24 января между Национальной школой судей Украины и институтом психологии имени Г. С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины был подписан договор о сотрудничестве по вопросам внедрения психологической подготовки кандидатов на должности судей, а также осуществления научных исследований в области психологии судебной деятельности. В соответствии с соглашением, основными направлениями сотрудничества будут:

разработка методик психологической диагностики пригодности кандидатов на должности судей к профессиональной деятельности, учебных курсов по психологии судейской деятельности, программ по психологии преподавательской деятельности для судей;

проведение научных исследований относительно психологических особенностей судебных процедур, психологических основ проведения отдельных судебных действий, психологических характеристик деятельности участников судебного процесса.

Также стороны будут сотрудничать в форме привлечения к преподавательской деятельности в НШС специалистов института, подготовки специалистов по вопросам судебной психологии, проведения совместных научно-методических и научно-практических мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки судейских кадров.

Руководство Национальной школы судей выразило надежду, что такое сотрудничество в результате позволит сформировать дополнительные объективные критерии оценки кандидатов, их квалификации и готовности работать судьями.

Кто в ответе за нравственность?

Напомним, что на текущий день кандидаты на должность судьи впервые проходят проверку состояния их психического здоровья, а также проверку на предмет их психологической готовности выполнять работу судьи, которая заключается в выявлении их морально-этических качеств. Так, они подают в Высшую квалификационную комиссию судей заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья, в т. ч. психического. Что касается морального аспекта, то согласно п. 8.12 Положения о порядке сдачи кандидатами на должность судьи квалификационного экзамена и методике его оценки, кандидат, который по своим личным и моральным качествам не может быть рекомендован на занятие должности судьи, независимо от результатов тестирования и выполнения практического задания признается таким, который не сдал экзамен.

Действительно, личные и моральные качества являются предметом рассмотрения как ВККС в ходе собеседования с кандидатом, так и НШС в ходе обучения. Ответственность за «облико морале» претендента на судейское кресло несут и юридические вузы, которые осуществляют спецподготовку, и судья-наставник во время стажировки. Т. е. нравственность кандидата оценивают все. Но кто отвечает за окончательный результат?

Отметим, что на текущий день объективные критерии выявления личных и моральных качеств кандидатов отсутствуют – по объективным критериям оценивается только уровень их научных знаний и практических навыков. По мнению отдельных экспертов, эти положения стоит урегулировать путем внедрения психологической экспертизы. К слову, в ряде стран (например, в Австрии) психологическая пригодность кандидата на должность судьи к исполнению именно судейской деятельности оценивается с помощью такой экспертизы.

Таким образом, существует необходимость в прохождении лицом, которое подало заявление о желании стать судьей, определенной психологической проверки на предмет совместимости с будущей профессией – насколько адекватно человек будет себя вести в той или иной ситуации. И проверять моральные качества следует на начальном этапе обучения, поскольку тратить государственные средства, чтобы потом выяснить, что кандидат не подходит на должность, прямо говоря, нецелесообразно.

Комментарий

Виктор Микулин, член Высшей квалификационной комиссии судей Украины

– Я неоднократно обращал внимание на то, что кандидат на должность судьи должен пройти специальную психологическую проверку. Соответствующие методики тестирования разработаны в нашем государстве для определенных профессий – например, для учителей дошкольных учебных заведений. Психологический отбор проходят и в силовых структурах.

Сегодня кандидат на должность судьи впервые должен предоставить справку о своем психологическом здоровье. Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Будущий судья должен проходить психологический отбор, по результатам которого он может быть допущен к следующему этапу, или ему в этом откажут. Все этапы такого отбора следует урегулировать в инструкции, утвержденной в соответствующем порядке.

По моему мнению, в Национальной школе судей также необходимо ввести спецкурс обучения, касающийся поведения судьи как в процессе, так и вне процесса. Поэтому, думаю, НШС должна разработать план такой дисциплины при участии специалистов. Мы, в свою очередь, эту идею поддержим.