В середине сентября Украина привлекла синдицированный кредит российских банков на сумму $750 млн. Эти деньги пришлись как нельзя кстати: стоимость внешних заимствований для нашей страны к тому времени перевалила 10% годовых, а осенью ожидался дальнейший рост дефицита госбюджета, выплаты по кредитам МВФ, погашение еврооблигаций и ОВГЗ.

В первом постановлении правительства от 21 августа говорилось, что кредит будет предоставлен сроком до двух лет со ставкой 6,5% и единоразовой комиссией 3,02% (эффективная ставка в случае кредита на 2 года – 8,3%). Затем постановлением от 4 сентября комиссию снизили до 0,5% (эффективная ставка – 6,8%).

Тогда на эту утку «повелись» все деловые СМИ, которые принялись обсуждать, как этот кредит повысит доверие инвесторов и облегчит привлечение внешних займов и какая долговая нагрузка придется на 2015 год. В некоторых публикациях заем даже назвали «дружественным», отмечая его дешевизну. Впрочем, никто, кажется, не задавался вопросом о причинах столь широкого жеста со стороны России.

«Наши банки 10 дней назад, конечно, не без моего ведома, оформили Украине очередной кредит $750 млн... То есть мы сотрудничаем, помогаем Украине, нашим украинским партнерам, нашим друзьям», - объяснил произошедшее президент России Владимир Путин. Его помощник по вопросам региональной интеграции Сергей Глазьев был еще более категоричен.

«Этот кредит для того, чтобы Украина не рухнула в экономическую катастрофу… Мы спасаем от дефолта», - сказал он.

Как известно, дьявол кроется в деталях: хотя в постановлении сообщалось о привлечении денег сроком до двух лет, это была всего-навсего верхняя граница срока кредитования.

На самом деле, как это стало известно из проспекта эмиссии $3 млрд еврооблигаций, кредит изначально привлекался до 12 декабря. Причем когда на заседании правительства 4 декабря ставку по кредиту пересмотрели и повысили с 6,5% до 9,5% годовых, речь шла о цене, которую пришлось заплатить за отсрочку платежа до 27 декабря. Тогда журналистов и экспертов снова пустили по ложному следу, заставив гадать, к чему же привязана ставка «двухлетнего» кредита.

Таким образом, изначально, еще в августе, речь шла о т.н. бридж-кредите, который обычно берут на короткий срок в ожидании основного финансирования.

На этом фоне особо тревожным выглядит факт размещения Минфином облигаций внутреннего государственного займа на $250 млн. со сроком обращения 6-8 дней. Из них $184 млн государству еще предстоит выплатить завтра, 27 декабря, вместе с $750 млн. российского синдицированного кредита.

Некоторую передышку дало размещение во вторник ОВГЗ в инвалюте на $99,9 млн. уже с «нормальным» сроком обращения 1086 дней. При этом, как сообщил «Комментариям» информированный источник, хотя сделка по выкупу Россией евробондов на $3 млрд. уже завершилась, деньги на украинские счета еще не поступили. Именно для скорейшего решения этого вопроса Москву вчера посетили первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов.

Вместе с тем, нерешенным остается вопрос: зачем Россия дала Украине дешевый бридж-кредит? Ведь, как написала Wall Street Journal со ссылкой на внутренний документ ЕС, Евросоюз был готов пролоббировать выделение МВФ около €20 млрд. в течение ближайших семи лет. Правда, при условии проведения ряда непопулярных реформ по оздоровлению экономики.

Так какой же мог быть смысл «спасать от дефолта» Украину, подписывающую соглашение об ассоциации? Некоторые намеки на ответ можно найти, если проанализировать последовательность событий. Так, об отсрочке выплаты кредита на две недели Кабмин постановил 4 декабря, а якобы судьбоносная встреча Януковича с Путиным по пути из Китая состоялась уже 6 декабря.

Впрочем, в пользу спонтанности решений главы государства говорят некоторые утечки информации, которые в то же время могут быть и информационными вбросами. Например, главному редактору The Economist Эдварду Лукасу, какие-то источники сообщили о подписанном в Сочи стратегическом договоре с Россией, предусматривающем выплату $5 млрд. сразу, цену на газ по $200 за тыс. кубометров и согласие Украины на вступление в Таможенный союз. Лукас также написал, что общая сумма помощи России достигнет $15 млрд.

Конечно, можно предположить, что решение было уже принято, а Янукович в Сочи лишь торговался. Или что власть надеялась на китайские кредиты и обратилась за помощью к России, когда возможных источников финансирования больше не осталось. Однако в таком случае по-прежнему остается непонятным мотив России помочь Украине дожить до саммита в Вильнюсе, если сохранялся хоть малейший шанс подписания Ассоциации.

Украина во второй половине 2013 года оказалась в довольно сложном положении. Так, по данным Счетной палаты, уже в январе-июне невыполнение плана по доходам госбюджета составляло около 6% (10 млрд. грн.). При этом казначейство по этому вопросу хранит молчание с февраля, публикуя каждый месяц информацию лишь о выполнении плана по расходам (каждый раз – 100%). К ноябрю невыполнение плана по доходам, по информации экс-министра финансов Виктора Пинзеныка, составляло уже 17% (57,5 млрд. грн.). Если к этому добавить выплаты по облигациям и выплаты по кредитам МВФ, то окажется, что осенью украинскому правительству предстояло закрыть дыру на сумму более $9 млрд.

На внутреннем рынке в сентябре-ноябре правительству удалось привлечь чуть больше $0,7 млрд. в инвалюте, вместе с российским синдицированным кредитом, получается $1,5 млрд. Именно такую сумму Украина выплатила в это же время МВФ.

Кроме того, в сентябре-ноябре золотовалютные резервы сократились на $3 млрд из которых $1,7 млрд. ушли на поддержание курса гривни с помощью валютных интервенций. Причем в 2014 году ожидаются выплаты внешних долгов в инвалюте на общую сумму $5,6 млрд.

На первый взгляд, размера золотовалютных резервов страны должно хватить на покрытие этих долгов. Однако по состоянию на 1 ноября из $20,6 млрд. ЗВР монетарное золото составляло лишь $1,8 млрд. Валюта и депозиты (снятие денег с последних может занять какое-то время) – $3,1 млрд. Остальная же часть из $15,8 млрд. полностью состояла из ценных бумаг (конвертация которых в валюту также может занять время, причем быстрая продажа бумаг определенного типа может отразиться на цене). Причем в течение одного лишь ноября ЗВР сократились на $1,8 млрд.

О реальных пределах прочности нашей финансовой системы мы можем только гадать, однако поспешность и скрытность, с которой властям приходится решать вопросы кредитования, не дают оснований для оптимизма.