После русско-японской войны 1904-1905 гг, которая завершилась поражением Российской империи, командующий Российской императорской армией Алексей Куропаткин написал книгу «Итоги войны», где подробно анализировал все факторы и причины неудач, а в финале сделал общие выводы о том, что повлекло поражение царской армии.

Итоги войны:

«Мы бедны выдающимися самостоятельностью, энергией, инициативой людьми. Люди с сильным характером, люди самостоятельные, к сожалению, во многих случаях не только не выдвигались вперед, а преследовались: в мирное время такие люди для многих начальников казались беспокойными, казались людьми с тяжелым характером и таковыми и аттестовались. В результате такие люди часто оставляли службу. Наоборот, люди без характера, без убеждений, но покладистые, всегда готовые во всем соглашаться с мнениями своих начальников выдвигались вперед. Будем помнить, что за наше невнимание к аттестациям вверенных нашему командованию подчиненных мы тяжело поплатились в эту войну.

Надо безбоязненно отдать себе отчет, какие же главные причины, препятствовали нам быть победителями ранее заключения мира. Прежде всего, виновен в этом я, ваш старший начальник, ибо мне не удалось исправить в периоды боев наши недочеты духовные и материальные и не удалось еще шире воспользоваться несравненными сильными сторонами наших войск.

Недостаточное выяснение положения противника перед боем и потому недостаточно сознательное, особенно при наступлении, ведение боя и главное — недостаток инициативы, недостаток самостоятельности у частных начальников, недостаток боевого одушевления у офицеров и нижних чинов, малое стремление к подвигу, недостаточная взаимная выручка соседей, недостаток непреклонной воли от нижнего чина до старшего начальника, дабы доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие жертвы.

Ныне, при крайне усложнившейся обстановке боя, личность старшего вождя сильно умалилась против прежнего времени. Без надежных, талантливых и энергичных помощников: командующих армиями и командиров корпусов, без развитой инициативы действий во всех чинах, без численного превосходства войск и, главное, без военного одушевления войск и патриотического подъема всей нации — роль вождя армий становится настолько тяжелой, что может оказаться по силам только гениальному полководцу.

К сожалению, до сих пор наши полковые командиры были чрезмерно завалены заботами хозяйственными и перепиской и не могли уделять достаточное время на строевую часть, на общение с офицерами и нижними чинами, на воспитание их. Командир полка при некоторых военных начальниках являлся в большей мере ответственным за несвоевременную окраску обоза, чем за недостаточную тактическую подготовку полка. Вечная забота об отыскании источников на покрытие расходов по статьям, на которые не было назначено отпусков от казны, забота о накоплении мундирной одежды, о накоплении разных капиталов приводили к тому, что некоторые командиры полков плохо знали своих офицеров, а по отношению к нижним чинам творили нехорошее дело, ибо за счет желудка и здоровья солдата образовывали экономические капиталы».

Алексей Куропаткин, командующий Российской императорской армией в русско-японской войне, написал после завершения боевых действий книгу «Итоги войны», где подробно анализировал все факторы и причины неудач, а в финале сделал общие выводы о том, что повлекло поражение царской армии.

Это написано 111 лет назад, 5 февраля 1906 года, а возникает впечатление, что социальные проблемы армии за эти 111 лет ничуть не изменились.

Все эти указанные Куропаткиным проблемы в точности повторились в нашей армии спустя 110 лет.

И сегодня во время продолжающейся войны с Россией, уже наши генералы, духовные наследники негативных традиций царского и советского принципов организации армии, продолжают бюрократизацию ВСУ и НГУ, и вместо людей инициативных и самостоятельных продвигать на командные должности послушных администраторов, бюрократов в погонах.

Тем самым в случае очередного обострения боевых действий наши силовые структуры, государство и общество вновь будут подвержены всем тем же ключевым проблемам, которые, надо отдать должное, генерал Куропаткин нашел в себе силу и мужество точно указать.

К сожалению, нынешние наши военачальники даже на такой честный анализ не способны. Реформу ВСУ и НГУ можно осуществить, только если изменить отношение к человеку, к командиру, если сделать главным принципом реформы продвижение по службе талантливых военных вождей-профессионалов, которые пользуются авторитетом не из-за выслуги и звания, а из уважения и доверия подчиненных.

В армии необходимы реформы прежде всего социальные, реформы отношений в коллективе, реформы принципов и морали. А у нас реформы сводят только к материальному обеспечению, при этом кадровая политика содержит те же системные недостатки как и в царской России в начале 20-го века.

Мой вывод - если реформу армии не хочет делать политическое руководство, если во главе реформы не будет поставлен солдат, сержант и строевой офицер - структурных реформ может не произойти никогда, даже еще через 100 лет. Вот только пример Куропаткина показывает, что государства со слабой армией так долго не живут.