На днях в газете Новокраматорского машиностроительного завода «Вестник НКМЗ» (предприятие и, соответственно, газета принадлежат бывшему трижды депутату от Партии регионов Георгию Скударю) опубликован материал под заголовком «У нас нет иного пути». Его автор Валентина Зорина, главред издания, сокрушается, что Украина уничтожает собственную машиностроительную отрасль. Такой политике «киевских властей» она противопоставляет Россию: там, по ее словам, «вкладывают миллиарды рублей в импортозамещение».
В рамках проекта «Мост» ТОЧНО разбиралась, сколько в этой грубой агитке правды. Ноль целых, ноль десятых... Удивительно, что после всего случившегося с Донбассом, находятся люди, готовые столь бессовестно лгать. Неужели все дело все в той же слепой ненависти к Украине, которая прет чуть ли не из каждого слова?
Кстати, попутно, мы заинтересовались судьбой некоторых предприятий, которые находятся в оккупированной части Донбасса. Узнали много интересного о том, как Россия о них «заботиться»...
Как «Вестник КМЗ» про КМЗ врет
Для начала несколько цитат из скандального материала «Вестника НКМЗ», который написан в лучших традициях российской пропаганды:
«Честно говоря, никогда не думала, что высокоразвитая республика Советского Союза превратится в «незалежную» и нищую территорию, но речь сейчас не об этом. Мы живем на этой территории и не хотим, чтобы на месте завода простирались принадлежащие американским инвесткомпаниям гектары подсолнечника, рапса, клещевины или что там еще на Западе требуется для изготовления биотоплива».
«Россия, видя, как на Украине уничтожаются машиностроительные предприятия, наращивает программу импортозамещения, вливая в нее «бешеные» по нынешним украинским меркам деньги. В переоснащение Уралмаша, например, инвестировано 5 млрд. руб, на ОРМЕТО-ЮУМЗ направлено 3 млрд. руб. Конвертируем в гривны и замираем сердцем - никогда за годы независимости НКМЗ не видел от государства подобных инвестиций.
По последним новостям с Уралмаша, нашего основного в РФ конкурента, здесь вовсю идет замена оборудования, только в 2015 году установлено 18 обрабатывающих центров. Правда, плохо с кадрами. Но нынешняя украинская идеологизированная политика, похоже, приведет к тому, что персонал УЗТМ пополнится не таджиками из горных аулов - основной рабочей силой на Урале, а высококвалифицированными украинскими станочниками».
Мы разобрались. «Вестник НКМЗ» совершенно напрасно завидует «Уралмашу». Новокраматорский машиностроительный завод к разряду «загибающихся» уж никак не относится. Чтобы убедится в этом достаточно зайти на заводской сайт. В последнем сообщении пресс-службы завода говорится о том, что в редукторном цехе заменено 2/3 оборудования, но главное - на заводе используется уникальный немецкий фрезерно-токарный станок, которых в мире существует всего три штуки. Надо думать, стоит такое чудо техники недешево. А вот предновогоднее сообщение: всем рабочим заводам выписана премия в виде 13 зарплаты за «рост объемов продаж на 118%».
Предприятие, которое, судя по настроению материала, борется за выживание, за год увеличило объемы продаж на 118% и установило уникальнейшее оборудование в цехах. А если посмотреть еще несколько публикаций на сайте, то увидим, что НКМЗ вполне успешно торгует с США и странами ЕС. После этого совсем странным кажется пассаж, будто американские компании хотят на месте завода видеть «гектары подсолнечника, рапса, клещевины».
Кстати, о «счастливом Уралмаше». Три четверти акций «Лугансктепловоза», как известно, принадлежат именно ему, российскому «Уралмашу», которому завидует госпожа Зорина в «Вестнике...». Предприятие перестало получать финансирование от своих российских владельцев. Из 7 тысяч рабочих на заводе осталось примерно 2800, предприятие фактически не работает. «Уралмаш» перекрыл финансирование своему украинскому активу, избавился от «балласта». Самим, как говорится, «есть нечего».
13 жертв российского «спасения»
Ну, хорошо, если в России столь мудро развивают машиностроение, то можно предположить, что «свет мудрости» этой достиг и подконтрольной РФ части Донбасса? Увы, достиг. В виде откровенного грабежа. Вот список.
1. Филиал завода «Мотор Сич», Торез, Донецкая область
Запорожский завод «Мотор Сич» - главный производитель двигателей в стране. На Донетчине в городе Торез до войны работал один из его филиалов, где изготавливали комплектующие к авиационным двигателям. Продукция завода не имела аналогов в мире. 16 августа 2014 года с завода сняли оборудование и вывезли в РФ.
2. Холдинговая компания «Топаз», Донецк
В состав компании входили сразу два предприятия: сам завод «Топаз», на котором производили украинские радиолокационные станции «Кольчуга», а также «Специальное конструкторское бюро радиотехнических устройств». Завод был жемчужиной украинского оборонпрома, на нем работали примерно полторы тысячи человек. Сейчас на его территории, согласно данным украинской разведки, база боевиков, все оборудование вывезено в РФ летом 2014 года.
3. Стахановский вагоностроительный завод (Луганская область)
Предприятие производило железнодорожные вагоны, оно был единственным в стране, где могли построить вагон для перевозки сверхмощных силовых трансформаторов или отработанного ядерного топлива. Раньше на заводе было 7 сборочных линий, он давал работу 5 тысячам стахановчан. Сейчас завод практически не работает, иногда ремонтирует технику террористов из «ЛНР». Часть его уникального оборудования в августе 2014 года вывезена в Россию.
4. Стахановский завод ферросплавов
До оккупации был крупнейшим производителем ферросилиция в Украине. Выпускал не только кремнистые, но и марганцевые сплавы, в месяц мог производить 16 тысяч тонн продукции, 40% которой продавал за границу - в РФ, Узбекистан, Беларусь, Турцию, Словакию, Швецию, Румынию, Молдову, Германию и другие страны ЕС. В довоенное время здесь трудилось примерно 1500 человек. Сейчас на территории стахановского ферросплавного - база боевиков, часть оборудования вывезена в Россию.
5. Ясиноватский машиностроительный завод (Донецкая область)
Уникальный завод, до войны на нем производили проходческую технику для прокладывания тоннелей метрополитена и бурения шахт. Машины с этого предприятия использовались при строительстве метро в Праге, Москве, Санкт-Петербурге. Техника завода поставлялась в три десятка стран со всего мира, в лучшие свои годы завод давал работу 5 тысячам жителей города. Сейчас он разрушен, а оборудование вывезено в РФ.
6. Лутугинский научно-производственный валковый комбинат (Луганская область)
Некогда лидер среди вальцеделательных предприятий Украины и СНГ сейчас лежит в руинах, а его оборудование вывезено в РФ. До войны валки с маркой «ЛНПВК» можно было встретить на многих заводах всех стран СНГ, а также в ЕС, Азии и Африке. Ранее на нем работало более 2400 сотрудников.
7. Луганский патронный завод
Завод-новатор, который одним из первых в мире начал производить патроны с использованием роторной технологии, которая в разы ускоряла производство патронов и делала их дешевле. Продукция предприятия пользовалась спросом на мировом рынке, он давал работу 900 жителям города. С 1991 по 1996 года на заводе чеканились монеты, так как на его базе функционировал монетный двор НБУ.
Сейчас завод «переоборудован» в ремонтную базу техники боевиков, а все ценное оборудование вывезено в РФ.
8. Завод электронного машиностроения «Машзавод - 100» (Луганск)
До оккупации разрабатывал и изготавливал оборудование для выращивания монокристаллов сапфира, кремния, твердых и сверхтвердых монокристаллов, которые используются в электронике. Кроме того, на этом же заводе производили платежные терминалы для банков, одним из клиентов «сотого завода» был «ПриватБанк». Львиная доля продукции шла на экспорт, от которого завод ежегодно получал от 1 до 5 млн. долларов выручки. Трудились на заводе около сотни рабочих.
Почти все его оборудование вывезено в РФ.
9. Завод «Юность» (Краснодон, Луганская область)
Раньше - важное предприятие украинского оборонпрома, где выпускали радиотехнику и электронику, которые использовалась в авиационной и космической отраслях. До войны горожане гордились этим заводом, ведь на каждом российском космическом аппарате стоит оборудование их «Юности». На предприятии работало 330 человек.
Сейчас высокотехнологичное оборудование завода вывезено в Россию.
10. Луганский завод автоклапанов
В лучшие годы продукция завода поставлялась на предприятия, где производят автомобили марок «Камаз» «МАЗ», «КрАЗ», «БелАЗ», «ГАЗ», здесь же производились клапаны для «легковушек» «Волга», «Таврия», «Запорожец». Время от времени завод получал заказы из Германии.
До оккупации на заводе трудились почти полтысячи рабочих, сейчас его оборудование вывезено в РФ.
11. Луганский машиностроительный завод имени Пархоменко
До войны был крупнейшим производителем горно-обогатительного оборудования в СНГ, выпускал более сотни разных машин и агрегатов для металлургической, химической, дорожно-строительной и даже пищевой промышленности. Продукция завода пользовалась спросом не только у нас, но и в странах бывшего СССР, Балтии и даже в ЕС. До нападения РФ здесь работали почти 600 человек.
Сейчас завод вывезен в Россию, по некоторым данным он продолжает работу, но где-то в Ростовской области, также есть данные что он «эвакуирован» в Чувашию.
12. «Завод горноспасательной техники «Горизонт» (Луганск)
Предприятие было единственным такого рода в Украине. Здесь серийно выпускали грузопассажирские автобусы для спасательных операций, разрабатывали технику для спасательных военизированных частей - аппараты для дыхательной реанимации, самоспасатели, приборы для проверки аппаратов. Завод совершал поставки в страны Европы, Азии, на Ближний Восток и в СНГ.
Этой зимой стало известно, что оборудование завода перевозят в РФ.
13. Луганский электромашиностроительный завод
До начала российской агрессии специалисты завода изготовляли электроаппаратуру и разные комплектующие для железнодорожного транспорта. Кроме того, предприятие обслуживало энергетический комплекс, здесь создавали специфическое оборудование, необходимое для добычи газа, нефти, угля, железной руды. До войны на предприятии трудилось порядка 700 сотрудников.
Летом 2014 оборудование этого завода было вывезено в РФ. И очень быстро его следы отыскались в Ростовской области: там, в цехах когда-то разворованного «крепкими хозяйственниками» Каменского машзавода (город Каменск-Шахтинский) «нашло приют» украденное с завода оборудование. В РФ воровства не стесняются, журналисты из разных кремлевских СМИ приезжали смотреть, как обустроился «завод-переселенец». Никто и не думал скрывать, что Каменский машзавод - это бывший ЛЭМШ: в «Российской газете» переезд предприятия сравнили с «эвакуацией во время Великой Отечественной Войны». На деле же - самое натуральное воровство в государственных масштабах. Причем из Луганска взяли не только станки. Переехал к оккупантам и директор предприятия Владимир Чучин.
Судя по тому, с каким усердием Россия обворовывает Донбасс - ей этот регион не нужен.
Каким весь Донбасс вернется в Украину?
Это далеко не полный список заводов, которые Россия украла у Украины. Судьба большинства промышленных объектов на оккупированных территориях нам пока не известна. Но к этим потерям можно смело добавить десятка два завода, которые были распилены на металлолом или разворованы: среди них «Луганский литейно-механический завод», «Вторчермет», «Луганский трубопрокатный завод», «Брянсковский рудоремонтный завод», «Чернухинское вагоноремонтное депо»...
В одном из своих выступлений Петр Порошенко привел такую цифру: 27% предприятий на оккупированной части Донбасса уже уничтожены - либо вывезены в РФ, либо разворованы местным «руководством». Не исключено, что на самом деле эта цифра выше, так как провести «инвентаризацию» тамошних предприятий возможности нет. Как бы там ни было, но уже сейчас очевидно: когда оккупированные территории Донбасса вернутся под управление Украины (а они вернутся, РФ их грабит не для того, чтобы присоединить) - они станут тяжелым грузом для экономики.
Впрочем, у нас есть успешный опыт восстановления территорий после «российского хозяйствования»: так было в середине прошлого века с Крымом. Его мы, кстати, тоже вернем обратно...