Талант дипломата и несколько месяцев работы в СНБО или МИД Украины помогли Петру Порошенко понять: достичь взаимопонимания с «внутренними органами» проще, чем с армией…

… Ведь украинские силовики в мундирах не армейского кроя привыкли сами брать себе все, что нужно, еще и делиться с вождем: если он к ним лоялен.

Назначения в конце сентября генералов МВД Геннадия Москаля и бывшего командующего ВВ МВД Александра Кихтенко на должности губернаторов Луганской и Донецкой областей президенту страны Петру Порошенко показалось мало – апофеозом симпатий нового главы государства к органам МВД стало решение сменить руководство Министерства обороны.

До занятия этой должности Валерий Гелетей считался фигурой, равноудаленной от офицерских элит главных силовых структур страны: Минобороны и МВД (личный состав и резерв которого давно превышает оборонное ведомство почти два раза). Уже уволенный Гелетей считался главным «лейб-гвардейцем» страны: до назначения на должность главы МО он был начальником Управления Государственной службы охраны, и его назначение в главе МО было личной президентской квотой. Ныне эту квоту Порошенко либо потерял, либо уступил по договоренности с политиками из партии «Народный Фронт» Яценюка-Турчинова-Авакова. Главной медийной причиной увольнения Гелетея считается начало работы парламентской ВСК по расследованию событий в «иловайском котле». Комиссия была создана 4 сентября при горячей поддержке спикера парламента Александра Турчинова.

Вместо нейтрального Гелетея Порошенко решил назначить министром обороны генерал-полковника Степана Полторака, ранее занимавшего должность командующего Нацгвардией (бывшие внутренние войска МВД), на которую еще в феврале текущего года Полторак был поставлен с подачи Турчинова. Еще раньше Полторак возглавлял Академию ВВ МВД. Звание генерал-майора он получил в 2002 году, вскоре после того, как в результате интриг бывшего главы МВД Юрия Кравченко экс-президент Украины Леонид Кучма решил ликвидировать Национальную гвардию и соединить ее элитные части с конвойными частями Департамента исполнения наказаний МВД.

Последние в те времена обслуживали политические потребности тогдашнего главы департамента Владимира Левочкина, чей сын Сергей с начала 2000-х годов занимал важнейшие должности в высших эшелонах власти: от помощника президента Кучмы до главы администрации Виктора Януковича.

Прямой креатурой Левочкина-младшего нового главу Минобороны Полторака назвать, в принципе, сложно. Но в то же время, следует учесть, что бюрократическая координация нового главы МО, как и его предшественника, пока что сосредоточена в руках и.о. первого заместителя секретаря СНБО Александра Литвиненко, который как раз считается креатурой Левочкина. Украинская пресса утверждает, что Литвиненко получил гражданство Украины лишь в конце 1990-х годов. Как раз в этот период, близкие к Сергею Левочкину люди безуспешно попытались создать специальный банк «Укрспецеэксимбанк» для облуживания главного внутреннего корреспондентского счета госкомпании «Укрспецэкспорт»: их обогнали в этом деле более близкие к тогдашнему президенту банки-конкуренты. В 2007 году функцию оператора внутреннего корсчета компании президент Украины Виктор Ющенко отдал «Альфа-банку». После слияния «Укрспецэкспорта» с концерном «Укроборонпром» в 2011 году, владельцем внутреннего корсчета госкомпании стали другие банки, бликие к представителям Банковой. Поле смены власти в 2014 году, место главного банка украинской оборонной промышленности снова стало вакантным.

С другой стороны, можно предположить, что статус главных фаворитов кадровых предпочтений нового главы украинского государства все больше и больше отвоевывают себе представители генералитета МВД. По ряду причин представители этой группы ментально ближе президенту, ибо ориентированы не на успехи на поле боя, а на достижение перемирия и локализацию «внутреннего врага» - пусть даже и в режиме антитеррористической операции.