Петр Порошенко, проводя пресс-конференцию, посвященную ежегодному посланию парламенту и одновременно — итогам годовщины пребывания на посту, заверил общественность, что досрочных выборов в Верховную Раду ожидать не стоит. Есть основания предполагать, что глава государства был искренен: вялотекущая война с триумвиратом Яценюка — Турчинова — Авакова практически выиграна. Судя по свежим результатам социологических исследований (КМИС, май-2015), «Народный фронт» уже недотягивает до заветных 5%, притом, что именной блок Президента все так же может рассчитывать на 20% голосов избирателей.
Но есть нюанс: в спину президентской политсиле теперь дышат «Батькивщина» и «Самопомощь» (по 15%) — потенциальные союзники по коалиции из них куда менее удобны для Президента, чем сжегший свой рейтинг Арсений Яценюк. В конце концов, на страхах «фронтовиков» провалить досрочные парламентские выборы можно умело играть. А амбиции Юлии Тимошенко и Андрея Садового не оставляют особого пространства для маневров: тактические победы и поражения не заслоняют для них главный приз — президентское кресло.
Конфигурация политического противостояния в Украине всего за полгода претерпела кардинальные изменения. Не борьба «революционеров» с «реваншистами», не борьба «партии мира» с «партией войны» — а все та же набившая оскомину битва олигархов. Петр Порошенко, Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский, Ринат Ахметов — в этом «квадрате» и происходит выяснение отношений.
И четыре с половиной месяца до местных выборов. При таких условиях они становятся ключевым политическим событием года.
По каким правилам играть?
Оставим в стороне вопрос, состоятся ли местные выборы на неподконтрольных Киеву территориях. Минские соглашения, конечно, обязывают к такому шагу — но их несоблюдение стало привычкой для всех сторон конфликта.
В последние недели политики ломали копья, выясняя, какой из вариантов закона о местных выборах пройдет через парламент. На момент сдачи номера итоги голосования были неизвестны, но, что примечательно, они и не настолько важны.
Основные игроки и так успели определиться со стратегиями на предстоящую кампанию.
На самом деле нюансы закона о выборах в местные советы (по открытым спискам, по «полуоткрытым» или закрытым) не настолько важны для участников процесса — формирование списков все равно останется прерогативой партийного руководства. Да и сами по себе открытые списки не являются препятствием для применения админресурса и подкупа избирателей.
Куда важнее, к примеру, вопрос о судьбе конституционной реформы в плане децентрализации. Одно дело — если местные советы получат возможность свободно распоряжаться ресурсами своих территорий, а другое — если продолжат выбивать у центра субвенции и дотации.
И при любом варианте избирательного законодательства основные игроки задействуют три стратегии кампании. Все они так или иначе направлены на манипулирование мнением избирателей.
Разные корзины
Итоги местных выборов будут восприняты как лучший опрос населения о доверии к политикам и партиям, представленным в центральной власти.
Четыре с половиной месяца — достаточный срок, чтобы переломить электоральные настроения. По результатам местной кампании может оказаться, что нынешнее соотношение сил в парламенте уже никак не отображает симпатии избирателей. И тогда вопрос о досрочных выборах в Верховную Раду станет неизбежным.
Не секрет, что рейтинги партий на всеукраинском и местном уровнях отличаются в разы. Одно дело — голосовать за условного «Ляшко» на парламентских выборах, а совсем другое — за кандидатов от «радикалов» на выборах в горсовет. Практически все парламентские партии сталкиваются с этой проблемой: слабые структуры на местах, отсутствие узнаваемых местных лидеров.
Решение этой проблемы — поддержка как будто независимых местных проектов. Технология проста: в Украине зарегистрированы 262 политические партии, на базе любой из них можно создать местный пиар-проект с привлекательным названием и «идеологией». В Киеве, к примеру, некоторые успевшие заявить о себе движения, нацеленные на местные выборы, уже оказались сателлитами существующих партий.
Смысл такой стратегии понятен: делать ставку исключительно на всеукраинский партийный бренд — рискованно. На общегосударственном уровне симпатии избирателей слишком непостоянны (резкий обвал «фронтовиков» и рост популярности партий Садового и Тимошенко тому подтверждение). Учитывая выросший электоральный спрос на «новые лица», шансы «неожиданных новичков» высоки. Даже в случае прямой раздачи «гречки» от имени «новичков» политические мастодонты ничем не рискуют — доказать их связь с сателлитами крайне сложно.
Денег нет
Едва ли не главная проблема всех участников местных выборов — дефицит ресурсов. Экономическое состояние страны не очень-то располагает к традиционному сбору средств на предвыборные кампании — бизнес-среда сосредоточена на выживании. По некоторым данным, на голодном пайке находятся местные структуры правящих партий даже в столице.
Ограниченность в ресурсах подталкивает политических игроков к заключению соглашений о «ненападении». Банальное отсутствие денег заставляет вкладываться только в гарантированно успешные кампании, договариваясь с конкурентами о «разделе территорий».
По нашим данным, этот процесс идет полным ходом. Партия Президента, к примеру, не видит особого смысла полностью выкладываться на кампании в Харьковской области — у «Оппоблока» все равно шансы выше. Черниговщину пытаются застолбить за собой «радикалы». Потенциальные конкуренты Президента вряд ли потратят средства ради попытки добиться успеха в Винницкой области.
Такой раздел позволяет сэкономить силы для борьбы в ключевых точках: например, в Одессе, Киеве и Днепропетровске.
По большому счету, вся кампания рискует превратиться в большое «Венское соглашение»: определить компромиссных кандидатов в мэры и приблизительный состав местных советов дешевле, чем затевать полномасштабную предвыборную войну. Грубо говоря: кто и где будет прикармливать избирателей (в прямом или переносном смысле) решится еще до сентября, когда кампания официально стартует.
Подмена понятий
И третьей уловкой, к которой неизбежно прибегнут все крупные игроки, — подмена проблематики. Вместо решения местных проблем украинцам вновь будут предлагать «глобалистику»: победу в АТО, Крым и т.д.
Эта «болезнь» — когда выборы в местные органы самоуправления проходят под лозунгами общегосударственных кампаний — проявлялась и раньше. Подкупить избирателя «всеукраинскими» лозунгами проще — за счет того, что по факту местная власть так и не стала близкой и понятной.
По большому счету, украинцы в большинстве своем не верят в то, что их жизнь может стать лучше благодаря усилиям органов местного самоуправления. Те же соцопросы стабильно показывают, что ответственными за качество своей жизни наши сограждане считают президента, парламент и министров.
И даже если обещанная децентрализационная реформа состоится до местных выборов, для большинства украинцев она к тому моменту так и останется строчками в законах, а не руководством к действию.