Одной из самых острых проблем современной экономики Украины, в том числе и рынка труда, является теневая заработная плата. Практика «конвертов» расцвела в конце 1990-х годов и обрела небывалую популярность среди работодателей. Наличие теневых зарплат обусловливает структурные деформации и диспропорции социально-экономического развития, служит мощным дестабилизирующим фактором, наносит значительный ущерб государственным интересам.
Причины тенизации зарплат следует искать в слаборазвитости экономики, неумении управлять государством, высокой степени коррумпированности и сложившейся системе ценностей, включая менталитет. Систему ценностей я бы поставил на первое место. Дело в том, что само население весьма лояльно относится к теневой зарплате, взяточничеству и коррупции. Ни Конституция Украины, ни КЗоТ, ни законы в должной мере не соблюдаются. Правовой нигилизм в государстве приобрел такой тотальный масштаб, что закон не уважают ни те, кто работает, ни те, кто проверяет, ни те, кто в судах рассматривает дела.
Теневая заработная плата в некоторой степени обусловливается нехваткой легальной занятости. У работника нет большого выбора мест работы, и работодатель зачастую злоупотребляет этим. К тому же чем ниже заработная плата, тем больше желание людей трудиться в секторе неформальной занятости и уводить свои зарплаты в «тень». Низкая заработная плата — одна из коренных причин тенизации зарплат. Причин тенизации зарплат много, но самые главные — неуверенность в завтрашнем дне и недоверие к государству.
Что же необходимо сделать для того, чтобы исчезли зарплатные «тени»? Основные направления детенизации зарплат можно объединить в три блока: экономический, правовой и организационный. Действие экономических мер основано на том, что, принимая решение о входе или выходе из «тени», предприниматели сопоставляют выгоду от выплаты теневых зарплат и риски от нахождения в «тени». Здесь следует согласиться с Василием Башко, что даже при низких ставках налогообложения зарплат работодатели и работники по инерции продолжат теневые отношения, когда риск наказания и штрафов низкий.
Одним из экономических путей детенизации зарплат является повышение минимальной заработной платы (МЗП), учитывая то, что на многих предприятиях заработную плату платят на уровне минимальной. Даже многие директора предприятий устанавливают себе такую зарплату. Согласно данным Госстата, в 2016 г. примерно 40% населения, или 4 млн человек, получали официально заработную плату меньше 3200 грн. И на успешных предприятиях у многих работников по ведомостям зарплаты на уровне минимальных. Ну не может такого быть, когда обороты у предприятия большие, а зарплаты маленькие!
Но как бы мы ни повысили минималку, она погоды не сделает. А навредить может, и сильно! Ведь это тонкий инструмент, и пользоваться им надо очень осторожно. Дело в том, что повышение минимальной заработной платы имеет множество как позитивных, так и негативных последствий. Однако резкий, скачкообразный ее рост провоцирует в основном негатив: рост безработицы, цен, инфляции, теневых зарплат. Это обусловлено тем, что нужен источник финансирования увеличенной минималки. Такими источниками может быть наличие денежных ресурсов или рост производительности труда. Но для роста производительности труда требуется длительное время, структурная перестройка экономики, модернизация производства, техническое обновление. Ведь себестоимость продукции имеет жесткую структуру. Ее основными элементами являются заработная плата, материальные затраты, амортизационные отчисления. Для того чтобы повысить зарплату, нужно снизить другие элементы, скажем, материальные затраты, что за короткий период времени сделать весьма проблематично.
То есть такое решение правительства несет в себе риски роста безработицы, ухода бизнеса в «тень», дальнейшего повышения цен. Цены на товары и услуги уже выросли во всех городах Украины. Поэтому неубедительными и нелогичными выглядят утверждения некоторых правительственных чиновников, что никаких негативных последствий повышения минималки нет.
Тем не менее бизнес со временем адаптируется к новым условиям. Иначе что это за бизнес, который не в состоянии выплачивать мизерные суммы на уровне МЗП?! Надо учесть, что, по данным Федерации профсоюзов Украины, работникам ежегодно недоплачивается 200 млрд грн из-за урезания фонда оплаты труда.
В 2016 г., благодаря снижению ставки ЕСВ вдвое, работодатели смогли сэкономить еще больше. Однако бюджетные поступления по ЕСВ сократились вместо ожидаемой детенизации. Видимо, правительство предполагает, что у бизнеса есть определенные финансовые ресурсы, позволяющие провести повышение МЗП, по сути, вынуждая его повысить зарплаты сотрудникам.
Конечно, было бы правильно повышать заработную плату людям, не регулируя минималку, а проводя экономические реформы, структурную перестройку экономики, увеличивая национальные производственные мощности, что позволило бы повысить производительность труда, капитала и других видов ресурсов, на основе чего увеличится размер средней заработной платы, которая подтянет и минимальную. Движение должно идти по так называемому кругу экономического роста (подробнее см. мою публикацию в ZN.UA №13 от 9 апреля 2016 г. — Г.К.). Это надежный и эффективный путь.
Известный норвежский экономист Эрик С.Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» утверждает, что порочный круг бедности и неразвитости можно разорвать, только если качественно изменить производственную структуру бедной страны. По его мнению, успешная стратегия включает диверсификацию производства, переход от секторов с убывающей отдачей (традиционного производства сырьевых материалов и сельского хозяйства) к секторам с возрастающей отдачей (технологиям, интенсивной обрабатывающей промышленности и услугам).
Но капиталистические реформы устроены по-разному в зависимости от политической системы. Следует различать капитализм для народа — экономический рост для всех и капитализм для узкого круга лиц, когда определенные лица «прихватизировали собственность», имеют свою ренту и не заинтересованы в дальнейшем расширении распределения, в результате чего в Украине уже давно началось торможение реформ. Однако просвещенный предприниматель понимает, что нанятые им работники нужны ему в качестве покупателей, так что в его интересах повысить им зарплату. Ведь общий уровень зарплат увеличивает спрос на продукты предпринимателя, а следовательно, его потенциальную прибыль.
Самое слабое звено экономического роста — инвестиции и инновации. В инвестициях нуждаются многие товаропроизводители. Украина непривлекательна для иностранных инвесторов из-за коррупции и незащищенности прав собственности. Мировой опыт показывает, что повышению заработных плат способствуют не сбережения и капитал сам по себе, а инновации. Новые знания и инновации распространились в экономике в виде растущих зарплат и прибылей. Поддерживать высокий уровень зарплат можно только постоянными инновациями, которые считаются центральной движущей силой. Приходится констатировать, что инновационная деятельность в Украине ослабла. Так, объем реализованной инновационной продукции в общем объеме реализации промышленной продукции снизился с 6,5% в 2010 г. до 1,4% в 2015-м.
Для исчезновения зарплатной «тени» необходимо осуществить ряд правовых мер. Среди них следует выделить установление уголовной ответственности за сокрытие зарплат. А зачем сегодня работодателям выходить из «тени»? Им и так комфортно, выгодно в ней. Суды в этом плане не работают, прокуратура тоже. Безнаказанность порождает криминал, потому что все сходит с рук.
Зарубежный опыт борьбы с работодателями, ведущими «теневую» деятельность, предполагает значительный экономический ущерб в случае выявления и подтверждения фактов тенизации и усиление уголовной ответственности за экономические преступления и грубые нарушения трудового законодательства.
В соответствии с Законом №1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 г. за выплату зарплат в «конвертах» предусмотрен штраф в 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн). Ответственность работодателей ужесточена, но будет ли эффективной эта мера? Не думаю. Не хватит принципиально честных проверяющих.
В Украине гарантированным последствием ужесточения ответственности за выплату заработной платы в «конверте» может стать рост безработицы. Поэтому с выплатой зарплат в «конвертах» следует бороться не столько проверками, штрафами и введением уголовной ответственности, сколько экономическими стимулами.
Эффективной мерой могло бы стать установление солидарной административной ответственности работодателя и наемного работника. На мой взгляд, наемные работники также должны нести ответственность за получение зарплат в «конвертах», но не уголовную, а административную. Так что выход здесь один — штраф. В связи с этим необходимо законодательно установить солидарную административную ответственность работодателя и наемного работника за выявленные нарушения трудового законодательства в части выплаты заработных плат. Необходима неотвратимость наказания за налоговые правонарушения. Она повысит цену тенизации зарплат, тем самым подталкивая экономического агента к ведению деятельности в легальном секторе экономики.
Экономические меры по детенизации зарплат дадут должный эффект только при условии возврата государством доверия людей к себе и переходу от чрезмерной дифференциации заработных плат, сегодня просто зашкаливающей, к умеренной. Снижение налоговых ставок не обязательно уменьшит «тень». Это возможно только при доверии к органам власти и налогового контроля.
Для исчезновения зарплатных «теней» важны и организационные меры. К ним можно отнести совершенствование форм и методов налогового контроля. При этом следует предусмотреть более значительную вероятность проверки и усиленные санкции за сокрытие трудовых доходов. Предприятия, на которых заработная плата начисляется ниже уровня средней по отрасли, должны находиться на постоянном контроле и ежеквартально включаться в план-график выездных проверок Государственной фискальной службы.
Было бы целесообразно ввести в практику работы служб занятости ведение реестра «нечестных» работодателей, скрывающих заработную плату, нарушающих трудовое законодательство.
Для исчезновения зарплатных «теней» важным является усиление социального диалога, принципы которого задекларированы в конвенциях Международной организации труда и ратифицированы Украиной. В последние годы роль социального диалога заметно ослабла. Экономический рост требует баланса уравновешивающих друг друга сил бизнеса и профсоюзов.
Размер теневых зарплат определяется уровнем экономического развития страны. При этом зависимость обратно пропорциональная: чем более развита страна, тем меньше в ней теневой заработной платы. Теневая зарплата в основном является производной от экономики, хотя и сама в некоторой степени влияет на ее производительность. В связи с этим следует укреплять экономику на всех уровнях хозяйствования.
Предпосылки для выхода зарплат из «тени» в Украине еще не созданы. Создание этих предпосылок — длительный процесс, связанный с осуществлением экономических и правовых реформ. В частности, бизнес выйдет из «тени», когда будут созданы комфортные условия для его ведения. Необходимыми условиями для детенизации зарплат являются преодоление коррупции и теневой экономики в целом.
Целесообразно повышать уровень оплаты труда во всех видах экономической деятельности, считая приоритетной задачей постепенный переход от дешевого труда к достойно оплачиваемому. Это станет мотивацией для возвращения работающих в официальный сектор экономики и приведет к увеличению их доходов, поступлений в бюджет и социальные фонды.
Следует вести статистический учет теневой заработной платы и показатель скрытой оплаты труда отражать в системе национальных счетов Украины. Госстат может определять масштаб теневых зарплат путем определения величины превышения расходов населения над доходами.
Необходимо обеспечить комплексный системный подход к решению вопроса детенизации заработной платы с использованием совокупности административных, экономических, правовых методов и принципов социального диалога. Нужна политическая воля первых лиц государства. Весьма важно усилить социальный диалог на всех его уровнях, повысить эффективность и результативность деятельности Национального трехстороннего социально-экономического совета.