Верховной Раде Украины предлагается расширить перечень лиц, которым предоставлено право без специального разрешения посещать учреждения исполнения наказаний для осуществления контроля за соблюдением прав осужденных.

Соответствующий проект закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины (относительно усиления государственного и общественного контроля за соблюдением прав осужденных лиц в учреждениях исполнения наказаний)» внесен народным депутатом, членом фракции НУНС Анатолием Гриценко.

В частности, в перечень предлагается дополнительно включить специально уполномоченных представителей президента Украины, премьер-министра Украины, министра юстиции Украины, министра внутренних дел Украины, председателя Сове­та министров Кры­ма, председателей местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских председателей, помощников народных депутатов Украи­ны, депутатов Верхов­ной Рады АРК, депутатов местных советов, членов общественного совета при центральном органе исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний и таким образом освободить последних от необходимости получать разрешение на посещение учреждения.

Лицам, которым предоставлено право без специального разрешения (аккредитации) посещать учреждения исполнения наказаний, гарантируется право самостоятельно или в сопровождении до трех медицинских работников и до двух представителей средств массовой информации посещать учреждения исполнения наказаний без необходимости на это никаких разрешений, в любое время (включая ночное), без необходимости предупреждать учреждения исполнения наказаний о таком визите.

Законопроект детализирует объем прав лиц, наделенных правом безразрешительного посещения учреждений исполнения наказаний. Среди прочего, им предоставляется возможность передвигаться по территории учреждений исполнения наказаний, осуществлять аудио- и видеозапись и распространять полученную информацию, знакомиться с документацией, подавать устные или письменные запросы, проверять соблюдение законодательства, обжаловать противоправные действия (бездеятельность) должностных и служебных лиц учреждений исполнения наказаний, требовать немедленного прекращения таких действий (бездеятельности) и привлечения к ответственности виновных лиц, общаться с любыми работниками учреждений исполнения наказаний и осужденными (в том числе на условиях анонимности).

Законопроектом закрепляется приоритет реализации контроля за соблюдением прав осужденных над режимом в учреждениях исполнения наказаний.

В пояснительной записке отмечается, что, согласно действую­щему законодательству, об­щественный контроль за соблюдением прав осужденных могут осуществлять только наблюдательные комиссии, обра­зованные органами местной власти и дейст­вующие в соответствии с «Поло­жением о наблюдательных комиссиях». В большинстве своем эти комиссии работают формально и выполняют несвойст­венные для действенного общест­венного конт­роля функции, например, согласования представлений от администраций исправительных заведений в суд относительно условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных. В то же время они почти не имеют влияния на применение административных взысканий в отношении осуж­денных или перевод их на бо­лее жесткие условия содержания.

При этом даже такие формальные функции наблюдательных комиссий не распространяются на лиц, содержащихся в СИЗО.