С самоустранением В.Януковича от выполнения конституционных функций президента Украины, созданием в Верховной Раде нового большинства и заменой руководителей правоохранительных ведомств возникли новые политические и правовые реалии, позволяющие использовать механизм Международного уголовного суда (МУС) для наказания лиц, причастных к совершению преступлений против человечности во время силовых попыток усмирения Евромайдана и подавления протестного движения в Украине.

25 февраля 2014 г. Верховная Рада приняла постановление об обращении в МУС по поводу фактов совершения преступлений против человечности во время проведения в Украине массовых протестных акций в период с 21 ноября 2013 г. по 22 февраля 2014 г. В постановлении, которое поддержали 324 депутата, речь идет, в частности, об "установлении виновных в содеянии преступлений против человечности, предусмотренных ст. 7 Римского устава Международного уголовного суда, и привлечении к уголовной ответственности Януковича Виктора Федоровича — президента Украины и других должностных лиц, дававших и выполнявших явно преступные приказы, которые могут быть установлены прокурором Международного уголовного суда".

До краха режима В.Януковича задействовать механизм МУС для наказания его представителей, причастных к грубому нарушению прав человека, в том числе и преступлениям против человечности, было проблематично, поскольку Украина не ратифицировала Устав суда, и поскольку напрасно было надеяться, что подконтрольные В.Януковичу государственные органы обратятся в МУС с просьбой расследовать такие преступления.

Принятое Верховной Радой постановление является не обращением к МУС, а актом признания Украиной его юрисдикции в отношении преступлений против человечности, совершенных в конце 2013 — в начале 2014 гг. на территории Украины.

В постановлении отмечается: правовой базой для обращения Украины в МУС является п. 3 ст.12 Римского устава, из которого следует, что государство, не являющееся его участником, может, подав одностороннее разовое заявление, признать обязательную юрисдикцию МУС относительно конкретной ситуации и конкретных преступлений против человечности, содеянных в конкретный период времени.

На выполнение этого постановления Министерство иностранных дел Украины должно обратиться к секретарю МУС с формальным заявлением о признании юрисдикции суда относительно преступлений против человечности, совершенных на территории Украины в период из 21 ноября 2013 г. по 22 февраля 2014 г.

Одновременно Генеральная прокуратура Украины, в соответствии со ст. 14 Устава МУС, должна обратиться к прокурору МУС с просьбой провести расследование ситуации относительно преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, и определить круг лиц, которым следует предъявить обвинение в совершении таких преступлений. Причем обращение украинской стороны должно сопровождаться, насколько это возможно, передачей информации о конкретных обстоятельствах совершения преступлений и документации, касающейся ситуации. От качества подготовленных Генпрокуратурой материалов будет зависеть принятие МУС первоначального решения о начале уголовного расследования.

Следует иметь в виду, что МУС не заменяет, а дополняет национальные органы уголовной юстиции (п. 10 преамбулы и ст. 1 Римского устава). Это означает, что главную роль в расследовании преступлений против человечности и привлечении виновных к ответственности должны сыграть национальные следственные органы и национальные суды. В соответствии с положениями ст. 1, 5, 6, 7, 8, 17, 18 Римского устава и практики суда, его юрисдикции подлежат дела, касающиеся лишь высоких должностных лиц государства, причастных к совершению самых серьезных преступлений, вызывающих обеспокоенность международного сообщества и представляющих преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии. Однако в тех случаях, когда власть государства не желает или несостоятельна провести расследование и привлечь к ответственности лиц, обвиняемых в совершении упомянутых международных преступлений, такие лица, независимо от их статуса, могут подлежать юрисдикции МУС (ст. 17 Римского устава).

Основанием для задействования механизма МУС для наказания лиц, обвиняемых в совершении преступлений против человечности и других международных преступлений, является не обращение государства, а вывод прокурора суда, утвержденный палатой предварительного производства.

Согласно ст. 15 Римского устава, прокурор МУС изучает полученные материалы о преступлениях, делает вывод о наличии достаточных оснований для начала расследования и обращается в палату предварительного производства с запросом относительно санкции на проведение собственного расследования.

Если палата после изучения такого запроса и подкрепляющих его материалов решит, что есть достаточные основания для начала расследования, и что дело, судя по всему, подпадает под юрисдикцию суда, она дает санкцию начать расследование.

Таким образом, даже если МУС признает, что совершенные в Украине режимом В.Януковича преступления против человечности отвечают критериям приемлемости и подпадают под юрисдикцию суда, возбужденные в нем дела будут касаться ограниченного круга украинских высоких должностных лиц.

Установление ответственности подавляющего большинства лиц, причастных к совершению таких преступлений, должно происходить на национальном уровне и в рамках национального правопорядка.

В связи с этим возникает необходимость создать эффективные механизмы, призванные обеспечить всестороннее расследование совершенных в Украине преступлений против человечности и привлечение к уголовной ответственности всех лиц, обвиненных следствием в их совершении. При этом следует исходить из того, что эти преступления являются следствием спланированной и системной акции режима В.Януковича против мирного протестного движения на всей территории Украины.

Составляющими такого механизма должны стать специальная оперативно-следственная группа и отдельная специализированная судебная инстанция. Такую группу должен возглавить генеральный прокурор Украины. Ее необходимо создать как можно скорее и уполномочить провести системное расследование всех преступлений против человечности, совершенных во время подавления украинского протестного движения.

Для создания специализированной судебной инстанции необходимо внести изменения в действующий Закон о судоустройстве и статусе судей. Изменения должны ввести создание в структуре Высшего специализированного суда по гражданским и уголовным делам отдельной судебной палаты ad hoc, уполномоченной рассматривать любые дела о преступлениях против человечности. Как оперативно-следственная группа, так и судебная палата должны быть укомплектованы политически незаангажированными и честными профессионалами, непричастными к преступным действиям бывшей власти и способными исполнять свои функции быстро, беспристрастно и квалифицированно.

Предметом особого внимания оперативно-следственной группы должны стать циничное умышленное и нечеловеческое уничтожение и ранение многих людей снайперами, многочисленные случаи истязания, похищения и преследования властью участников протестного движения, в частности и с помощью уголовных элементов.

Независимо от реакции Международного уголовного суда на обращение украинской стороны и результатов функционирования национального механизма по расследованию преступлений бывшей власти, Украине необходимо как можно скорее ратифицировать Устав МУС с соблюдением требований решения Конституционного суда № 3-в/2001 от 11 июля 2001 г.

Недавние попытки некоторых народных депутатов Украины представить на рассмотрение Верховной Рады законопроект о ратификации Римского устава, игнорируя упомянутое решение Конституционного суда Украины, контрпродуктивны и нецелесообразны. Украина при необходимости имеет право и возможность обратиться в МУС и без ратификации Римского устава. Его ратификация без выполнения упомянутого решения Конституционного Суда Украины делает закон о ратификации нелегитимным.

Вопрос ратификации Украиной Римского устава имеет долгую историю.

Украина, чья делегация активно участвовала в разработке Римского устава, подписала его без предостережений 20 января 2000 г., в соответствии с распоряжением президента Украины № 313) 00-рп от 11 декабря 1999 г. Однако уже в
2001 г. президент Украины обратился в Конституционный Суд с представлением, в котором речь шла о том, что семь положений Устава (в том числе 10-й абзац преамбулы и ст.1) противоречат Конституции Украины. Радикально изменилась позиция Л.Кучмы относительно Римского устава после печально известного "кассетного скандала", начавшегося в ноябре 2000 г., во время которого возникли подозрения в его причастности к похищению и жестокому убийству журналиста Г.Гонгадзе и преследовании известных украинских политиков А.Ельяшкевича и А.Подольского.

Конституционный Суд Украины, начавший слушания по представлению президента
12 июня 2001 г., уже через месяц утвердил решение, отклонив все его возражения, за исключением одного.

В решении, в частности, отмечалось: "Признать Римский устав Международного уголовного суда, подписанный от лица Украины 20 января 2000 г., и вносящийся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на его обязательность, не отвечающим Конституции Украины, в части, касающейся положений абзаца десятого преамбулы и ст. 1 Устава, по которым "Международный уголовный суд... дополняет национальные органы уголовной юстиции".

Такой вывод означает, что устав не отвечает лишь ст. 124 Конституции Украины. Таким образом, устав может быть ратифицирован Верховной Радой Украины после внесения в ст. 124 Конституции Украины дополнение, согласно которому Украина признает юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях и в порядке, предусмотренных Уставом.

В соответствии со ст. 155 Конституции Украины, такая поправка должна быть сначала проголосована на сессии Верховной Рады большинством от ее конституционного состава (226 голосами) и окончательно утверждена на следующей очередной сессии не менее чем двумя третями голосов от конституционного состава Верховной Рады (300 голосами). Лишь после этого утверждение Верховной Радой закона о ратификации Римского устава будет легитимным и может состояться сразу после утверждения конституционной поправки.

В своих резолюциях Парламентская ассамблея Совета Европы неоднократно призывала государства-члены принять все необходимые меры для присоединения к Уставу и при необходимости как можно быстрее внести соответствующие изменения в национальное законодательство. В общей позиции Совета Европейского Союза относительно Международного уголовного суда от 13 июня 2003 г. было признано, что общее присоединение к Уставу является важным для обеспечения эффективности Международного уголовного суда в борьбе с актами геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями. Генеральная ассамблея ООН в своих многочисленных резолюциях также призвала все государства, еще не ставшие участниками Римского устава, немедленно рассмотреть вопрос о его ратификации или присоединении к нему. Участие нашего государства в Римском уставе будет означать, что Украина присоединилась к сообществу государств, признающих необходимость функционирования постоянного международного уголовного суда как важного средства борьбы с безнаказанностью и обеспечения соблюдения гуманитарного права, фундаментальных прав и основополагающих свобод человека.