Казалось бы, маленькая и невзрачная новость, размещенная далеко не на первой странице официального сайта Национального банка. Совет платежной организации НСМЭП протоколом от 6 декабря 2012 года №203 предоставил разрешение на заключение договора о присоединении к Национальной системе массовых электронных платежей Государственной налоговой службе в качестве участника с особым статусом.
Новость, на первый взгляд, носящая абсолютно технический характер, таким же образом и была воспринята украинским обществом. Ну а что собственно такого: Государственная налоговая служба Украины стала участником НСМЭП с каким-то особым статусом. Суть особого статуса остается загадкой для украинских граждан, как, собственно, и текст договора между платежной системой и ГНС Украины, что похоже не вызывает у них какого-либо беспокойства…
Однако, без всякого сомнения, повод задуматься все-таки есть. ГНС Украины конечно является участником расчетных отношений, возникающих в ходе функционирования платежной организации. Однако порядок, способ и пределы участия этого уважаемого государственного органа в таких отношениях четко определен законом, и именно за его пределы в соответствии со ст.19 Конституции Украины налоговая не может выходить. Зачем в таком случае заключать договор? Какие отношения между государственным органом и хозяйствующими субъектами могут быть урегулированы договором? И какая природа этого договора? Гражданско-правовая? тогда он не может касаться исполнения функций Налоговой службы. Если это финансовый, либо административный договор, то, как минимум, возможность его заключения должна быть предусмотрена в законе.
Позволим себе предположить, что какая-либо сделка, совершенная между платежной системой и ГНС Украины, в данном контексте не может иметь юридически значимых последствий. С одной стороны, это новость хорошая. С другой стороны, зная свободные подходы государственной налоговой службы к толкованию законодательства, рискнем предположить, что в договор был заложен иной смысл, кроме как дословный пересказ норм действующего законодательства в совокупности с заверениями сторон в глубоком уважении и дружбе. Что же может интересовать налоговую во взаимоотношениях с платежной системой. Конечно, в первую очередь, информация! Информация об объектах налогообложения тех лиц, которые рассчитываются между собой посредством платежной системы. Именно в получении такой информации налоговики испытывают крайние стеснения ввиду норм п.20.1.3 ст.20 Налогового кодекса и Закона «О банках и банковской деятельности». Ведь согласно указанных норм информация об объеме и обороте денег на счетах может быть получена только на основании решения суда. Возможно ли обойти данную норму закона, подписав договор? Конечно, нет! Но, с другой стороны, зачем в таком случае подписывать договор вообще и более того предоставлять налоговой службе статус участника, который к тому же является еще и «особым»?! Если отношения платежной НСМЭП и налоговой никак не могут обогатиться ничем иным кроме прямо указанного в законе?
Ответ на этот вопрос может предоставить только полный текст договора, подписанного между налоговой службой и НСМЭП, а до этого времени, никто из пользователей соответствующих платежных карт не может быть спокоен относительно сохранения банковской тайны своих операций.