В середине лета 2002 г. произошло событие, которого ожидали многие жители Украины. Начала работу скоростная линия железнодорожных перевозок: 11июля помаршруту Харьков—Киев отправился впервый рейс столичный экспресс. Это был состав извосьми новеньких вагонов отечественного производства, изготовленных наКрюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ).
Надо сказать, что вновейшей истории Украины нетак много событий, сравнимых сданным помасштабности, значимости, выверенному государственному подходу. Началась новая эра вразвитии железнодорожного транспорта ивразвитии отечественного машиностроения.
Министр транспорта Украины, генеральный директор «Укрзалізниці» Георгий Кирпа объявил 2002-й годом пассажирского транспорта. Иего слова подтверждались делами. Задумывалось многое. Поезд №63/64 находился впути изКиева вХарьков практически 11часов. Предстояло сократить это время допяти часов. НаЮжной иЮго-Западной железных дорогах подготовили техническое иэкономическое обоснование создания скоростного маршрута. Вагоны заказали отечественного производства— наКрюковском вагоностроительном заводе…
Изинтервью Георгия Кирпы того времени:
— Георгий Николаевич, сколько времени ушло нато, чтобы страна имела собственный пассажирский вагон иотказалась отего импорта изРоссии или других стран?
— Еще игода непрошло, как мыначали эту работу сКрюковским вагоностроительным заводом. Авообще-то мышли кэтому проекту шесть лет. Собирались брать кредиты, покупать французскую технологию. Пока пробивали тот кредит, добивались государственных гарантий— поняли, что это будет тянуться очень долго. Ктому жекредиты экономически невыгодны. Поним нужно платить проценты, деньги возвращаются втустрану, которая дала кредит, вУкраине неостаются. Апотому мыпосоветовались спрезидентом АО«Крюковский вагоностроительный завод» Владимиром Приходько ирешили делать украинский вагон своими силами. Онпрошел все испытания, неуступает нифранцузскому, нииспанскому.
Отечественный вагон длиннее натри метра, имеет дополнительное купе. Аэто обеспечивает 11% экономии тепла, электроэнергии, кадров проводников. Все это говорит отом, что мызакладываем базу наперспективу, чтобы неподнимать тарифы напассажирские перевозки.
Среди пассажиров того исторического первого рейса был президент Украины Леонид Кучма.
— Хочу поздравить себя ивас стаким событием,— говорил он, выступая намитинге вХарькове.— Железнодорожники показали, что несловами, аделами надо развивать Украину. Всего зашесть месяцев изыскали 300 млн. грн., отремонтировали 500 кмпути, 70вокзалов, 100 остановок. Это говорит отом, что унас прекрасные люди, которые умеют работать.
Уже 10лет тому Украина получила вэксплуатацию отечественные пассажирские вагоны для межрегиональных сообщений. Они соответствовали европейскому уровню— были оборудованы вакуумными туалетами, системами кондиционирования воздуха, контроля идиагностики работы всего оборудования. Ибыли рассчитаны наскорость движения до160 км/час.
— Такой вагон непроизводит ниодно предприятие СНГ, втом числе иРоссия, которая является флагманом впроизводстве пассажирских вагонов,— сказал Владимир Приходько.— Мыдостигли определенного результата, хотя это первые шаги, первый десяток отечественных пассажирских вагонов. Состав состоит извагонов открытого типа сместами для сидения иможет везти одновременно более 400 человек. Спасибо тем, кто внас поверил.
Кадры того июльского дня 2002 г. уже стали историей. Ноихможно найти наЮтубе вИнтернете, чтобы посмотреть, почувствовать, сравнить споследующим развитием событий, ссегодняшним днем. Сравнение, ксожалению, невпользу украинских железнодорожников, вагоностроителей ипассажиров, азначит, истраны вцелом.
Кирпа мечтал ввести скоростные линии наОдессу, Симферополь, соединить Харьков сСимферополем через Херсон, выйти назападную границу сПольшей через Львов, адальше наевропейские маршруты Киев—Берлин идругие. Носего уходом изжизни четкой ивыверенной политики развития железнодорожного транспорта нестало. Вагоны закупались неравномерно, гарантий закупки новой техники небыло инет.
КВСЗ продолжал ипродолжает развивать взятое направление. Втом же2002-м был собран второй состав столичного экспресса Киев—Харьков, в2003-м два поезда столичного экспресса Киев—Днепропетровск. Уже в2004 году назаводе создан пассажирский вагон второго поколения сгладкой обшивкой ивклеенными окнами, рассчитанный наскорость движения до200 кмвчас. Онбыл оснащен тележкой, созданной вКрюкове, которая продемонстрировала хорошие ходовые качества. Вагон прошел все испытания, был сертифицирован вУкраине иРоссии.
Летом 2010 года, когда уже вовсю велись разговоры отом, как «Укрзалізниця» будет перевозить болельщиков игостей вовремя Евро-2012, Крюковский вагоностроительный ижелезная дорога организовали презентационно-испытательное путешествие помаршруту Киев—Львов. Вагоны КВСЗ слегкостью преодолели барьер скорости в160 км/час. Наимя генерального директора «Укрзалізниці» Михаила Костюка комиссия подготовила докладную записку спредложением опоставках, начиная сконца 2011 г., отечественных межрегиональных поездов локомотивной тяги. Проверенных, надежных, современных, недорогих. Созданных поукраинским стандартам иприспособленных кусловиям эксплуатации наотечественных железных дорогах.
4декабря 2010 г. Владимир Приходько насовещании упремьер-министра Николая Азарова предложил поставить шесть межрегиональных поездов локомотивной тяги для перевозок кЕвро-2012. Свагонами, сделанными изнержавеющей стали, нановых тележках спневмоподвешиванием, рассчитанных наскорость движения до220 км/час. Сгерметичными межвагонными переходами, системами кондиционирования, диагностики, многочисленными удобствами для пассажиров, включая Wi-Fi. Нобыло принято решение купить 10поездов вКорее, аотечественному производителю заказали два поезда локомотивной тяги идва двухсистемных электропоезда.
Правда, вместо двух поездов локомотивной тяги Южная железная дорога купила только один. Исо2апреля 2012 г. онначал ходить помаршруту столичного экспресса Киев—Харьков. Это один изсамыхзаполняемых пассажирами маршрутов. Сейчас нам рассказывают обубыточности пассажирских перевозок, нопервый отечественный состав (2002 г. выпуска) налинии Киев—Харьков окупился затри года! Иэто при тогдашних низких ценах набилеты.
Межрегиональный поезд локомотивной тяги повышенной комфортности нового поколения Крюковского вагоностроительного завода два месяца работал как часы, перевозил более 700 пассажиров вкаждый рейс.
Но его сняли смаршрута, когда 27мая текущего года нажелезной дороге появились корейские «чудо-богатыри» «Хюндай». «Укрзалізниця» обещала отправить новый отечественный поезд наСимферополь. Ноинаэтом маршруте пассажиры его так инедождались.
Не прошло инедели, как вся Украина узнала новость: 2июня крюковский состав ушел врейс вместо поезда «Хюндай», который несмог из-за неисправности выехать изХарькова вКиев. Аеще стало известно, что 30мая наш поезд ездил помаршруту Харьков—Днепропетровск вместо чешской «Шкоды». Ивновь отечественная техника неподвела.
И уже сотни итысячи пассажиров увидели исравнили импортные иотечественные поезда. Исделали вывод, что наши нехуже, авомногом превосходят купленные заграницей. Тогда почему жебилеты наимпортные вдва раза дороже? Даведь изаплачено изгосударственной казны закорейские поезда вдва раза больше, чем стоили быотечественные.
10 лет назад скоростные дневные перевозки вошли вжизнь украинских железнодорожников ипассажиров. Вошли как само собой разумеющееся, как существенное дополнение ксуществующим поездам.
Европейский опыт железнодорожных пассажирских перевозок свидетельствует: востребованными являются искоростные дневные поезда сместами для сидения, иночные поезда соспальными местами. Думается, иУкраина неисключение. Страна, протяженность путей которой 800 кмссевера наюг, 1100—1200 км— сзапада навосток, требует разветвленного железнодорожного сообщения, продуманного подхода кэксплуатации поездов.
КВСЗ за10лет освоил 32модели и24модификации пассажирских вагонов. Венцом инженерной мысли отечественных конструкторов пассажирского транспорта является двухсистемный межрегиональный электропоезд повышенной комфортности, который сейчас проходит полный цикл испытаний. Создан онспосылом наперспективу: кузов изнержавеющей стали, современные ходовые части позволяют развивать скорость до220 км/час. Это украинский продукт, такой техники непроизводит никто напросторах СНГ.
Отечественные вагоны ипоезда— красивая, надежная инедорогая техника.
— Что значит освоение производства пассажирского вагона для экономики страны?— спросили журналисты уминистра транспорта Георгия Кирпы напороге зарождения отрасли.
— Это нетолько развитие транспорта, ацелого огромного комплекса. Детали икомплектующие поставляют многие заводы-смежники. Аэто загрузка предприятий, создание новых рабочих мест, развитие отечественного машиностроения.
На Крюковский вагоностроительный завод недавно пришло электронное письмо. «Обращаюсь квам сбольшим уважением,— пишет Василий изХарькова.— Вмае мне предстояла поездка изХарькова вКиев. Когда пришел навокзал иувидел стоящий наперроне поезд, тобыл просто очарован. Когда жезашел ввагон, тоощутил большую разницу между этим составом ипоездами старого образца. Поинтересовался, кто жепроизводит такую чудо-технику. Оказалось, Крюковский вагоностроительный завод. Моему удивлению ивосторгу небыло предела. Было вдвойне приятно, что поезд наш, украинский. Всвоем послании хочу поблагодарить всех сотрудников предприятия, которые принимали участие вразработке исоздании этого состава. Мне только непонятно: зачем надо закупать корейские поезда, когда наш, отечественный, нисколько нехуже? Мне так хочется задать этот вопрос тем, кто рекламирует корейскую продукцию. Взаключении хотелось быпожелать вам творческих успехов ивдальнейшем также радовать пассажиров своей продукцией». Комментарии, как говорят, излишни.
10-летие скоростного движения вУкраине сполным правом будут праздновать машиностроители Днепропетровска иНиколаева, Херсона иУжгорода, Харькова иКиева— они принадлежат котечественной школе пассажирского вагоностроения. Более 180 предприятий задействовано вэтом проекте. Мыусебя дома, инам под силу решить любую задачу. Втранспортном машиностроении Украине ненужен импортер. Отечественная техника есть, иона на20—50% дешевле.