В официальных сводках МВД значительного прироста краж в ретейле не наблюдается. Однако, по оценкам экс-президента Федерации профессионалов безопасности Сергея Шабовты, на самом деле только за первый квартал текущего года количество «розничных несунов» увеличилось на 15–20% (по сравнению с январем-мартом 2014 года).

Тем не менее ухудшение криминальной ситуации в торговых залах в большинстве случаев руководство магазинов не афиширует. «Если до вызова наряда милиции не доходит, в статистику Министерства внутренних дел подобные инциденты не попадают», — объясняет он.

Эксперты в области безопасности утверждают, что за последние три года число краж в отечественных магазинах увеличилось вдвое. Еще в 2012 году из-за несунов розница недосчитывалась в среднем 1% от выручки, а уже в этом году средний показатель недостачи у большинства ретейлеров вырос до 2%.

С учетом информации Госстата по розничному товарообороту (его объем за январь-март 2015 года в целом по стране составил 219,7 миллиарда гривен) в денежном эквиваленте получается, что украинцы обокрали магазины более чем на 4 млрд. грн.

Это оценочные данные, поскольку сами сетевики обнародовать размер своих реальных убытков категорически не желают.

Ведь если к активности покупателей, идущих мимо кассы, приплюсовать потери на складах и при транспортировке товара от поставщика, то истинный объем убытков доходит до 7–8%.

На столь удручающие показатели, скорее всего, повлияло серьезное снижение уровня жизни большинства украинцев. Ведь мировая статистика в отношении воровства в ретейле демонстрирует динамику к сокращению.

Согласно данным ежегодных исследований Global Retail Theft Baro компании Checkpoint Systems, в 2012 году средний процент потерь из-за краж в рознице составлял 1,44% от оборота, в 2014 году — по этой же причине ретейлеры недополучили 1,29% выручки. Наименьший размер потерь подобного рода — в Норвегии (0,83% продаж), самый большой — в Китае (1,53%) и Мексике (1,7%).

Что выносят покупатели

Любопытен перечень товаров, пропадающих из торговых залов чаще всего. Их можно разделить на две категории: то, что съедается в магазине, и то, что выносится. Колбаса, конфеты и шоколад лидируют в рейтинге товаров, которые покупатели съедают прямо в зале, не донося до кассы.

В Украине люди зачастую воруют из-за бедности и делают это неуклюже и спонтанно. На первом месте среди пойманных воришек пенсионеры, что лишний раз подтверждает это мнение.

«Именно они чаще всего попадаются охране. Большинство тех, кого ловят, не считают себя ворами. Они не позволят себе взять чужую вещь в гостях, не вытащат кошелек из открытой сумки в транспорте», — говорит партнер компании «Астра Бизнес Консалтинг» Тарас Полулюх. Ассортимент продуктов, которые выносят пожилые украинцы, незатейлив и в то же время красноречив: колбаса, мясо, овощи и фрукты.

Такой нехитрый перечень наглядно демонстрирует отсутствие у подавляющего числа людей преклонного возраста средств, чтобы заплатить за этот примитивный проднабор.

«Несуны» среднего возраста и молодежь предпочитают не платить за качественный алкоголь (некоторые даже пользуются специальными кусачками для срезания пластиковых магнитов), импортные сыры, фрукты и шоколад. Кроме того, эти магазинные воры следят за внешностью, поэтому выносят бритвенные принадлежности, косметику и средства гигиены, одежные аксессуары.

В fashion-ретейле чаще всего исчезает легкая одежда, которую можно спокойно вынести на себе из примерочной, — футболки и шорты. Из товаров, которые гораздо чаще стали бесследно исчезать с прилавков именно за последний год, выделяют косметику (тушь для ресниц, карандаши и тени для глаз) и верхнюю одежду. Из аптечных супермаркетов тоже выносят косметику и средства по уходу за собой.

«Попытки ретейлеров бороться с ворами с помощью дополнительной охраны особого эффекта не имеют», — признается руководитель службы безопасности столичного супермаркета. «Чтобы хоть как-то обезопасить товары из «группы риска» (элитный алкоголь, фасованная рыба и мясо, бытовая химия и т.п.), к ним все чаще прикрепляют скрытые магниты», — говорит Тарас Полулюх.

По мнению Сергея Шабовты, увеличение количества краж в магазинах обусловлено ростом цен и невиданными прежде масштабами внутренней миграции населения. Также к совершению краж часть потребителей провоцирует широко распространенный в городах формат самообслуживания: некоторые люди просто не в состоянии устоять перед искушением что-либо незаметно вынести из магазина или быстро съесть.

Как воруют сотрудники

По словам экспертов по безопасности, урон со стороны посетителей — это еще не все.

От нечистых на руку сотрудников и недобросовестных поставщиков ретейлеры страдают не меньше, чем от рядовых покупателей. В торговой сфере лидируют воровство и мошенничество со стороны персонала, подделка кредитных карт, а также кражи, совершенные в сговоре.

Больше всего поддаются искушению украсть сотрудники, которые непосредственно работают с товаром: грузчики, продавцы, фасовщики и водители.

Приемы мошенничества, приносящие существенные потери рознице, сотрудники магазинов задействуют самые разные. Пересортировка (подмена товара более низкими сортами) и списание другого товара вместо него, учет товарно-материальных ценностей не в штуках, а в упаковках, использование не совпадающих единиц измерений (например, масло могут принимать в килограммах, а продавать в литрах). А еще — оформление возврата, которого на самом деле не было, неправомерное предоставление скидок и т.д. Часть продуктов, украденных персоналом, тоже сразу съедается. В группе риска — мелкоштучная упаковка (шоколад, йогурты, соки) и то, что можно вынести на себе (белье, колготки).

Борьба с воровством ведется в основном административными методами и оперативной работой службы безопасности. Положением по предприятию сотрудникам запрещено совершать покупки в рабочее время. Кассирам не рекомендуется иметь при себе деньги. С материально ответственных лиц осуществляются удержания по результатам инвентаризации, если недостача выше нормы.

«Детальный анализ всего процесса товародвижения (каким образом происходит перемещение товара, кто несет ответственность за тот или иной участок, занимается учетом, отвечает за документооборот, осуществляет контроль и т.д.) нередко преподносит неожиданности», — говорит Тарас Полулюх.

Однако львиную долю недостачи ретейлеры взимают с добросовестных покупателей. Воровство оплачивается ими, поскольку все потери магазины закладывают в наценку на товар. «В резком росте цен практически на все группы товаров прячется немалый процент на компенсацию от воров», — рассказал «k:» на условиях анонимности коммерческий директор одной из национальных торговых сетей.