«Там у соседей мясо в щах, на всю деревню хруст в хрящах, И дочь-невеста вся в прыщах — дозрела, значит. Смотрины, стало быть, у них. На сто рублей гостей одних. И даже тощенький жених поет и скачет…» По Владимиру Высоцкому, наша девка — Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) тоже аж пищит, чтобы упасть в объятия богатого жениха. Причем не здешнего, а иностранца.
Госструктура, в отличие от сельской невесты, перед смотринами навела соответствующий марафет. Но ГПЗКУ хочет пленить потенциальных женихов не только красотой, но и весомым приданым. Правительство включило в него элеваторы, комбинаты хлебопродуктов, хлебные базы, большой массив пашни…
Впрочем, при заключении «брачного контракта» может оказаться, во-первых, что наша невеста с афишированным солидным прикупом не кто иной, как… бесприданница. А во-вторых, Кабмин, благословляя «дитя» на свадебный рушник, даже не подозревает, что оно норовит как можно скорее выскользнутьиз-под родительской опеки и пойти «по рукам».
Государственная продовольственно-зерновая корпорация — это скороспелка, вундеркинд! Не успела выбраться из пеленок, а уже посматривает на Запад, подумывает о выходе на IPO. Еще и года не прошло с момента принятия постановления Кабмина №764 от 11 августа 2010 года об ее основании, как ГПЗКУ подготовила предварительную презентацию, в которой детально расписала свои инвестиционные прелести. Причем на английском, чтобы наши не поняли.
В инвестиционном меморандуме, вопреки данным государственного «паспорта», корпорация позиционирует себя уже как… холдинговая вертикально интегрированная структура с полным производственным циклом: от обработки земли, выращивания сельхозкультур до хранения урожая, его переработки и экспорта. ГПЗКУ информирует потенциальных инвесторов о том, что сейчас в ее жизни происходят интересные «физиологические процессы»: она в стадии мимикрии в коммерческую структуру и превращения в публичное акционерное общество.
Не забыли авторы меморандума указать и физические параметры так называемой корпорации. Конечно, можно захлебнуться слюной от зависти, оценивая потенциал в 36 предприятий общей емкостью 2,96 млн. тонн, что составляет почти 10% сертифицированных мощностей для хранения зерна в Украине. И это не предел: в состав ГПЗКУ дополнительно вольется еще около десятка предприятий.
Завлекательной выглядит информация и о нахождении в собственности корпорации двух государственных морских зерновых терминалов — Одесского и Николаевского, годовая экспортная мощность которых исчисляется 2,38 млн. тонн зерна, что составляет почти пятую часть общеукраинского экспорта в среднем за последние пять лет.
О том, что государственная структура не живет днем сегодняшним, а смотрит в завтрашний, свидетельствует трехлетний инвестиционный план. Он предполагает увеличение мощностей по хранению до 5,25 млн. тонн, расширение экспортных отгрузок до 6,3 млн. тонн зерна ежегодно через собственные морские терминалы и свыше 4 млн. тонн через разгрузочно-погрузочные комплексы партнеров.
По мнению руководителей ГПЗКУ, адресные инвестиционные инъекции позволят увеличить рыночную капитализацию предприятия за три года с 1 млрд. долл. до 2,75 млрд. Первый этап финансирования компании предполагает размещение до 25% ГПЗКУ у институционных инвесторов, а также значительное заимствование кредитных ресурсов.
Такой вот аграрный лубок. Для непонятливых. Да, у нынешней власти не отберешь умения напускать туман. Преуспела в этом смысле и Государственная продовольственно-зерновая корпорация. Этот обманчивый глянец может сбить с толку доверчивого инвестора. Только сковырнув лакированную оболочку, видишь грубую подделку. Чтобы уберечь от обмана, поясню истинные намерения нашей «невесты».
Сначала определимся с дефинициями. Чем на самом деле является ГПЗКУ: государственной компанией, корпорацией или вертикально интегрированным холдингом, что не одно и то же? Хозяйственный кодекс Украины так объясняет термин «корпорация» — это договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.
Если говорить о первичном производственном ядре ГПЗКУ, то его сформировали 36 дочерних предприятий Государственной акционерной компании «Хлеб Украины». Как юридические лица они были ликвидированы и целостными имущественными комплексами переданы Государственной продовольственно-зерновой корпорации на правах филиалов. Между тем корпорация — это всегда объединение нескольких юридических лиц. Поскольку такое объединение отсутствует, то правительство ошибочно или сознательно назвало корпорацией обычную моноструктуру — одно-единственное юридическое лицо.
Есть и вторая причина, по которой ГПЗКУ также не соответствует определению «корпорация», поскольку ею может быть только договорное объединение. То есть объединение хозяйствующих субъектов, в основе которого лежит договор. Ни с одним из 36 предприятий ГПЗКУ такой документ не подписывала и 36 предприятий между собой тоже ни о чем не договаривались и не делегировали каких-либо полномочий ГПЗКУ.
Подобная махновщина прослеживается и в присвоении ГПЗКУ титула «холдинг». Холдинговой компанией, по определению этого же кодекса, именуется «публичное акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или более корпоративных предприятий (кроме пакетов акций, находящихся в государственной собственности)».
Ну, не доросла ГПЗКУ еще до него, потому что должна была бы существовать в форме публичного акционерного общества: иметь уставный фонд, разделенный на акции. А этому должна предшествовать процедура корпоратизации — реформирование государственного унитарного предприятия в акционерное общество. Правительство подобное решение не принимало.
Другое дело, как потеряли неприкосновенность те 36 предприятий ГАК «Хлеб Украины» уже в лоне ГПЗКУ. Будучи дочерними компаниями ГАК «Хлеб Украины», все они фигурировали в списке №1 — объекты права государственной собственности, не подлежащие приватизации. По решению Кабмина упоминавшиеся стратегические предприятия все вместе были переданы в собственность предприятию, не отягощенному такими ограничениями. То есть ГПЗКУ не значится в списке объектов, на которые наложили приватизационное табу.
Такой маневр можно расценивать как скрытую подготовку к приватизации. Сначала государственное унитарное предприятие реорганизуют в акционерное общество, потом приватизируют. И финишная прямая — акции выставят на продажу. Какую именно долю — 25%, половину или все 100%? Закон не ограничивает волю продавцов. Потому что самого закона, который бы регламентировал право распоряжаться имуществом ГПЗКУ, нет!
Но не только в терминологии «корпорация» и «холдинг» продовольственно-зерновая компания сбилась с правового пути. Действующее законодательство не предполагает «процесса переведения в коммерческую организацию и превращения в публичное АО», чем хвалится ГПЗКУ. Если же она сознательно умалчивает о собственно корпоратизации, то за этими недомолвками проворачиваются полулегальные или полностью противозаконные механизмы отчуждения государственного имущества к непонятной хозяйственной структуре.
Очевидно, препятствий для этого не существует, потому что ГПЗКУ без запинок декларирует «рыночную капитализацию корпорации». Рыночную капитализацию инвесторы обычно воспринимают как рыночную стоимость всех акций или долей (паев) компании. Но госпредприятие по определению не может иметь какую-либо капитализацию. Тем более рыночную, поскольку его акции на рынке не присутствуют. На них нет котировок, они не находятся в обращении, потому что их априори не существует в природе.
Даже если госструктура пройдет через горнило корпоратизации, то ее акции на фондовом рынке могут засветиться только после приватизации. Не исключаю, Министерству аграрной политики и продовольствия как государственному органу, наиболее вероятному единственному владельцу этих акций на каком-то этапе приспичит продать энное количество акций. Тогда рынок и зафиксирует цену одной акции. Помножив этот номинал на общее количество акций, мы и определим рыночную капитализацию.
Но до нее еще далеко. Как и до наращивания собственно бизнес-массы: транспортно-логистической компании с парком современных зерновых автопоездов, машинно-технологических станций, укомплектованных новейшими комбайнами, тракторами, шлейфом навесного и прицепного оборудования, материально-технического подразделения… Ради чего аккумулируются эти механизированные лошадиные силы и на чем они будут гарцевать? Ну, если ожидания оправдаются, то земельный банк ГПЗКУ станет самым крупным в Украине.
Продовольственно-зерновая компания уверяет, что продолжается «процесс консолидации
1 млн. га государственных обрабатываемых земель (более 10 тыс. га уже объединили)». Поэтому у меня вопрос к Кабмину: почему правительство скрывает такое количество неучтенной пахотной земли? Где, у кого и на каких правах она находилась до переоформления в собственность/аренду ГПЗКУ? Потому что в действительности, по статистике, у государства нет такого количества сельхозугодий. Уточняю: именно обрабатываемых.
Если речь идет о полмиллиона гектаров сельскохозяйственных земель (причем самых плодородных!) НИИ Украинской академии аграрных наук, то на них посягают не первый год. Часть из них успешно «перепрофилировали» под жилую застройку, часть ожидает та же участь. Если же остальное засеют товарными посевами, то можно легко спрогнозировать, какая судьба постигнет научно-исследовательские центры без производственной базы. А если к ним собираются присоединить еще и земли запаса, то это уже другая категория.
Не исключаю, что и при такой складчине миллиона гектаров пашни не наберется. Тогда, как крайний вариант, ГПЗКУ под разными поводами начнет вытеснять аграрные формирования с занятых сельхозугодий.
Но сойдемся на том, что ГПЗКУ — богатейший помещик в Украине. Думаете, продовольственно-зерновая компания на миллионе гектаров пашни при наличии супертехники планирует хотя бы в полтора раза повысить урожайность зерновых с гектара? Таких рубежей в инвестиционном меморандуме нет. Следовательно, бизнес будет развиваться экстенсивным путем, только за счет «консолидации» пахотных массивов.
И куда же будут направлять урожай? ГПЗКУ не скрывает этого направления: «Суть бизнеса для корпорации состоит в экспорте зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза). Мы прогнозируем увеличение экспортных мощностей компании на 2,86 млн. тонн ежегодно, что эквивалентно чистой прибыли 620 млн. долларов (по нынешним ценам), 10,53 млн. тонн ежегодно через три года, что равняется чистой прибыли 2,43 млрд. долларов». Собственно, к концу 2013 года компания планирует отвоевать на внутреннем рынке сегмент в производстве зерновых культур до 35%.
Уверен, эта цифра должна обеспокоить Антимонопольный комитет. Здесь и без дополнительных расследований понятно, что государственная компания сознательно переступает через статью 12 Закона «О защите экономической конкуренции» и нахально объявляет себя монополистом. Я приветствую полное государственное верховенство, но сугубо в естественных монополиях, к которым производство сельскохозяйственной продукции не принадлежит.
Тем более ГПЗКУ прогнозирует прибыли от экспорта зерна на довольно высокой отметке — 20%. В то время как публичные международные трейдеры, отчеты которых доступны для широкой массы, довольствуются скромными 2–7%. За счет чего такая маржа? Недополученных прибылей сельхозпроизводителей, которые как будто выдирают из крестьянского рта зернотрейдеры. Тогда чем один коммерческий мастодонт, выпестованный правительством, лучше зерноэкспортного пула в составе 20–30 таких же бизнес-структур, конкурирующих между собой?! И от этого выигрывают аграрные формирования, фермеры.
Ради своего доминирования ГПЗКУ готова даже вложить в реконструкцию морского порта 72,5 млн. долл. Можно только приветствовать подобную интеграционную инициативу, но… Вчитаемся в статью 73 Кодекса торгового мореходства Украины: «Морской порт является государственным транспортным предприятием…» Как вы себе представляете вмешательство коммерческой структуры (о планах стать таковой ГПЗКУ неоднократно говорит в презентации) с частным или смешанным капиталом в деятельность государственного предприятия, которое априори не может быть корпоратизировано и приватизировано? В правовом смысле это — несовместимые вещи.
Очевидно, что руководство ГПЗКУ настойчиво планирует вывести из-под опеки государства ряд активов не только в хлебоприемной сфере, но и морского транспорта. Если же оно болеет глобализацией, то могу предложить еще один выигрышный инвестиционный адрес — бразильский космодром, название которого с первого раза не выговорит и президент: Алкантара. Оттуда из-заблизости к экватору легче стартовать в космос!
Собственно, то, что так мастерски описывают авторы инвестиционного меморандума, это — будущее. Сейчас же бицепсы-трицепсы компании довольно слабые: ими не «поиграешь» на публику. Даже 49 предприятий и 10 тыс. гектаров мало, чтобы выдворить с зернового рынка страны трейдеров и установить безоговорочную монополию на экспорт, что подтверждает затишье в этом году на нем. Надо еще хорошенько «накачать» мышцы.
Клетчаткой для них послужит, по замыслу руководства ГПЗКУ, прежде всего внешнее финансирование собственного капитала и… государственная поддержка. Здесь, извините, без пол-литра «не въедешь»: тормозишь на каждой фразе. Как можно извне финансировать собственный капитал, которого, в сущности, нет? Ведь последний создают владельцы и акционеры компании, и таковым должны выступать не долговые средства, привлеченные на какой-либо период, а уставный капитал. Например нераспределенная прибыль, амортизационный фонд, другие специальные фонды…
Одним из финансовых источников, который должен подкрепить компанию, рассматривают также независимые инвестиционные средства, частные акции. Что касается последних, то в действующем законодательстве с таким термином не сталкивался. Если предположить, что речь идет об акциях других предприятий, которые в виде взносов пополнят уставный фонд ГПЗКУ, то из богатого опыта украинского фондового рынка их безошибочно можно назвать «мусорными» акциями.
Неполноценны они потому, что рыночная стоимость этих ценных бумаг в миллионы раз ниже номинальной. «Фантики» часто выступают инструментом для раздувания уставных фондов и вымывания активов. Когда за тысячу гривен покупают акции номиналом в миллиард и «обогащают» уставный фонд фиктивным миллиардом.
Я не уверен в целесообразности «коктейля» — смешивании государственного капитала и частного, к чему призывают авторы инвестиционной презентации ГПЗКУ. Потому что в случае привлечения частных финансовых инвесторов и частных инвестиций в общественные (государственные) акции может получиться такая гремучая смесь, в результате которой государство со своей долей если не вылетит, как пробка из шампанского, то его доля будет таять просто на глазах.
И под эти сомнительные операции ГПЗКУ еще и требует государственных гарантий. А именно: госгарантий инвесторам (в частности, доступности уверенного возврата из Аграрного фонда) и государственного субсидирования стратегических проектов продовольственно-зерновой компании в рамках развития украинского аграрного сектора.
Уберу грабли с широкой дороги, по которой шагает к светлому капитализму правительство Азарова, — сельский инвентарь, о который спотыкались предыдущие составы Кабмина. Под честное чиновничье слово импортировали корма, сельхозтехнику. Но вместо конечных потребителей и пользователей — аграриев, с зарубежными поставщиками всегда рассчитывались… из бюджета.
Самый свежий пример, уже времен правления нынешнего премьера: тандем Аграрного фонда с пресловутой коммерческой структурой «Хлеб Инвестстрой». Там, где государственный капитал сливается с частным, почти стопроцентная вероятность проявлений коррупции. Они описаны в материалах «Воры во власти» («Зеркало недели», №30 от 21 августа 2010 года), «Пираты зернового моря» (ZN.UA, №9 от 11 марта 2011 года), «Зерновой гамбит» (ZN.UA, №11 от 25 марта 2011 года).
Это тот «Хлеб Инвестстрой», который при распределении экспортных квот в 2010 году при самом активном содействии государственных структур откусил больше, чем смог проглотить. Хотя бравировал готовностью экспортировать 5 млн. тонн зерна в год. Я устал ждать от премьера Азарова обещанного — разобраться с одиозным «Хлеб Инвестстроем».
А чиновничье равнодушие — это пролонгация злоупотреблений упоминавшейся бизнес-структуры под государственным прикрытием. Поэтому до сих пор она в фаворитах райгосадминистраций, руководители которых в случае отказа сельхозпредприятий заключать форвардные контракты с «ХИС» шлют проявившим непослушание грозные предостережения: «В противном случае райгосадминистрацией будут пересмотрены вопросы относительно аренды земель государственной собственности вашим предприятием…»
Районным вождям невдомек, что земли — распаеваны, и у каждого надела есть свой владелец. И что «Хлеб Инвестстрой» покупает зерно по форвардным контрактам не для «обеспечения продовольственной безопасности государства», как пишут в своих депешах руководители регионов, а для выполнения экспортных обязательств.
Государственная продовольственно-зерновая корпорация официально заявляет, что коммерческая фирма «Хлеб Инвестстрой» — ее торговое подразделение. Но этот партнер не ограничивается урезанным «купи-продай». Директор ООО «ХИС» делегирует на Новоукраинский комбинат хлебопродуктов Кировоградской области (еще недавно — государственное предприятие, а теперь — филиал ГПЗКУ) команду в составе «руководителя проекта, куратора проекта, технолога по производству и охране труда, заместителя главного бухгалтера ООО «Хлеб Инвестстрой», нескольких работников службы безопасности компании».
Приехавшие вручают директору Новоукраинского комбината хлебопродуктов письмо с таким требованием: «В рамках осуществляемой Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины программы технологического переоснащения и загрузки производственных мощностей своих перерабатывающих предприятий компания „Хлеб Инвестстрой“ как наиболее конкурентный субъект зернового рынка (выделено мной. — В.Ч.) будет исполнять роль ведущего поставщика сырья для производства готовой продукции.
В связи с этим и с целью анализа технических, технологических и других условий приема, хранения, переработки и отгрузки продукции, проведения расчетов себестоимости и ожидаемого качества продуктов переработки на возглавляемое вами предприятие откомандирована группа специалистов компании «Хлеб Инвестстрой».
Для принятия оперативного и обоснованного решения о конкретных сроках, объемах и номенклатуре зерновой продукции (перерабатываемого сырья), которая будет поставляться на предприятие, прошу вас обеспечить максимальное содействие в работе представителей нашей компании путем предоставления соответствующей информации, организации доступа к производственному и управленческому процессу, утверждения ответственных работников служб и отделов предприятия для информационного обмена и практического взаимодействия».
Причем подсовывается документ с полным игнорированием элементарных правил ведения документооборота: без даты, входящего и исходящего номеров… Да такие безалаберные компании и на пушечный выстрел не подпускают к Уолл-Стрит, связями с которым хвастается «ХИС»!
Меня убеждали, что это — государственный рэкет. Нет, это — чистейшей воды бандитизм образца 90-х. Кто уполномачивал коммерческую структуру рыскать-выведывать технологию производства муки, круп, хлопьев, заставлять директора подписать с «ХИС» (как заказчиком) договор на переработку зерновых культур для производства бакалейных товаров? Вполне логично, что директор Новоукраинского комбината хлебопродуктов написал заявление «по собственному желанию».
И он, и глава Кировоградской облгосадминистрации, адресуя письма премьеру, ждали совсем другого решения. Комбинат хлебопродуктов начало лихорадить со дня его реорганизации в филиал Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. В связи с сокращением количества работающих, остановкой производства предприятие превратилось в центр социальной напряженности.
Подумайте сами: комбинат обеспечивал работой почти 500 сельских жителей. А ликвидация-реорганизация выбросила на улицу более 300 человек. Потерял и районный бюджет, который на 40% наполнялся именно комбинатом хлебопродуктов. Разорвались налаженные производственные связи…
Облгосадминистрация просила не реорганизовывать образцовое предприятие в филиал ГПЗКУ, а на основе Закона Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и одноименного постановления Кабмина передать Новоукраинский комбинат хлебопродуктов из государственной в коммунальную собственность. Даже проект постановления приложила. Думаете, Киев прислушался к моим землякам?
А теперь столичные чинуши удивляются: как так случилось, что флагман «выпал в осадок»? До реорганизации, за семь месяцев 2010 года, новоукраинцы произвели 7300 тонн бакалейных товаров, а за аналогичный период нынешнего — всего 1857. В прошлом году в бюджет перечислили 3,5 млн. грн., а в нынешнем — едва полмиллиона. Разве это по-государственному?!
Руководствуется ли ГПЗКУ государственными интересами, когда предлагает сделать Аграрный фонд разменной монетой в отношениях с инвесторами? Чтобы они потрошили и без того скомпрометированное неприбыльное бюджетное учреждение? То есть государственные ресурсы будут обслуживать интересы частной компании, да еще и под гарантии правительства! Если же инвестор захочет вернуть свои взносы, то их будет выплачивать государство.
И я бы не против дважды «подоить» Украину! Сначала она за счет государственных активов создает ГПЗКУ, которая со временем становится частной. А уже в новом амплуа та будет вести бизнес-деятельность под гарантии того же государства. Ко всему, последнее еще и будет субсидировать стратегические проекты корпорации/холдинга в рамках развития аграрного сектора Украины, то есть из государственного бюджета.
Когда произойдет это странное перевоплощение? По поводу сроков единодушия нет. Однако в министерских кулуарах поговаривают об акционировании ГПЗКУ. Будет оно публичным или закрытым, среди заранее определенного круга лиц? 25% акций могут появиться в свободной продаже только ради того, чтобы содрать с инвесторов живые деньги. А точнее, получить беспроцентно оборотный капитал. В обмен на будущие дивиденды. Ну, а остальные акции по закрытой подписке разместят в Украине и распространят среди своих.
Да и кто из солидных зарубежных толстосумов отважится развлекаться с государственной несовершеннолетней? Если пришедшая власть сразу начала кричать: Госрезерв разворовали на миллиарды, Аграрный фонд — на миллионы, ГАК «Хлеб Украины» — мертвый… Но ведь эти учреждения — государственные структуры! Согласен, прежнее правительство — не святое, но и нынешнее — не елей.
Собственно, различные предположения-варианты о бизнес-будущем ГПЗКУ могут оказаться ничтожными по одной-единственной причине. Понятно, что, создавая продовольственно-зерновую компанию, правительство руководствовалось отнюдь не песенным «я его слепила из того, что было», а прагматичным «зерно — в одну сторону, плевелы — в другую». Кабмин передал новообразованной структуре «сливки» — активы чахлой ГАК «Хлеб Украины», оставив последнюю с долговыми обязательствами.
С таким распределительным балансом не согласились три мощные компании — «Альфред С. Топфер Интернешенал Гмбх», «Хемикал Инвест Лимитед» и «Содружество». Они долгое время добиваются от ГАК «Хлеб Украины» возврата долгов. Понятно, не копеечных. И на чьи плечи их теперь «навесить»?
Если суд согласится с требованием истцов и признает противоправным и отменит постановление Кабмина №764 от 11 августа 2010 года «О мерах по созданию государственного предприятия „Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины“, то наша „невеста“ окажется… голой. А кто захочет составить пару бесприданнице? Такой же инвестор, типа «цирульника Голохвастова».