Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер уехал из украинской столицы, не сообщив о результатах своих переговоров с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко. Зато в Брюсселе российский газовый принц был куда более откровенен в своих намерениях относительно энергетических отношений с соседями: он подтвердил, что около 20 миллиардов кубометров газа, которые в настоящее время поставляются транзитом через Украину в направлении Чехии и Германии, будут поставляться по «Северному потоку».
Украинская сторона постоянно пытается найти новую формулу поставок российского газа, заменить цену на газойль ценой на уголь - по уверением Киева именно этого Бойко вроде бы и добился от Миллера - но в предлагаемой формуле постоянно присутствуют слова «минус транзит». Вскоре они исчезнут - по крайней мере, частично. «Газпром» так настойчиво этого добивается, что закрадываются сомнения в стремлениях российской стороны согласиться с украинскими уговорами. Фраза «вы же все, дорогие друзья, понимаете», брошенная Миллером в Брюсселе в ответ на вопрос о судьбе украинского транзита, переводится на украинский очень просто - вы же все, дорогие друзья понимаете, они подворовывают у нас газ, шантажируют, но уже вскоре лишатся этой возможности и мы поговорим с ними совсем по-другому. Да, собственно, уже разговариваем.
Значит ли это, что Москва и Киев не могут достичь договоренности о изменении соглашений, достигнутых между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко? Вовсе нет, только снижение цены может произойти исключительно вследствие корпоративных договоренностей и вряд ли спасет украинскую экономику.
Можно сколь угодно долго критиковать соглашения, достигнутые Тимошенко и Путиным, но они отличаются от всех предыдущих договоренностей по энергетическим вопросам только одним - относительной прозрачностью. Мы можем не понимать, почему именно такая формула была применена при расчетах, но понимаем как она образовалась. Во всех же предыдущих случаях договоренности были исключительно корпоративными, связанными со взаимной симпатией Леонида Даниловича и незабвенного Виктора Степановича, количеством выпитого на даче Бориса Николаевича, подарком покойному Сапармурату Атаевичу, необходимостью вывести на рынок Могилевича и Фирташа, необходимостью убрать Могилевича, необходимостью помочь Фирташу... Все это не имело никакого отношения к газу. Все это не имело никакого отношения к экономике. Все это не имело никакого отношения к Украине. Потому что высокие договаривающиеся стороны - что в Киеве и в Москве - были заинтересованы в том, чтобы Украина оставалась такой вот недоразвитой, потребляющей газа больше, чем пол-Европы, нищей и неконкурентноспособной. Это был их барыш. Только такой Украиной они могли руководить, только в такой Украине могли жить, принимать холуев в Крыму, разводить своих пчел. И российские партнеры помогали им, как могли - благо тоже зарабатывали неплохо.
Цена Путина-Тимошенко - это была ловушка, но это было и отрезвление. Что придется строить нормальную страну, экономную, конкурентоспособную. Но понятно, что «регионалы» такой страной руководить не хотят и жить в ней не могут. Поэтому главная их политическая идея, главная «реформа» - снизить цену. Поэтому первое, что сделал Янукович, став президентом - помчался в Харьков чтобы отдать хотя бы что-то за временное уменьшение цены. И это, кстати, тоже было вполне прозрачное соглашение - торговля национальными интересами за возможность продлить агонию кланового государства.
Но дальше прозрачность окончилась. За дальнейшее изменение цены российское руководство хочет от Януковича того же, чего оно недавно хотело от Лукашенко - сдачи страны. Амбициозный украинский президент должен превратится в послушного малороссийского губернатора. Программа уже написана: Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Никаких контактов с Европой без санкции хозяев газа! Молчать и бояться! Да и еще - продать людям Путина все, что они захотят купить. Лучше с дисконтом.
Янукович на это пойти не может. Именно поэтому администрация президента и ее пропагандисты из Рады и недобровольные помощники из Генеральной прокуратуры судорожно раскручивают газовое дело Тимошенко, надеясь, что оно рикошетом ударит по Путину и позволит Медведеву избавиться от опасного конкурента на президентских выборах 2012 года. Ну а потом Медведев Януковича отблагодарит, как царь Петр гетмана Мазепу за поддержку свержения неразумной сестрицы - шубою собольей и газом дешевым.
Однако до выборов нужно еще дожить. Поэтому, поскольку публичных прорывных договоренностей по газу быть не может, Киев и Москва вполне способны пойти на соглашения непубличные и корпоративные - чтобы обеспечить интересы близких к Януковичу олигархов, того же Фирташа, ставшего формальным хозяином украинской химии, того же Ахметова, остающегося королем украинской металлургии. В обмен на личные приватизационные интересы российских олигархов премьерского круга могут быть заключены соглашения, позволяющие отдельным предприятиям закупать газ по «другой» формуле - собственно, с химией это уже происходит. Нашим правителям недосуг спасать Украину, им бы самим спастись да еще и заработать при этом. Так что если Миллер с Бойко действительно о чем-то существенном договорились - так это вот о таких корпоративных интересах. Эти два человека всегда хорошо понимали друг друга и умеют работать в тишине.