«Вас меняют, а мы остаемся», - в 2005 году услышал в ответ от криминального авторитета Юрия Багиева по прозвищу Бабай начальник станции Киев-Пассажирский на свое требование прекратить спекуляцию билетами на территории ж/д вокзала.
По словам представителей Юго-западной железной дороги и транспортной милиции, процветанию билетных спекулянтов в немалой степени содействует украинское законодательство. «Мы задерживаем этих людей и отправляем их в суд, а их там штрафуют на 119 грн. Скажите, если он продал 5 билетов и на каждом заработал 200 грн – такой штраф будет для него наказанием?» - разводит руками заместитель начальника УМВД на Юго-западной железной дороги, полковник милиции Вадим Слободянюк.
Доказать и уволить не чистых на руку кассиров не менее сложно. «В 2002 году я лично поймал кассира, который помогал спекулянтам. Уволил ее, но, по решению суда, она была восстановлена на рабочем месте и продолжала работать кассиром на ж/д вокзале», – рассказывает «Комментариям» главный инженер пассажирской службы Юго-западной ж/д дороги Александр Ясинецкий. И добавляет: «Но это единственный случай, когда я встречал нечестного кассира».
Много проблем доставляют и маленькие зарплаты милиционеров. «У меня на вокзальном комплексе Киев-Пассажирский милиционер получает 2300 грн. в месяц. Если, не дай Бог, билетчик даст ему 50-100 грн., он может его и не заметить. Это человеческий фактор. Если такое случается и сотрудник милиции не заметит в 10 метрах от себя спекулянта, мы об этом обязательно узнаем и инструктируем его, что это не допустимо. После этих людей в залах по продаже билетов не бывает», – рассказывает Вадим Слободянюк.
Однако, несмотря на все сложности, железнодорожники совместно с милиционерами отработали действенные методы борьбы с «билетной мафией». И, уверены, что победа - за ними.
Топ-4 метода борьбы с «билетной мафией»
1. Кассирам запретили брать с собой на рабочее место мобильные телефоны
Для того, чтобы «помогать» спекулянтам, кассиры должны постоянно находиться с ними на связи. Сейчас делать это проблематично. Согласно действующим правилам, кассир не имеет право брать с собой на рабочее место мобильный телефон. Если придет проверка и обнаружит это средство связи, например, в тумбочке - кассира оштрафуют и лишат премии.
2. Проводника увольняют, если он впустит в вагон пассажира по билету с «чужой» фамилией
Когда пассажир не может купить билет в кассе, он выходит на платформу к поданному поезду в надежде договориться с проводником, чтобы его провезли «зайцем». Таким «ищущим» подходят спекулянты и предлагают купить у них проездной документ. Времени на то, чтобы выписать билет на нужную фамилию уже нет, поэтому пассажиру всегда предлагают купить билет с «чужой» фамилией. Доехать по нему в пункт назначения можно, если проводник закроет глаза на несоответствие фамилий в билете и паспорте пассажира. Для того чтобы проводникам не повадно было это делать, к каждому фирменному поезду (обычно билеты на фирменные поезда «распространяют» билетчики) выходят 3 наряда милиции. Их задача – задержать билетчиков и определить «сговорчивых» проводников. Тех, кого уличат в нарушении правил, сразу увольняют.
3. У задержанных милицией спекулянтов «сгорают» все ж/д билеты
По словам полковника, большая удача, если удается найти «базу» – человека, у которого с собой не 1-2 билета, как у большинства билетчиков, а 20-30 билетов на перепродажу. Административный штраф в размере 119 грн, который может назначить ему суд – для него не страшен. А вот потерять всю стоимость билетов - совсем другое дело. «Мы берем у этого человека объяснения. Делаем ксерокопии всех его билетов. Устанавливаем, в какой кассе он их покупал. В общем делаем все, чтобы, пока он находится в нашем отделении, поезда, на которые у него куплены билеты, отправились. Таким образом, он теряет все вложенные в билеты деньги», - раскрывает секреты оперативной деятельности Вадим Слободянюк.
4. Возле касс возврата билетов дежурят правоохранители
Еще один действенный метод ударить спекулянта по карману – помешать ему сдать в кассу возврата билетов не проданные пассажирам проездные документы. Для этого возле нее устанавливают наряд милиции. «Все они нас знают, и мы их изучили. Таким образом, чтобы избежать задержания, они вынужденные сдавать билеты где угодно, только не в кассе на вокзале. И они на каждом билете теряют до 70% от его стоимости», - резюмирует замначальника УМВД на Юго-западной ж/д дороге.