, к тому же лучшего качества (поскольку овощеводы обычно не борются с болезнями, а только с вредителями), платят больше. В октябре оптовые цены постепенно выросли до 1,6—1,8 грн/кг. Но и этого, по словам Александра Синенко, едва хватает, чтобы покрыть затраты на выращивание урожая. В прошлом году эта цена считалась бы приемлемой, поскольку крупные производители пытались удержать себестоимость картофеля в пределах 1 грн/кг. Но девальвация гривни вызвала соответствующее подорожание горючего, средств защиты растений, техники (крупные хозяйства уже давно пользуются только качественной техникой и препаратами, а те уже давно сплошь импортные), и даже удобрений. Что уж там говорить, если и элитный семенной материал приходится импортировать. И не только потому, что голландские селекционеры значительно опередили украинских. Последние тоже имеют в своем арсенале ряд удачных, по некоторым параметрам, сортов, которые признают и представители не только средних и крупных хозяйств, но и иностранных селекционных фирм. Вот только ни Институт картофелеводства, ни другие отечественные селекционеры не имеют площадей для производства достаточного количества семенного материала.

В то же время цены на сельхозпродукцию из-за конкуренции между производителями остались почти на уровне прошлого года. Тогда как в нынешнем году приемлемой для производителей была бы цена 2,5—2,8 грн/кг, учитывая необходимость обеспечить хозяйство современной техникой и построить собственное картофелехранилище. Последнее превращается в обязательное условие выживания в крупном картофельном бизнесе, поскольку позволяет и не спускать товар в сезон минимальных цен, и придерживаться графика поставок в течение сезона, а это основное условие к поставщикам сельхозпродукции со стороны сетей супермаркетов. И то, и другое —довольно дорогое удовольствие. Например, комплект техники немецкой фирмы Grimme, мирового лидера в области машин для картофелеводства, рассчитанный на 100-гектарную площадь, обойдется около
170 тыс. евро новый и приблизительно вдвое дешевле — бывший в употреблении. А утепленное хранилище с климат-контролем, рассчитанное на 7—10 тыс. т картофеля, — чуть более миллиона долларов.

Потеря одних рынков сбыта должна была бы побудить к поиску других. Но в случае с картофелем это пока что теория. Небольшое количество картофеля закупают Молдова и Грузия, но и там приходится конкурировать с европейскими и турецкими производителями соответственно.

В начавшемся сезоне украинский продовольственный картофель впервые за долгое время оказался дешевле, чем европейский. Девальвация компенсировала даже отставание в урожайности (менее 15 т/га в среднем по стране и 30—33 т/га в крупных хозяйствах — по сравнению с 45—47 т/га в самых «картофельных» странах ЕС) и качестве.

Но на рынок ЕС, несмотря на Соглашение об ассоциации, вход нам до сих пор закрыт: Украина подпадает под карантинные ограничения. И избавляться от них придется долго и нудно. А все из-за того, что у нас картофель выращивает практически каждый. То есть чтобы вывести карантинных вредителей в масштабах всей страны, нужно, чтобы определенные меры предпринял каждый из миллионов производителей. Кто-то загуляет или будет редко наведываться на свой огород, допустит появление какой-нибудь болезни, а потом вывезет продукцию на рынок — и все карантинные меры пойдут насмарку. А скажите, у скольких продавцов картофеля есть карантинный сертификат?

В странах Ближнего Востока карантинных ограничений нет, зато требования к качеству — на уровне ЕС. И пока в Украине никто из производителей не может собрать достаточно большую партию мытого картофеля, без поражений болезнями и механических повреждений, чтобы его можно было кораблем отправить в один из портов Персидского залива. Поэтому основным выходом на внешние рынки остается экспорт раннего картофеля в Беларусь. Так что не удивительно, что в прошлом году, несмотря на объемы производства около 20 млн т, Украина экспортировала только 16 тыс. т картофеля.

Перспективным направлением могла бы стать переработка картофеля с последующим экспортом крахмала. Но до недавних пор украинский крахмал тоже не мог конкурировать по цене и качеству с импортным даже на внутреннем рынке из-за низкой эффективности устаревших заводов и слабого распространения специальных сортов картофеля с повышенным содержанием крахмала. И только недавно «Мрія» запустила в действие первый в Украине современный завод, который и по качеству конечной продукции, и по ее цене смог конкурировать с европейскими производителями.

Но даже в такой сложной ситуации отечественный картофельный бизнес не опускает рук. Во-первых, в крупных хозяйствах, которые засаживают «вторым хлебом» десятки и сотни гектаров, уже есть наработанные за предыдущие годы каналы оптового сбыта, прежде всего — сети супермаркетов. Чтобы не потерять таких заказчиков, крупные картофельные хозяйства если и уменьшают площади, то ненамного.

Во-вторых, часть производителей надеется, что после Нового года оптовые цены вырастут до почти 3 грн/кг, что окупит затраты и на горючее, и на удобрения, и на технику, и на строительство хранилищ. Некоторые настолько уверены в этом, что пока не продают урожай, если у них нет соответствующих обязательств по графикам поставок. «Весь урожай, а это несколько тысяч тонн, я заложил в хранилище и жду лучших цен», — говорит фермер Николай Бойко из с. Межиричка Радомышльского р-на Житомирской обл.

Такие ожидания основываются на погодных условиях нынешнего года. Из-за дождливой погоды в некоторые периоды лета разгулялся фитофтороз, с которым на приусадебных участках почти никто не борется. Поэтому, по оценкам Александра Синенко, урожай картофеля на «фазендах» снизился, по сравнению с прошлогодними 20 млн т, на 30—40%. А собранный с таких огородов картофель из-за того же фитофтороза более низкого качества и не долежит до конца зимы. В крупных хозяйствах благодаря пестицидам ощутимых потерь от фитофтороза избежали, но кое-где картофель из-за высокой температуры «спекся» и стал непригодным для длительного хранения.

Некоторые же хозяйства среднего размера, в которых площади под картофелем измеряются не сотнями, а десятками гектаров, пытаются найти свою нишу. «Поскольку продовольственный картофель в сентябре у нас шел всего по 1,4—1,6 грн/кг, я в дальнейшем буду концентрироваться на семенном, который продается по 4 грн/кг», — говорит Владимир Шегедин, директор ООО «Родючість-Агро» из пгт Торчин на Волыни, где в нынешнем году засадили картофелем 60 га.