В конце минувшей недели Кабинет министров по предложению Министерства образования выдал местным органам власти рекомендации относительно создания, реорганизации и ликвидации учебных заведений. Цель у документа якобы благая: сформировать такую систему, которая была бы способна предоставлять высококачественные образовательные услуги. При этом эффективно используя имеющиеся ресурсы и модернизируя их.
Документ декларирует, что решения относительно создания и – главное – ликвидации учебных учреждений, должны приниматься с учетом мнения общественности. Но возглавлять специально созданные для этого координационные советы будут заместители глав облгосадминистраций или райгосадминистраций, а в сами советы преимущественно войдут разнообразные местные чиновники. «Единственное, на что остается надеяться, – что, во-первых, документ носит рекомендательный характер. Во-вторых, ряд его положений противоречит действующему законодательству. Например, в сельской местности закрывать общеобразовательные заведения можно только с согласия сельской общины, а не решением какой-то комиссии, состоящей из чиновников», - отметил в интервью «Комментариям» директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук.
Эксперты уже говорят, что предложенные Кабмином полномочия позволят властям на местах распоряжаться школами по своему усмотрению. Да, в рекомендациях отмечено, что план модернизации ПТУ и школ должен разрабатываться так, чтобы обеспечить доступ к образованию всем детям региона, разнообразить формы организации учебно-воспитательного процесса, создания условия для развития детей с особыми потребностями. Но вместе с тем в документе черным по белому написано, что координационный совет должен «придерживаться требований экономической целесообразности и эффективности функционирования учебных заведений в регионе», а также обеспечивать уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг. Проще говоря, местные советы теперь могут не церемониться с сельскими школами и закрывать их под предлогом неоправданно высоких затрат на отопление или электричество. Ликарчук отметил: «Я много слышал о разных аспектах эффективности учреждений образования, но экономическая эффективность – это что-то новое».
Есть в предложенном Кабмине документе еще одна новация – рекомендации по созданию образовательных округов По задумке чиновников, образовательный округ – это добровольное объединение в рамках региона образовательных учреждений всех уровней, независимо от формы собственности. Цель их создания – обеспечение профессиональных запросов и культурно-образовательных потребностей жителей.
Так, к примеру, Кабмин предлагает создавать учебно-воспитательные комплексы, в состав которых, к примеру, будут входить детский сад, общеобразовательная школа, библиотека, спортивная школа и ПТУ. В рекомендациях отмечено, что модели образовательных округов разрабатываются в соответствии с учетом контингента учеников, их образовательных запросов и возможностей организации профильного обучения. На деле же, побаиваются сами учителя, в их состав войдут те школы и ПТУ, к дирекции которых лояльно относятся местные власти. Остальные будут ликвидированы под лозунгом борьбы за экономическую эффективность.
При этом в документе четко прописано, что делать с «лишними помещениями», образовавшимися в результате такого слияния. Правительство щедро предложило размещать там библиотеки, музеи или выставки. Учитывая то, что и на школы у местных властей зачастую не хватает средств, остается только догадываться, в каком виде будут функционировать такие учреждения. Но в документе есть еще один пункт, который может объяснить рвение чиновников в вопросе создания мега-образовательных комплексов. Освобожденные в связи с отсутствием учеников помещения по решению местных властей могут быть переоборудованы в жилье для педагогических работников и детей, растущих без родителей. О том, как успешно в Украине умеют «осваивать» социальное жилье, как и любую другую свободную недвижимость, можно даже не вспоминать.
Интересно еще и то, что, расписав варианты использования школьных помещений, Кабмин ни словом не обмолвился о том, куда девать «высвобожденных» учителей. В документе только вскользь отмечено, что численность работников учреждений, которые объединяются в образовательный округ, может отличаться от типовых штатных расписаний, однако не должна превышать максимальную численность.
«Это – продолжение работы по легализации процесса ликвидации многих учебных заведений. И одновременно – попытка отвести удар от центральной власти, дескать, пусть вопрос решают на местах», - считает Игорь Ликарчук. Учителя, с которыми удалось пообщаться «Комментариями», просто разводят руками: «Если Кабмин делает упор на то, что образование – это услуга, то ничего странного, что школу превращают в обычный товар». Товар же, как известно, нужно выгодно и быстро продать. Без оглядки на щедро раздаваемые властной верхушкой обещания о создании в Украине действительно качественной и конкурентоспособной образовательной системы.