Как заявили в оппозиции, экс-омбудсмен Нина Карпачева покинула Украину. По словам Сергея Соболева, Карпачева стала «беженкой» из-за давления Генпрокуратуры. В ведомстве Виктора Пшонки оперативно отреагировали: проверку возможной фальсификации Карпачевой экспертного заключения о нанесении травм Тимошенко работниками колонии проводили, но сама Нина Ивановна в прокуратуру не вызывалась. Однако кроме этой проверки и сопровождающих ее допросов бывших коллег уполномоченной на нее навалилось и много других проблем. В частности, деятельность секретариата уполномоченного Верховной Рады по правам человека вдруг решила проверить Счетная палата. Одним словом, в весьма богатой политическими этапами биографии Карпачевой наметился новый поворот. Причем весьма крутой.
Но для того, чтобы понять, куда этот поворот ее может завести, стоит немного вспомнить вехи политического пути экс-омбудсмена. Так, первый депутатский мандат она получила в 1994 году – избиравшись в парламент по мажоритарному округу в Алуште. В Верховной Раде она трудилась заместителем председателя Комитета по вопросам прав человека, нацменьшинств и межнациональных отношений. В 1997 году в Украине был создан институт уполномоченного парламента по правам человека, и в 1998 году именно Карпачева, которая занималась разработкой Закона об уполномоченном по правам человека, заняла эту должность. Не без участия украинских нацдемов (в частности, ее поддерживал Геннадий Удовенко), которые голосовали за эту кандидатуру, хотя прекрасно помнили о ее коммунистическом прошлом. Да и она сама неплохо ладила с «руховцами», и даже стала на время их симпатиком.
В 2003 году Нину Ивановну благополучно переизбрали. А весной 2006 года она попала в первый политический скандал. По закону, уполномоченный по правам человека должен быть независимым и незаангажированным, что предполагает его внепартийность и политическую нейтральность. Тем не менее, с приходом к власти «оранжевых» Нина Карпачева четко обозначила свои политические симпатии, став в итоге на выборах 2006 года вторым номером в списке Партии регионов. В те времена она заявляла о нарушении общественного мира в Крыму в связи с заходом натовских кораблей, обвиняла новую власть в том, что она преследует политических оппонентов из ПР. «Регионалка» Карпачева, несмотря на морально-правовую абсурдность ситуации, продолжала совмещать должность омбудсмена с работой в Раде. И даже когда осенью 2006 года парламент таки прекратил ее «уполномоченные» полномочия, она осталась и.о. до выборов нового омбудсмена. А в 2007 году голосами коалиции Партии регионов, социалистов и коммунистов новым омбудсменом вновь стала она же. Правда, депутатский мандат ей пришлось сдать.
Но Нина Карпачева запомнилась не только политической «всеядностью». Так, во время своей первой каденции при президенте Леониде Кучме она отчитывалась перед парламентом в том, что 70% населения Украины живет за чертой бедности, судебная защита в стране не работает, а права граждан повсеместно нарушаются. Это выглядело в те времена довольно смело. К слову, именно она добилась того, чтобы мать убитого журналиста Георгия Гонгадзе признали потерпевшей стороной. При этом одни обвиняли Карпачеву в том, что она слишком много времени приделает резонансным делам, которые в перспективе могут принести ей политическую выгоду, другие, наоборот, в очень тесных связях с властью. И вот в апреле этого года с подачи власти, с многими представителями которой она стояла на баррикадах против власти «оранжевой», Карпачеву решили поменять на человека министра юстиции Александра Лавриновича Валерию Лутковскую. О том, как и в каких условиях это происходило, лишний раз можно не вспоминать. Сразу после избрания Лутковской Карпачева нанесла ответный удар, не только полностью встав на сторону главной узницы страны, но и сделав достоянием общественности фотоснимки, на которых запечатлены гематомы Тимошенко. Эти фотоснимки, собственно, и стали причиной очередного обострения отношений Украины с Западом.
В чем могли состоять ее мотивы? Первое – экс-омбудсмен начала свою игру, целью которой была месть нынешней власти за то, что та лишила ее должности. Второе - взамен на сенсационные снимки из Качановской колонии ей предложат место в списке «Батькивщины». Причем в первой пятерке. Сама она, правда, заявляла, что «регионалы» ей предлагали место в их списке. Но это заявление выглядит на сегодняшний день, мягко говоря, неправдиво. И если правда, что Карпачеву возьмут в предвыборный список партии Тимошенко, то возникает вопрос к нынешним лидерам оппозиции: а они уверены, что Нина Ивановна в новой Раде снова привычно не сменит цвета, подавшись в «тушки»? И, третье – за интригой с Карпачевой могут стоять третьи силы, которым очень выгодно, чтобы экс-омбудсмен оказалась за пределами Украины в то время, когда Президента ждали на саммите глав стран СНГ в Москве, а премьера - в Брюсселе. Можно предположить, что очень скоро экс-омбудсмен подаст голос из-за бугра. Ведь 20-21 мая в Чикаго состоится саммит НАТО, на который приглашен и Виктор Янукович. И от любого резкого заявления на тему Тимошенко зависит, поедет ли он туда вообще, в каком настроении поедет, и не устроят ли там ему демарш, как Кучме в ноябре 2002 года на натовском саммите в Праге…