Средневековый Крым славился своими рынками, в том числе и крупнейшим в Европе базаром в Кафе, где продавали людей. В середине XV века цены на сильных и здоровых мужчин-невольников начинались от 800 серебряных акче — за эти же деньги можно было купить три-четыре десятка овец. К сожалению, окончательно и бесповоротно работорговля в историю не ушла, на ней и в наши дни делают деньги.
23 августа отмечается Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации. Это значимая дата для нашей страны, поскольку в этом году представители ООН снова назвали Украину одной из главных стран — поставщиков живого товара. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), за годы независимости Украины жертвами торговли людьми стали не менее 110 тыс. ее граждан. Портрет украинца — среднестатистической потенциальной жертвы торговли людьми — можно попытаться составить по данным, собранным МОМ. Это женщина, чаще из сельской местности, у которой за плечами колледж, техникум, ПТУ. У нее есть ребенок или дети, нет мужа, она не работает по специальности либо безработная, верит, что за границей может получать большие деньги за неквалифицированный труд.
Вербовщики теперь в Интернете
Как рассказал «1К» начальник отдела борьбы с торговлей людьми и преступлениями против морали ГУ МВД Украины в Крыму Андрей Чепель, с начала 2012 года были возбуждены 9 уголовных дел в сфере противодействия торговле людьми. А прокуратура изучает материалы, по которым может быть возбуждено еще одно уголовное дело.
В Крыму случались годы, когда количество выявляемых преступлений в этой сфере оказывалось намного больше, до полусотни в год. Но тогда, во-первых, вербовщики и сутенеры действовали нагло и открыто: к примеру, посетив международный терминал симферопольского аэропорта, даже непрофессионал мог легко вычислить целые группы девушек, которых отправляли за границу на весьма специфическую работу. Во-вторых, тогда по каждому преступлению — факту продажи человека могло быть возбуждено отдельное уголовное дело. Сейчас же «главным героем» расследования становится человек, который был организатором, исполнителем либо соучастником продажи людей, и в рамках одного уголовного дела объединяются все эпизоды с пострадавшими.
Андрей Чепель отметил, что заметно изменилась сама работа вербовщиков: практически ушли в прошлое поиски потенциальных жертв среди знакомых, друзей, соседей, односельчан. Теперь торговцы людьми переместились в Интернет. «Там существуют сайты и порталы по трудоустройству, люди выкладывают свои резюме с достаточно подробными данными, и вербовщику не составляет труда найти среди них подходящие кандидатуры», — пояснил Андрей Чепель.
Интересно, что об опасностях, подстерегающих украинцев при трудоустройстве за границей, знают, как показали соцопросы, 90% жителей страны. Но 70% наших соотечественников твердо уверены, что с ними ничего подобного произойти не может. Очень показательна в этом отношении история, произошедшая в этом году в Севастополе. 24-летняя девушка, познакомившись с вербовщицей как раз в Интернете, настолько доверилась ей, что согласилась вместе со своей «благодетельницей» отправиться за границу для устройства на несложную денежную работу. Вживую она увидела вербовщицу лишь в день отъезда и не оказалась в заграничном борделе лишь благодаря грамотной работе севастопольских милиционеров.
«Трудовые резервы»
По данным МОМ, еще 5 лет назад сексуальная эксплуатация перестала быть самой распространенной формой торговли людьми. По количеству жертв (украинцев, обратившихся за помощью в международные организации) ее догнало, а в 2010 г. уверенно перегнало трудовое рабство. В первом квартале 2012 г. потерпевших от трудовой эксплуатации МОМ зафиксировала более чем в 7 раз больше, чем от сексуальной. Как сообщила «1К» специалист по реинтеграции крымского женского правозащитного центра «Содружество» Анастасия Дядиченко, тенденции действительно сменились от сексуальной эксплуатации в сторону трудовой. И тому, что это не показывает статистика раскрытых преступлений, есть объяснение. Опыт центра «Содружество», который много лет помогает жертвам торговли людьми, показывает, что при разглашении конфликта «работодатели» чаще всего выплачивают деньги. И пострадавшие затем часто отказываются от сотрудничества с правоохранителями.
Зато Крым не остался в стороне от общеукраинской тенденции — роста количества пострадавших от торговли людьми внутри страны. То и дело СМИ сообщают об освобожденных пленниках, которых месяцами и годами держали в частных домовладениях, заставляя работать на стройках, полях, огородах, а то и служить домашними рабами или приносить деньги хозяевам попрошайничеством. Но в автономии своя специфика: стало больше случаев трудовой эксплуатации мужчин-иностранцев, жителей ближнего зарубежья. «Разница в уровне жизни делает Украину, в частности, Крым, привлекательной для, например, граждан Узбекистана или Таджикистана, которые приезжают сюда на заработки, — объяснил Андрей Чепель. — Они полностью зависимы от работодателей, трудятся очень много, в основном в сфере строительства или общепита». Недавно в суд первой инстанции после рассмотрения апелляции было возвращено уголовное дело в отношении крымчан, которые насильно удерживали и заставляли работать гражданина Узбекистана. Оказавшийся в неволе человек бежал от хозяев и добрался из Ялты в Симферополь, чтобы обратиться в милицию. Понятно, он не мог находиться в Украине бесконечно долго и давно уехал, а как пройдет новый круг судебных разбирательств без заявителя, сказать трудно.
Программы и помощь
Андрей Чепель упомянул, что крымчане все-таки стали чаще обращаться в милицию еще до того, как приняли меры для выезда на работу за границу. Они спрашивают, можно ли доверять той или иной фирме, действительно ли они смогут легально работать, интересуются, как можно подстраховаться, чтобы не стать жертвой торговли людьми. Возможно, не каждый такой обратившийся будет досконально следовать советам, но несложно выполнить разумный минимум: оставить родным ксерокопии своих документов и как можно больше информации о том, куда и зачем едет, как и при посредстве кого получил предложение о трудоустройстве, место вероятного проживания.
В марте этого года Кабмин Украины принял государственную целевую социальную программу противодействия торговле людьми на период до 2015 года. Уже в 2013 году на ее финансирование потратят 2,3 млн. грн. Основные усилия будут направлены на усовершенствование законодательства, создание единой системы мониторинга, оказание помощи жертвам торговли людьми и работу с самыми уязвимыми в этом плане группами населения.
Анастасия Дядиченко рассказала, что правозащитный центр «Содружество» совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта с августа 2011 года реализует проект «Создание мультидисциплинарного механизма взаимодействия в АРК по идентификации, перенаправлению и оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми». Он осуществляется в рамках программы противодействия торговле людьми представительства МОМ в Украине. Уже прошли пять двухдневных семинаров, где были обучены 68 представителей органов госструктур, правоохранители, представители общественных организаций. Все они участники системы взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми. На прошедших в 7 районах Крыма однодневных тренингах необходимые знания получили специалисты центров занятости, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ), врачи, психологи и завучи школ. Прошел обучение и 141 госслужащий, их знакомили с положениями нового закона, механизмом взаимодействия по идентификации, перенаправлению и оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми.
Возвращение на родину для жертв современной работорговли вовсе не хэппи-энд. Им предстоит заново искать свое место в жизни и в обществе. Помощь — психологическую, медицинскую, юридическую, финансовую — им могут оказать во всех подразделениях крымских ЦСССДМ. У нас также действует реинтеграционная программа МОМ, в рамках которой лицо получает всю вышеперечисленную помощь. Иногда пострадавшим предлагают освоить какую-либо профессию — и, если для работы нужны какие-то инструменты, их приобретут; возможно и обучение по открытию своего дела.