В четверг парламент планировал рассмотреть законопроект №2737 "О внесении изменений в Налоговый кодекс о создании консолидированной группы налогоплательщиков". Его соавторами стали народные депутаты Сергей Глазунов, Сергей Фаермак и Александр Долженков. Последнего другие депутаты из налогового комитета называют главным лоббистом документа. Этого депутата считают неофициальным представителем Рината Ахметова в Верховной Раде. Сам господин Долженков отрицает эту связь.
"Могу сказать, что я даже лично с этим человеком не знаком. Никогда не был в его структурах - ни в штате, ни в активах, которые этому человеку принадлежат. Поэтому это действительно истинная правда", - сказал он "Экономической правде", - заметил депутат. Развернутое интервью автора законопроекта читайте ниже.
Однако, последняя инициатива господина Долженкова пока что только подтверждает такое предположение. Упомянутый законопроект в его нынешнем виде создает преимущества для Ахметова. Почему - нам неизвестно. СКМ и "Метинвест" не ответили на запрос "Экономической правды".
***
Какова главная идея документа? Он предусматривает введение в процедуры контроля за трансфертным ценообразованием понятия "консолидированная группа налогоплательщиков ". В некоторых странах такой институт применяется.
По обыкновению, это развитые страны с традициями и жестким контролем в сфере уплаты налогов. В этих государствах выпускается продукция со значительной добавленной стоимостью, которая требует продвижения на мировых рынках и приносит существенную прибыль стране-производителю. Другой вариант - наличие развитого финансового рынка.
Украина ни в чем подобном не замечена. Суть особенностей контроля при наличии института консолидированной группы налогоплательщиков состоит в отказе от контроля над соглашениями, которые составляются между участниками группы. В теории это должно вести к сокращению объемов отчетности и процедур контроля.
Однако из нескольких существующих схем применения института консолидированной группы налогоплательщиков автор законопроекта выбрал наиболее невыгодную для украинского бюджета схему - схему групповых убытков. Ее суть состоит в распределении всех убытков убыточных членов группы на прибыль прибыльных.
То есть речь идет о полной минимизации прибыли, которая облагается налогами. Схема групповых убытков применяется в англосаксонских странах - Великобритании, Новой Зеландии, Сингапуре, которые славятся высокой налоговой культурой.
К чему приведет принятие предложенного Долженковым варианта? К сожалению, к тому, что в Украине будет созданная только одна консолидированная группа налогоплательщиков.
Она будет иметь бесспорное преимущество - ее внутренние операции не будут контролироваться. А еще - Ахметов будет платить налогов вдвое меньше, чем в прошлом году.
Бизнесмен также будет иметь право включать в состав консолидированной группы нерезидентов.
Как использует Ахметов деньги, которые не уплатит в пользу государственного бюджета? Например, он сможет использовать полученную прибыль для дальнейшей скупки предприятий, и даже целых областей.
Интересный момент. По словам Долженкова, Миндоходов совсем не возражает против законопроекта в существующем виде. Это очень странно.
Скорее всего, к делу приобщился "Папа", который приказал сборщикам налогов на мешать Ахметову платить меньше налогов. Ведь Ахметов - это тоже "Семья".
***
Во время рассмотрения законопроекта на заседании налогового комитета, народный депутат Сергей Терехин высказал предположение, что консолидированные группы могут быть созданы лишь Ринатом Ахметовым и Сергеем Курченко, "если второй сильно напряжется". Но, при всем уважению к мысли Терехина, это не так. По крайней мере, при условии сохранения действующих критериев закона - Курченко никогда не будет платить такие же налоги, как Ахметов. Хотя мог бы, если бы все операции по импорту белорусских нефтепродуктов проводил легально.
Пока что критерии создания группы выписаны "под Ахметова". Участники консолидированной группы в совокупности должны отвечать одновременно таким критериям.
1. Сумма налога на прибыль, уплаченная участниками консолидированной группы по результатам отчетного года, который предшествует году, в котором была создана группа, должна составлять не менее 4 млрд грн.
2. Общая сумма налога на прибыль за отчетный год, который платится участниками консолидированной группы как самостоятельно определенное налоговое обязательство, должна составлять не менее 2,5 млрд грн.
Это требование должно соблюдаться участниками консолидированной группы в совокупности на протяжении всего срока действия договора о создании консолидированной группы.
3. Совокупный объем выручки от реализации товаров, работ и услуг, полученной на протяжении календарного года, должен составлять не менее 5 млрд грн.
4. Совокупная стоимость активов, рассчитанная на основании бухгалтерской отчетности по итогам года, должна составлять не менее 10 млрд грн.
Для понимания, что группу сможет организовать только Ахметов, достаточно и одного критерия - уплаты предприятиями группы 4 млрд грн. в год перед годом организации группы. Кроме Ахметова, который имеет множество прибыльных ГЗК, столько не платит никто.
После регистрации группы Ахметов получит исключительное право освободить из-под контроля все свои операции в Украине, и сможет в 2014 году сократить уплату налога на прибыль в 1,6 раза - с 4 млрд грн. до 2,5 млрд грн.
***
Идея автора законопроекта
Народный депутат Александр Долженков
- На заседании парламентского комитета Сергей Терехин отозвался о вашем законопроекте следующим образом: от его принятия получат выгоду только группы Рината Ахметова и, с натяжкой, Сергея Курченко. Почему документ написан именно так, и почему в нем появились именно эти цифры?
- Заседание комитета действительно было, Сергей Анатолиевич действительно это говорил. Но я не понимаю, из каких расчетов он исходил.
Когда законопроект был зарегистрирован сначала, я не брал в нем участие, а только консультировал авторов.
Этот законопроект действительно нужный. Почему он вообще появился? Его начали разрабатывать с надеждой на то, что законы "О трансфертном ценообразовании " и "О консолидированной группе" будут приниматься вместе. Это логично. Такова практика развитых стран, и такова рекомендация ОБСЕ. Так сделала и Российская Федерация. Но Министерство доходов категорически отвергло эту идею в том виде, в котором она была зарегистрирована. И мы приняли решение, поскольку документ непроходной, доработать его с учетом пожеланий министерства. Я тогда подключился к процессу.
В законопроекте, который нами доработан, мы исходили из того, чтобы установить максимальный размер налогов, который платится группами. Честно говоря, я не владею информацией, кто сколько платит. Она находится в распоряжении Миндоходов. Идеология заключалась в том, чтобы установить максимальную границу для тех, кто является чистым и прозрачным, платит все честно и обеспечивает поступление в госбюджет. Вы же понимаете, что две трети поступлений в бюджет обеспечивают большие налогоплательщики. А 50% из этих двух третей обеспечивают 15 компаний. Это статистика, с которой не поспоришь.
Что касается сумм... Могу сказать сейчас, что для создания консолидированной группы в законопроекте предусмотренная сумма 4 млрд грн. (сумма налога на прибыль, уплаченная по итогам предыдущего года - ЭП). Сначала авторы указывали 100 млн.
Никто не высказывался против идеи как такой. Сумму в 4 млрд грн. по результатам заседания комитета депутаты предложили снизить. После коллективного обсуждения, если законопроект будет рассматриваться на комитете, мы можем внести предложение о снижении ее до 500 млн грн. - чтобы расширить перечень желающих создать консолидированную группу. В сумму 500 миллионов может входить двадцатка предприятий вместо, скажем, десятки.
Но, опять же, к ним будут предъявляться такие требования, как прозрачная структура собственности вплоть до конечного бенефициара. Чтобы не кипрские или нидерландские компании, чтобы не офшорные компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, а чтобы у налоговой была полная база - конкретно к физическим лицам. Если вы хотите переходить на цивилизованные правила игры, вы должны быть прозрачными, и легко проверяться контролирующими органами. Если всю эту информацию дать Налоговой, они ее будут использовать для целей трансфертного ценообразования.
- Как быть тогда с тем же с Константином Жеваго, который перед ІPO в Лондоне вывел свою компанию на офшорную структуру, кажется, на те самых Британских Виргинских островах? Хотелось бы вашу логику понять.
- Если мы будем рассматривать частные случаи, как кто-то структурировал, - мне это не интересно. Я исхожу из понимания того, что если вы хотите получить механизмы упрощения...
Консолидация предусматривает освобождение от трансфертного ценообразования внутри группы. Фактически, контроль будет осуществляться за внешнеэкономическими операциями, поскольку в основном консолидированные группы будут представлять предприятия, которые формируют экспортный потенциал. Но внутригрупповые операции будут освобождены (от контроля - ЭП). Это еще одно условие, которое содействует упрощению администрирования налога на прибыль.
Зачем? Затем что объем информации, который предоставляется по контролируемым операциях, у больших предприятий намного больше. Если вы посмотрите ст. 39 (Налогового кодекса - ЭП), то кроме первичной документации они предоставляют экономический анализ. Факторы, которые влияют на уровень договорных цен. Информацию по поводу функций связанных лиц. Нужно иметь огромный аналитический отдел для предоставления этой информации.
В любом случае, я считаю, что порог надо устанавливать. Надо стимулировать частные компании - а налогоплательщиками на прибыль являются преимущественно государственные компании - повышать налоговые поступления в бюджет.
- Вы планируете внести предложение о снижении до 500 млн грн. между первым и вторым чтением?
- Много коллег поддержали идею снижения. Я готов эту правку подавать. Поскольку сумма неподъемная для многих, будем снижать. Завтра (в четверг 21 ноября - ЭП) на заседании комитета это предложение я тоже внесу.
Можно и с голоса озвучить, чтобы принимали в первом чтении. Это будет зависеть от настроения депутатов, от них общей поддержки.
Организационная схема СКМ. Нажмите, чтобы увеличить. Фото sxemy.com
- Внутри украинских промышленных групп есть предприятия прибыльные, а есть убыточные. Значит, что они будут гасить прибыль за счет убытков, и занижать налог на прибыль?
- Если вы знакомились с международной практикой, есть три модели консолидации. Полной консолидации - как в РФ, которая взяла свою модель из Франции. Модель групповых прибылей и модель групповых убытков.
- Модель групповых убытков. К первому чтению законопроект " заточен" на то, что внутри Украины группы должны сводить финансовые результаты всех убыточных и прибыльных предприятий.
- Законопроект предусматривает возможность зачета? Предусматривает. Но это надводная часть айсберга. Есть подводные камни. В связи с тем, что необходим уровень налоговой нагрузки. Мы проводили соответствующие консультации с Миндоходов.
Вы просто так не сможете сгруппировать прибыли и убытки без уровня налоговой нагрузки. Это тоже ноу-хау, кстати. Если проанализировать опыт Польши, то там налогооблагаемая прибыль должна быть не менее 3% выручки. Фактически, это напоминает налог с оборота.
Мы ничего нового не изобрели. Мы ввели фиксированный размер налога. Вариант процента от выручки тоже рассматривался, но он был отрицательно воспринят в связи с тем, что у многих возникала ассоциация с налогом с оборота, который предлагался на уровне 1,5-2 % от выручки. Если соблюдаетесь этот уровень налоговой нагрузки, можете проводить зачет (прибылей и убытков разных предприятий, которые входят в группу - ЭП).
Но при этом группа должна быть готова к ликвидации части своих убытков вообще. Если на протяжении трех лет вы не утилизируете убытки, то вы эти убытки не зачисляете в состав затрат будущих отчетных периодов. Соответственно, база налогообложения увеличится. А бесконтрольно убытки вы не сможете утилизировать, потому что уровень налоговой нагрузки нужно выдерживать. Никто же не отменял составления налоговой декларации.
Предприятия будут просчитывать, выгодно ли им это. В любом случае, создание консолидированной группы будет приемлемо с точки зрения упрощения администрирования при трансфертном ценообразовании.
- Какой максимальный объем налога на прибыль для группы вы зафиксировали?
- Она была определена на уровне 2,5 млрд грн.
Во всяком случае, законопроект идет на первое чтение. Правки к второму чтению депутатами будут подаваться и обсуждаться. Мы работали с представителями министерства, и эти суммы были согласованы. Если будет воля парламента на то, чтобы уменьшить эти размеры - пожалуйста, никто никого не ограничивает.
- Какова позиция Миндоходов относительно этого законопроекта?
- Мы его отработали в тесном сотрудничестве с министерством.
Еще об одном положении хочу сказать. Все его пропускают... Это принцип солидарной ответственности, который мы прописали. То есть, "один за всех, и все за одного".
Он присущ только полной консолидации. Предприятия группы образовывают как бы единственного плательщика с единой декларацией. Мы взяли этот принцип для того, чтобы еще больше обезопасить интересы государства. В случае махинаций и уклонений, а соответственно, доначислений заниженных сумм обязательств по налогу на прибыль, каждый будет нести ответственность. Даже если он не принимал участие в распределении этих убытков. То есть, ответственность максимально большая. И прежде чем осуществлять какую-то передачу (убытков - ЭП), группа будет максимально перестраховываться на тот счет, проверены ли эти убытки. И передавать их можно, кстати, за периоды, которые проверены.
Вы спрашивали, почему мы избрали метод групповых убытков. При полной консолидации создать уровень налоговой нагрузки невозможно. Тем самым, теряет бюджет, потому что происходит полный зачет прибылей и убытков, без никаких ограничений.
- Вас часто называют депутатом, который лоббирует интересы Рината Ахметова. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Могу сказать, что я даже лично с этим человеком не знаком. Никогда не был в его структурах - ни в штате, ни в активах, которые этому человеку принадлежат. Поэтому это действительно истинная правда.