В эфире «Большой политики» социальный министр и, по совместительству, публичное лицо Партии регионов Сергей Тигипко заявил, что после парламентских выборов был бы не прочь остаться в Кабмине, но если партия прикажет – его рабочим местом станет Верховная Рада. «Есть такое, может быть не очень популярное, понятие: партийная дисциплина. Если скажут, что необходимо работать в парламенте, придется с этим соглашаться и работать», - подчеркнул Тигипко. Таким образом, Сергей Леонидович высказал не только свои личные ожидания от выборов, но и, по сути, означил страхи всей нынешней правительственной команды. Большинство членов которой, по информации «Комментариев», уже морально готовятся к смене рода деятельности после октября. Как, собственно, и нынешний премьер Николай Азаров, который, скорее всего, станет почетным и формальным главой фракции ПР в Верховной Раде. Формальным потому, что в парламенте, избранном по смешанной системе, значительно большее влияние будут иметь «директора парламента», способные найти правильный подход к мажоритарщикам. А также не просто говорящие головы, а лица Рады, которые будут адекватными информационными промоутерами власти в депкорпусе.
В этом контексте очень важной будет и должность спикера. Которую могут занять либо Сергей Левочкин, который, по источникам «Комментариев», в последнее время высказывает заинтересованность в таком продолжении своей политической карьеры, либо нынешний глава Минюста Александр Лавринович, у которого есть опыт вице-спикерства.
Одним словом, и Раду и будущее правительство выстраивают под выполнение главной задачи – победу нынешнего Президента в 2015 году или, в случае плохих сценариев, пролонгацию его президентских сроков посредством реализации конституционной реформы. Здесь сложно не согласиться с теми, кто считает: педалируемая властью Конституционная ассамблея как висящее на стене ружье, - когда надо выстрелит. Вопрос только в технологии реализации реформы – долго и нудно через ВР или быстро, но с привкусом популизма через всенародный референдум.
Итак, кого кроме Азарова, украинцы могут не увидеть в правительстве после выборов. В кулуарах называют много фамилий – и Бориса Колесникова, и Сергея Тигипко, и даже непотопляемого Дмитрия Табачника. На примере нынешней кадровой политики Виктора Януковича в Кабмине уже можно сделать вывод, что к управлению подпускают людей, которым после выборов 2012 года предстоит выйти из тени правительственных «стариков». И не потому, что они качественнее и эффективнее как менеджеры, а потому, что у них будут совершенно иные задачи в иных условиях.
Во-первых, все непопулярные вещи узаконит еще этот парламент, а из правительства в законодательный орган отправят тех, с чьими именами у граждан связаны неоднозначные ассоциации. Во-вторых, политический «клининг» Кабмина может быть преподнесен под соусом избавления исполнительной власти от политиков – там будут заседать одни технократы.
И, в-третьих, кадровый подбор будет проводиться таким образом, чтобы не только обеспечить правильное русло для денежных потоков, но и с прицелом на 2020 год. Чтобы не повторить политического промаха Леонида Кучмы, задумавшегося о преемнике со слишком большим опозданием. И в ситуации с нынешней властью должен быть кто-то, кто в 2015 проиграет Януковичу (условно говоря, «эрзац оппозиции» Виталий Кличко), и кто-то, кто в 2020 его заменит. Этого персонажа, очевидно, мы еще не знаем. Ведь в наших реалиях важно не то, кто сидит в правительстве и тем более не то, кто выиграл мандат депутата (поскольку все равно в будущей Раде множество депутатов от оппозиции пополнят армию «тушек»), а то, кто обеспечит преемственность власти в украинских традициях: «Щоб у тебе все було, і тобі за це нічого не було»…