1 июня 2012 года скандально известная буровая "Петр Годованец" начала бурениепервой буровой скважины на Одесском газовом месторождении. Однако обслуживание установки, которая стоила государству 400 млн. долл., продолжает"вытягивать" государственные деньги. В частности, огромные средства тратятсяна обслуживание оборудования, за счет которого образоваласьконечная высокая цена буровой. Речь идет о вертолетах.

Как сообщили "Экономической правде" в "Черноморнефтогазе", госкомпания имеет два вертолета - Augusta А109С и Augusta AW139. Этот тип вертолета считается "Мерседесом" среди вертолетов. Augusta АW139 - вертолет представительного класса. Именно его выбрал президент Виктор Янукович, в частности, для комфортных перелетов из "Межигорья" на работу. Администрация президента за бюджетные деньги арендует этот вертолет у фирмы "Центравиа", которая происходит из офшорной зоны на Британских Виргинских островах и контролируется семьей Януковича. Цена аренды - 7,5 млн. грн.

Augusta АW139 на 14 мест, который принадлежит "Черноморнефтогазу", по информации госкомпании, стоит 13,4 млн. долл. Эта модель - для обслуживания морских объектов, говорят в госкомпании. В распоряжение "Черноморнефтогаза" должен поступить еще один такой вертолет, который входит в комплект снабжения буровой установки "Независимость". Данная буровая поступит госкомпании в четвертом квартале 2012 года. А пятиместный Augusta АW139, который уже есть у компании, далеко не новый - 1990 года выпуска. Он был приобретен в 2004 году у фирмы Rotorflug за 9,4 млн. грн.

 

Как заявили в "Черноморнефтогазе", задача вертолетов Augusta - "обеспечение производственной деятельности". В частности, перевозка пассажиров и грузов на новые плавучие буровые и другие объекты, осуществления мониторинга трубопроводов и работы при проведении аварийно-спасательных мероприятий.

 


 

Однако ЭП удалось установить, что, кроме перечисленных задач, вертолеты также помогают обеспечить большими заказами и государственными деньгами предприятие уважаемых членов Партии регионов.

Цена вопроса

Просто купить вертолеты мало, их еще должен кто-то эксплуатировать и обслуживать. Вот и нашлась компания, которая поможет буровикам летать. В начале июля стало известно, что "дочка" "Нефтегаза" на тендере выбрала для эксплуатации вертолетов Augusta киевскую авиакомпанию "Марс РК". Как указано в результатах тендера, "Марс РК" будет обслуживать все три вертолета "Черноморнефтогаза": два Augusta AW 139 и один Augusta А109С. В тендерной документации указано, что киевская компания будет поддерживать летную пригодность вертолетов, будет выполнять все формы техобслуживания, будет перевозить пассажиров и грузы на объекты "Черноморнефтогаза".

 

Свои услуги "Марс РК" будет предоставлять 35 месяцев за "вкусную" сумму - 160 млн. грн. или 20 млн. долл. То есть эксплуатация вертолетов в течении трех лет будет стоить почти на 7 млн. долл. дороже, чем новый вертолет Augusta AW139. Раньше, в мае 2012 года, "Марс РК" выиграла еще один тендер "Черноморнефтогаза" на 94,5 млн. грн. В частности, киевская компания будет предоставлять услуги авиационного обслуживания и эксплуатации вертолетных площадок. Кто же владеет авиакомпанией, которая получила такой грандиозный подряд?

Миллионы для "регионалов"

Как свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями ООО "Марс РК" являются пятеро граждан Украины. Это Анастасия Олеговна Шевченко-Катамадзе, Андрей Юрьевич Прохоров, Анатолий Павлович Кудрин, Анатолий Петрович Осадчий и Владимир Залманович Поляковский.

 

Именно фамилии Шевченко-Катамадзе и Кудрина позволяют понять, кто получил миллионы "Черноморнефтогаза". Первая является невесткой посла Грузии в Украине Григола Катамадзе. С его сыном Ираклием Анастасия вступила в брак еще 2006 года. Отцом Шевченко-Катамадзе является Олег Шевченко - бывший гендиректор государственного завода "Авиант". Он возглавлял его в 2003-2007 годах с небольшим перерывом в 2005 году. В 2007 году второе правительство Виктора Януковича создало концерн "Авиация Украины", главой которого был назначен именно Шевченко. А еще в 2006 году Шевченко стал депутатом Киевсовета от Партии регионов.

Другой участник ООО "Марс РК" - Анатолий Кудрин - вообще "регионал со стажем". Сейчас ему уже 74 года. С 1967 года по 2003 год Кудрин был гендиректором госпредприятия "Завод 410 гражданской авиации". А с 2003 года он является заведующим кафедрой в Национальном авиационном университете. Однако это не самое главное. Еще в 2001 году Кудрин основал и возглавил Железнодорожную (теперь Соломенскую) районную организацию Партии регионов в Киеве. Об этом можно прочитать в его биографии на сайте киевских "регионалов".

 

 

Сейчас Кудрин является советником главы Соломенской райорганизации Партии регионов нардепа Максима Луцкого. Кстати, Луцкий был проректором Национального авиационного университета, где сейчас работает Кудрин. Следует напомнить, что в 2009 году на жизнь Луцкого было совершенно два покушения. Ныне он собирается баллотироваться в Верховную раду по "родному" соломенскому округу.

 

Другие участники ООО "Марс РК" - Андрей Прохоров и Владимир Поляковский - очевидно, являются партнерами Кудрина. Например, "на троих" они имеют еще одну общую фирму - ООО "А.Т.А.". Правда, последняя находится в состоянии прекращения предпринимательской деятельности. К сожалению, ЭП не удалось найти информацию о последнем участнике "Марс РК" - Анатолии Осадчем.

Выводы

В ответ на запрос редакции в "Черноморнефтогазе" сообщили, что тендер на эксплуатацию вертолетов был конкурентным. "При проведении процедуры закупки услуг по эксплуатации вертолетов типа Augusta А109С (1 единица) и Аugusta AW139 (2 единицы) кроме предложения конкурсных торгов участника ООО "Авиакомпания "Марс РК" поступило предложение от участника ООО "Центр деловой авиации", - заявили в госкомпании. Впрочем, факты остаются фактами. В нищей стране госкомпания закупила два элитных вертолета по цене 13,4 млн. долл. Хотя поверить в то, что на вертолетах Augusta будут летать простые буровики, довольно сложно.

В конце концов, приобретение вертолетов заставило "Черноморнефтогаз" провести, по меньшей мере, два тендера на общую сумму 254 млн. государственных гривен, которые выиграла авиакомпания "Марс РК", которая контролируется людьми из Партии регионов. Не будет большим преувеличением сказать, что заказ на четверть миллиарда отдалили "своим". Что же, выборы, особенно в Киеве, - вещь дорогая.