Президент Украины Петр Порошенко подписал изменения в Госбюджет на 2017 год, которые касаются в основном выделения дополнительных средств на различные социальные программы. О том, почему никто не говорит правду о происхождении этих средств, «Апострофу» рассказал эксперт МЦПИ Павел Бульдович.
Петр Порошенко ожидаемо подписал изменения в Государственный бюджет на 2017 год. Почему ожидаемо? Потому что этот документ фактически был не политизированным, там было мало политических нюансов, поэтому он прошел без особых скандалов. Единственное, когда голосовали изменения в Раде, там возникла целая эпопея, поскольку группа, приближенная к Порошенко, – группа Игоря Кононенко была против голосования, если изменения в бюджет не внесут норму о возмещении НДС украинским экспортерам облигациями, то есть не живыми деньгами, а облигациями. Почему? Потому что фирма, которая занимается облигациями, это фирма [главы НБУ Валерии] Гонтаревой, там 50% дисконт. Если бы эта норма прошла, то приближенные к Порошенко люди получили бы около 2 миллиардов гривен прибыли. Но парламент не принял эту норму.
На самом деле, эти изменения были инициированы правительством [Владимира] Гройсмана еще в мае этого года. Их главная цель – сбалансировать расходную и доходную часть бюджета, а также направить больше средств на финансирование приоритетных социальных и экономических сфер. Собственно, сам Порошенко и Гройсман называли такие приоритетные сферы: дополнительное финансирование субсидий, фонда энергоэффективности. Львиная доля средств, которые получил бюджет в результате перевыполнения плана – 14 миллиардов пойдет на финансирование субсидий. Также средства пойдут на финансирование медицины, в частности Академии медицинских наук, сельской медицины – примерно 4 миллиарда и на реконструкцию и строительство дорог. Кроме того, будут дополнительно профинансированы оборонный сектор и МВД. Также были внесены очень важные изменения, которые касаются увеличения предельного государственного долга. Почему это важно? Мы знаем, что сегодня существует необходимость докапитализировать национализированный ПриватБанк более чем на 100 миллиардов гривен. Поэтому эта норма была важна для сохранения макрофинансовой стабильности.
Какие политические причины и последствия этих изменений? Если вы заметили, то эти изменения социально ориентированы, это увеличение социальных расходов, в том числе повышение пенсий. Безусловно, это важно, однако очевидно, что это делается для постоянной культивации поддержки власти среди общества. Все это для того, чтобы власть могла щеголять определенными социальными результатами, а поддержка в обществе росла.
Интересно, каковы источники дополнительных поступлений в бюджет. Сам президент утверждает, что этими источниками являются детенизация экономики и борьба с коррупцией. Он хвалит ГПУ, мол, благодаря ее работе удалось пополнить бюджет более чем на 1 миллиард долларов – возврат средств [беглого экс-президента Виктора] Януковича. Однако вспомним, что спецконфискация на сумму 1,5 миллиарда долларов была предусмотрена в проекте бюджета на 2017 год, то есть перевыполнить бюджет этим поступлением было невозможно.
Также сложно говорить о детенизации. В свое время первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив утверждал, что основанием для перевыполнения бюджета стал рост экономики в 1 и 2 квартале. То есть уже мы видим определенные разномыслия. Это означает, что никто не говорит правду.
Реально же основаниями для перевыполнения бюджета стали поступления с таможни. Еще в январе они начали стремительно возрастать, и фактически это – базовый источник дополнительных поступлений. Очевидно, что здесь президент прибег к похвале подконтрольных ему структур – ГПУ в этом случае, и были озвучены правдоподобные причины этих изменений, хотя, безусловно, они важны для общества.