История человечества знает только одну успешную формулу, позволяющую разорвать порочный круг низкой производительности и низкой покупательной способности и поднять в стране средний достаток. Эта формула проста: ввести на рынок труда сектор определенного минимального размера с возрастающей отдачей.
Эрик С.Райнерт. «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными»
За последние годы из-за экономического кризиса наблюдаются тенденции массового обнищания населения, падения реальныхзарплат, увеличения смертности, оттока мозгов. По размеру официальной заработной платы наша страна находится на последнем месте в Европе. С 1 января 2016 г. вступила в силу экономическая часть Соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС. Поможет ли свободная торговля разорвать порочный круг низких заработных плат и перейти к достойным? И что для этого необходимо сделать? В перечне необходимых мероприятий немало прописных истин. Однако они, несмотря на всю их очевидность и актуальность, по-прежнему остаются нереализуемыми в нашей стране.
О текущем состоянии и последних тенденциях
Средняя заработная плата работников в целом по Украине снизилась с 308 евро в 2013 г. до 173 в 2015-м, то есть в 1,8 раза. Украинский уровень средней заработной платы ниже даже минимальной заработной платы (МЗП) во многих зарубежных странах. Если МЗП в Украине сегодня составляет
47 евро, то в Литве, Латвии, Эстонии, Польше — 300–410 евро, а в некоторых странах ЕС находится на уровне 1500 евро (Франция, Ирландия, Германия, Бельгия, Нидерланды). Самая низкая МЗП в Болгарии (184 евро), наивысшая — в Люксембурге (1923 евро). То есть украинская МЗП в четыре раза меньше самой низкой и в 41 раз — ниже наивысшей. Стоит акцентировать внимание на том, что изменения в уровнях зарплаты, имевшие место в Украине, не приблизили ее к аналогичным показателям стран Европы, а за последние два года даже отдалили.
Следует отметить негативную тенденцию усиления социального неравенства из-за увеличения разрыва в заработных платах наемных работников и руководящего состава предприятий. Если в европейских странах низкая зарплата в 12 раз меньше высокой, то в Украине разница достигла сегодня 50 раз и продолжает расти. Зарплаты отдельных руководителей государственных структур достигли заоблачных высот по сравнению с оплатой труда педагогов, научных работников, врачей, металлургов, шахтеров и других занятых в производственном и бюджетном секторах экономики. Такие финансовые реалии приводят к чрезмерному расслоению работающих на богатых и бедных.
Главная причина неравенства в доходах — глобализация, прежде всего распространение офшорных зон, благодаря которым сверхбогатые избегают налогообложения. Для решения проблемы гипертрофированного материального неравенства необходимо заставить монополистов и олигархов платить налоги там же, где они получают свою прибыль, отделить бизнес от власти, развивать среднее и малое предпринимательство. И в этом контексте нынешний скандал с так называемыми панамскими документами оказался очень даже уместным, актуализировав эту проблематику в глазах как международной, так и украинской общественности.
Пока очевидно, что попытки бороться с подобными явлениями все более изощренными методами, в том числе и за счет усиления контроля трансфертного ценообразования, пока больше напоминают борьбу с ветряными мельницами. Поэтому инициатива международной организации Transparency International, призвавшей международное сообщество незамедлительно принять необходимые антикоррупционные законы для запрета тайных компаний, которые подпитывают коррупцию высокого уровня и позволяют коррупционерам извлечь выгоду из добытого нечестным путем богатства, заслуживает пристального внимания мировых лидеров.
Но это — задачи глобального уровня, а если вернуться к нашей украинской действительности, то ее беда в том, что из-за низких зарплат две трети украинцев не видят будущего в своей стране, и с каждым годом все больше ее жителей эмигрируют. Особенно ощутимы потери Украины из-за оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж. Однако самые страшные потери из-за низких зарплат и мизерных пенсий — это смертность населения, превысившая за последние годы все допустимые пределы — более 700 тыс. человек ежегодно.
Можно утверждать, что зарплата в основном является производной от экономики, хотя и сама влияет на ее производительность. Так, с падением социально-экономических показателей снижается и реальная зарплата.
Из таблицы видно, что реальная зарплата уменьшается почти синхронно со снижением объемов реализации промышленной продукции, капитальных и прямых иностранных инвестиций. И если за два кризисных года реальная зарплата уменьшилась на 20,2%, то объем промышленного производства — на 25,5%. В основе низких зарплат лежит порочный круг слабой покупательной силы, а значит, и отсутствие спроса на продукцию и услуги. Это приводит к сужению внутреннего рынка. Оборот розничной торговли за 2014–2015 гг. снизился на 21,5%.
Необходимо отметить, что на падение экономических показателей повлияли оккупация Крыма и военные события в Донбассе. Но экономика Украины находится в плачевном кризисном состоянии и без этого.
Одна из серьезных причин падения зарплат — деиндустриализация национальной промышленности. За годы независимости более половины украинских предприятий прекратили свою деятельность или оказались на грани банкротства. А ведь многие из них могли бы быть успешными и по сегодняшний день. У многих предприятий плачевное финансовое состояние, низкий уровень технического и материального обеспечения. Практически во всех отраслях техника работает по 2–3 амортизационных срока. Более 40% занятых в промышленности работают на производстве низкого технологического уровня, около 20% — среднего и только 2,5% — высокого.
Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов привел к падению эффективности производства и росту удельного веса убыточных предприятий, превышающего треть от общего числа в стране. Такие предприятия не становятся банкротами, потому что «работают» в теневом сегменте.
Низкая производительность труда — одна из основных причин невысокой заработной платы. По этому показателю Украина значительно отстает от развитых стран. К примеру, производительность труда в нашей стране составляет 16% от аналога в Норвегии и США. Причем отставание по этому показателю от стран ЕС меньше, нежели по зарплатам. Это свидетельствует, во-первых, о чрезмерной эксплуатации наемного труда украинскими работодателями, во-вторых, о наличии возможностей для повышения уровня оплаты труда на отечественных предприятиях.
Какую же зарплату следует считать достойной? Как отмечают опрошенные кадровым порталом HeadHunter респонденты, такой ее уровень находится в пределах 20–100 тыс. грн в месяц и выше (разные категории работающих назвали разные цифры). На мой взгляд, главным критерием достойной заработной платы следует считать ее соответствие расширенному воспроизводству рабочей силы. По моим расчетам, достойная зарплата в регионах Украины, которая бы обеспечивала такое воспроизводство, находится в пределах 30–50 тыс. грн в месяц. То есть легальную зарплату, чтобы ее можно было считать достойной, надо поднять в десять раз. Однако быстро сделать это невозможно по ряду причин, в частности из-за низкой производительности труда, тотальной коррупции, тенизации экономики, политического и экономического кризиса и т.д.
Как перейти от низких зарплат к достойным
По большому счету, размер заработной платы зависит от величины валового внутреннего продукта. Показатель доли оплаты труда в ВВП в 2014г. в Украине составил 46,3%, однако не достиг уровня 1990 г. — 53,1% (для сравнения: в среднем в ЕС зарплаты составляют 50% ВВП). То есть для нашей страны это даже неплохой показатель. Однако дело не столько в процентном соотношении зарплаты и ВВП, сколько в очень низком размере последнего. Так, ВВП Украины составляет всего 2,3% от аналога для США, 11,5 — Германии и 15,2% — Великобритании. А вот это уже совсем плохой показатель, свидетельствующий об удручающей бедности нашей страны.
Повысить заработную плату можно путем увеличения ее доли в доходах за счет снижения удельного веса социальных трансфертов.По данным отечественного Госстата за
2014 г., доля зарплаты составила 39,9%, вплотную приблизившись к доли социальных трансфертов в доходах (37,2%). В настоящее время 5,6 млн семей получают субсидии, средний размер которых в феврале 2016-го составил 1356 грн. В госбюджете на нынешний год на субсидии заложена огромная сумма — 35 млрд грн. Ведь те, кто их получает, по сути нищие. Люди теряют интерес к труду, экономии энергоресурсов, слабеют мотивы к повышению квалификации. Многие отвыкают работать, качественно жить. Бедность порождает бедность. Особенно унизительна бедность среди работающего населения (более 20%). Она распространяется даже среди семей, где есть двое работающих. Такого нет ни в одной цивилизованной стране мира, тем более в странах ЕС. Чтобы догнать Болгарию, самую бедную по уровню зарплаты страну ЕС, Украине необходимо увеличить ВВП почти в три раза. Следовательно, такая госполитика только усиливает экономический кризис. Поэтому необходимо перенести акценты с помощи социально уязвимым слоям общества на обеспечение достойной оплаты труда.
Одним из основных направлений повышения зарплаты на микроуровне является увеличение ее доли в себестоимости продукции. Этого можно достичь за счет снижения удельного веса материальных затрат. Показатель доли зарплаты в себестоимости довольно низкий и составляет 13,1%, в то время как в 18 странах еврозоны — 29,2%, а в наиболее развитых — еще выше (в Германии — 34,1%, Франции — 34,6). При этом в Украине очень велика доля материальных затрат: в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве она достигает 50–70%. Это свидетельствует об очень высокой материалоемкости выпускаемой продукции.
Повысить официальные зарплаты возможно благодаря детенизации экономики. По некоторым оценкам, сегодня в «тени» находится около половины украинских зарплат, из-за чего госбюджет ежегодно теряет десятки миллиардов гривен налогов. Ожидалось, что благодаря снижению единого социального взноса (ЕСВ) с 43,5 до 22,0% официальная зарплата повысится, поскольку высвобождается около 100 млрд грн. Увы, очевидно, что из-за тотального недоверия к власти из «тени» выйдут немногие. Работодатели не спешат существенно повышать легальную зарплату, и этого не следовало от них ожидать минимум полгода. У работодателей нет уверенности в том, что ставку ЕСВ не пересмотрят. Бороться с теневой зарплатой и теневой экономикой в целом невозможно без устранения коррупции, ставшей хронической и тотальной. Низкая зарплата сама может служить причиной коррупции.
Размеры зарплат в значительной степени зависят от вида экономической деятельности в результате неравномерного технико-технологического развития. Это обусловлено тем, что возможности для инноваций и технического прогресса неравномерно распределяются между видами экономической деятельности, которые имеют разные потенциалы для применения новых знаний. Очевидно, что в инновационных отраслях уровень оплаты труда выше. В связи с этим призывы некоторых украинских экономистов к преодолению существующей межотраслевой и/или межсекторной дифференциации зарплат, составляющей в среднем 400–500%, на мой взгляд, необоснованны.
Исходя из этого, приоритетными для развития должны стать, в первую очередь, ИT-бизнес, машино- и приборостроение, авиастроение. Ассоциация с ЕС диктует необходимость возродить обрабатывающую промышленность. Известный норвежский экономист Эрик Райнерт обращает внимание на то, что повышение производительности в обрабатывающей промышленности распространяется в виде растущих зарплат сначала по промышленному сектору, а потом в сельском хозяйстве, сфере услуг и, в конечном итоге, по всей экономике. В то же время адепты украинского прорыва продолжают говорить об аграрном секторе, который якобы стал локомотивом развития национальной экономики.
В Украине слишком много внимания на государственном уровне уделяется минимальным величинам — прожиточным минимумам и минимальным зарплатам. Однако от МЗП размер зарплаты наемных работников зависит очень мало. А если еще учесть инфляцию, то это влияние будет еще меньше. Реальный прожиточный минимум в три раза выше официального. Ровно во столько же раз, в соответствии с законодательством, нужно повысить и минималку, а значит, и среднюю зарплату. Но это из области фантастики, поскольку в таком случае необходимо также в три раза увеличить производительность труда. Круг замкнулся. Поэтому вместе с минималкой следует серьезно заняться проблемами роста эффективности производства, производительности ресурсов, увеличения капитала и рассматривать заработную плату как неотъемлемую часть экономики, непосредственно зависящую от ее состояния. Связывать рост зарплат необходимо с ростом инноваций, инвестиций, с совершенствованием налоговой системы, увеличением спроса и потребления. Для этого, с учетом шведского опыта, было быцелесообразно применить экономическую модель сбалансированного формирования и повышения реальной зарплаты в Украине.
Эта модель представляет собой комплекс мероприятий, которые усиливают результат одного фактора действиями другого:
макроэкономическая стабильность → инновации → увеличенные инвестиции → увеличенная добавленная стоимость продукции →увеличенная совокупная производительность → увеличенные реальные зарплаты → рост накоплений → увеличение спроса →увеличенные доходы от налогов → увеличенные вложения в госсектор → сбалансированное формирование и повышение зарплаты → макроэкономическая стабильность.
Рост зарплат приводит к повышению спроса и, соответственно, к появлению новых рабочих мест. При этом необходимо создавать новые рабочие места с достойной зарплатой, а не с низкой, как это практикуется до сих пор. Так, в 2015 г. половина рабочих мест создавалась с зарплатой не выше минимальной. Растущие зарплаты мотивируют обрабатывающую промышленность к механизации и автоматизации, которые, в свою очередь, приводят к новому росту производительности и заработных плат.
На сбалансированный рост реальной зарплаты в наибольшей степени влияют новые знания, инновации и инвестиции. Очень проблематичным выглядит обесценивание научного труда. За все 24 года независимости украинская наука финансировалась по остаточному принципу и никогда не рассматривалась как важный государственный приоритет. Расходы госбюджета на науку лишь немного превышают 0,2% ВВП, хотя законодательством предусмотрено не менее 1,7%. Финансирование до 0,5% ВВП равносильно деградации научной сферы, без шансов на прорыв. Для сравнения: нормой финансирования науки для стран Евросоюза является 3% ВВП, а в Израиле и Швеции — 4% ВВП. Расходы государства на деятельность одного украинского ученого в десятки раз меньше, чем в развитых странах. Например, по сравнению с США — в 70 раз, Южной Кореей — в 34 раза.
Такое отношение к науке имеет очень серьезные негативные последствия. За последние десять лет (2006–2015 гг.) количество научных работников сократилось в 1,5 раза (в том числе из-за так называемого оттока мозгов), удельный вес объема выполненных научных и научно-технических работ в ВВП снизился с 1,1 до 0,7%, доля реализованной инновационной продукции в объеме промышленной — с 6,5 до 2,5%.
У Украины нет шансов добиться достойной оплаты труда без перехода к экономике, основывающейся на инновационных технологиях. Как показывает мировой опыт, именно инновации и инвестирование в них, а не капитал сам по себе служат главной движущей силой в повышении реальных зарплат.
Многие предприятия нуждаются в инвестициях для проведения модернизации, однако доступ к ним ограничен из-за засилья коррупции в стране. Украина непривлекательна для инвестиций, стремящихся, как правило, туда, где есть экономическая свобода и защищены права собственности. А пока правоохранительные органы и суды будут работать в привычном для них нынешнем режиме, нет смысла говорить о приходе внешних инвестиций. Впрочем, как и внутренних, огромные потенциальные объемы которых из-за недоверия к власти и финансовой системе (в частности, к банкам) прячутся «под матрасами» и во всяких других внутренних и внешних офшорах.
Капитальные инвестиции за 2014–2015 гг. сократились на 36,6%, прямые иностранные — на 17,8 (см. табл.). Чтобы привлечь инвестиции, надо провести честную и прозрачную приватизацию государственных предприятий.
Можно предположить, что сбалансированное формирование и повышение реальной зарплаты положительно повлияют на макроэкономическую стабильность, способствуя увеличению прибыли, инвестиций, добавленной стоимости и совокупной производительности. Все это будет способствовать росту реальных зарплат, доходов от налогов и вложений в госсектор, что, в свою очередь, позволит осуществлять сбалансированное формирование более высокой зарплаты и, в конечном итоге, эффективное управление трудовым потенциалом и производством.
Повышению заработной платы способствовало бы усиление социального диалога, который сейчас фактически отсутствует. Важное значение имело бы обновление Генерального соглашения на 2010–2012 гг., которое на сегодняшний день существует лишь формально, а также замороженных в последние годы отраслевых и региональных соглашений. Без этого малоэффективна вся система коллективно-договорного регулирования.
Примечательно, что профсоюзы в настоящее время инициируют вопрос заключения общенационального договора власти, бизнеса и гражданского общества о сотрудничестве и проведении реформ. Поэтому нужны встречные шаги к диалогу со стороны правительственных структур.
Свободная торговля и ее влияние на оплату труда
Есть ли перспективы перехода от дешевого труда к достойно оплачиваемому? И какую роль в этом может сыграть свободная торговля с ЕС? В соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом (ст. 291, гл. 13) стороны признают полную и эффективную занятость и достойный труд для всех как ключевые элементы для торговли в контексте глобализации.
За два кризисных года (2014–2015) объем экспорта товаров и услуг снизился на 45,1%, импорта — на 53,6 (см. табл.). Столь резкое падение экспорта привело к девальвации гривни и повсеместному снижению уровня жизни. Мы в Европу практически ничего не можем поставлять, кроме сырья (черных металлов, руды, зерна и другой сырьевой аграрной продукции), мировые цены на которое в последнее время падают.
Для экспорта украинских товаров существует немало исключений и ограничений, поскольку действует квотный принцип. Из-за ревностной защиты странами ЕС своих рынков размер экспортных квот для Украины мизерный. Креативность бизнеса и задача власти заключаются в том, чтобы эти квоты были увеличены.
Мировой опыт свидетельствует, что свободная торговля равноценно выгодна обеим сторонам только в том случае, если они находятся на одной стадии развития. Поскольку Украина экспортирует сырьевые товары, а импортирует высокотехнологичные промышленные, то она сегодня ведет невыгодную торговлю. Все просто: промышленные товары стоят многократно дороже, чем сырье. И это неудивительно: четыре пятых украинского экспорта формируется низкотехнологичными секторами экономики. А значит, еще более актуальными, нежели всегда, становятся снижение импортозависимости и развитие внутреннего рынка, и базой для этого необходимо выбрать те виды продукции, в производстве которых Украина более успешна. Для этогоцелесообразно развивать те виды экономической деятельности с возрастающей отдачей, которые могли бы существенно повысить национальный уровень заработной платы. Прежде всего, следует развивать конкурентоспособный промышленный сектор и работать над повышением его эффективности. Важность возрастающей отдачи заключается в том, что при увеличении объемов производства снижаются затраты на выпуск продукции.
Весомую долю в цене товара занимают коррупционные платежи. В зависимости от выгодности того или иного вида деятельности доля коррупционных затрат может колебаться от 5–10 до 35–50% всех реальных затрат предпринимателей. Поэтому кардинальное снижение коррупционных платежей существенно повысит возможности увеличения доли зарплаты в себестоимости продукции, снизив цену товаров и услуг.
Оценки влияния торговых соглашений, в частности свободной торговли с ЕС, свидетельствуют об их позитивном, хотя и незначительном влиянии на экономику Украины. То есть наиболее вероятным является незначительный рост экономики, но после ликвидации торговых барьеров со стороны стран ЕС. Тем не менее рост экономики в результате расширения торговли должен, в свою очередь, повлечь за собой позитивные эффекты для обеспечения достойной оплаты труда. Так, увеличение выпуска продукции и ее продаж означает повышение доходов в той или иной отрасли, то есть у предприятий появляются инвестиционные ресурсы. Зона свободной торговли между Украиной и ЕС позволит снизить цены на европейские товары и, при условии создания благоприятного инвестиционного климата, значительно увеличить объем зарубежных инвестиций.
Таким образом, влияние международных торговых соглашений на переход от низкой зарплаты к достойной, по моему мнению, следует оценить в целом как позитивное, поскольку означает расширение и модернизацию производства.
Украина отстала в экономическом развитии от других стран на годы и десятилетия. Поэтому нужна так называемая эмуляция (имитация с целью сравниться или превзойти). Для этого на первое место в экономической политике нужно поставить человека с его потребностями, интересами и способностями. Без этого экономику развивать невозможно.
Свободная торговля предполагает большую работу правительства по модернизации производства, прогнозированию и созданию новых высокотехнологичных рабочих мест, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, проведению новой экспортной и импортной политики.
Что же нужно сделать, чтобы разорвать порочный круг низких заработных плат и перейти к достойным? Перечислим лишь некоторые основные направления.
— Прежде всего, сместить акцент с торговли на производство. При этом крайне важно перейти к производству товаров и услуг с большей добавленной стоимостью. Для этого Украина должна освободиться от сырьевой зависимости, организовать в стране собственное производство готовых товаров, развивая перспективные отрасли украинской экономики, направляя в эти отрасли человеческие ресурсы и капитал. Этот процесс будет сопровождаться высвобождением рабочей силы. Проведение модернизации экономики на новой технологической и инновационной основе, как показывает опыт многих стран Центральной и Восточной Европы, означает неминуемую технологическую и структурную безработицу. Поэтому необходимо уже сейчас проводить подготовительную работу по прогнозированию потребности в новых рабочих местах для работников, которые будут высвобождаться в будущем. Наиболее рациональный рецепт для сдерживания такой безработицы — развитие перспективных отраслей украинской экономики с возрастающей отдачей.
— Взять курс на отказ от низкой заработной платы как конкурентного преимущества, используемого сейчас Украиной. Это преимущество низкого порядка. Будущее — за высокой заработной платой, повышением качественных характеристик рабочей силы, подготовкой уникальных, высокооплачиваемых специалистов, благодаря чему создаются условия для формирования конкурентных преимуществ высокого порядка.
— Украина сможет воспользоваться преимуществами, которые предоставляют национальным производителям условия пребывания в зоне свободной торговли, только в том случае, если она будет развивать науку, промышленное образование и культуру, а у наших госчиновников и промышленников появятся амбиции в создании более конкурентоспособных товаров для мировых рынков и улучшении национальной хозяйственно-правовой системы. Без роста инвестиций в фундаментальную науку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не стоит надеяться на подъем экономики, обеспечение производства товаров с большей добавленной стоимостью.
— Основные усилия государственного менеджмента направить на повышение валового внутреннего продукта и доли в нем заработной платы. Для привлечения внешних и внутренних инвесторов необходимы реальные, а не декларативные усилия по созданию благоприятных условий в инвестиционной и деловой сферах, ослаблению налогового давления, особенно на малый и средний бизнес.
— Политику оплаты труда базировать на системных подходах, принципах и стандартах. В этом отношении целесообразно внедрить модель сбалансированного роста реальной заработной платы.
— Определить и задействовать источники повышения заработных плат до уровня достойных. Во-первых, это рост производительности труда на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций.
Во-вторых, сокращение удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции и повышение за счет этого доли заработной платы. В связи с этим целесообразно применение норм ускоренной амортизации, что даст работодателям возможность обновить активную часть основных производственных фондов и повысить эффективность оборудования. Это позволит снизить удельный вес материальных затрат на единицу произведенной продукции и повысить производительность труда, открыв возможности для роста реальной заработной платы.
В-третьих, осуществление комплекса мер по сокращению разрыва в уровнях зарплат и доходов богатых и бедных в реальном секторе экономики. Одной из таких мер может стать замена действующей сейчас в Украине плоской шкалы налогообложения на прогрессивную, при которой физические лица с очень высокими доходами платят и более высокие налоги. Это может послужить важным источником увеличения бюджетных доходов, которые можно направить на повышение заработной платы в отраслях бюджетного сектора экономики.
В-четвертых, взять курс на сокращение и в конечном итоге отмену субсидий по мере роста реальной заработной платы.
В нашей стране надо еще очень много сделать, чтобы разорвать порочный круг низких зарплат, осуществить переход от дешевого труда к достойно оплачиваемому. Такой переход в наибольшей степени зависит от политической воли украинской элиты, ее желания преодолеть коррупцию и провести реальные экономические реформы, направленные на стимулирование снижения материалоемкости производимой продукции, повышение производительности труда и рост валового внутреннего продукта.