В Украине развернулась борьба за контроль над газотранспортной системой. Глава «Нафтогаза» Коболев настаивает на внедрении рынка и частичной приватизации ГТС. Премьер Гройсман и олигарх Фирташ пытаются оставить трубу под контролем чиновников и не допустить роста тарифов на газ для населения.

Вся суть реформ в НАК «Нафтогаз Украины» сосредоточена в двух основных тезисах: введение корпоративного управления в компании и выделение оператора газотранспортной системы (ГТС).

Изначальный план

Реформа корпоративного управления предполагает создание наблюдательного совета, большинство в котором составляют «независимые члены» – желательно иностранцы, неподконтрольные правительству, имеющие опыт и достаточный гарантированный доход.

Цель работы набсовета – исключить политическое влияние высших чиновников, находящихся при власти в конкретный момент времени.

Такой набсовет из 5 человек был создан в НАК «Нафтогаз Украины» по рекомендациям международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он начал свою работу в мае 2016 года.

В него вошли три независимых члена: британцы Пол Ворвик, Маркус Ричардс и Чарльз Проктор, а также двое зависимых: на тот момент первый замминистра экономического развития Юлия Ковалив и экс-министр энергетики Владимир Демчишин, который ориентируется на президента Петра Порошенко.

Выделение из «Нафтогаза» ГТС предусмотрено так называемым «Третьим энергопакетом» – европейскими правилами, по которым работают энергетические рынки Европейского союза.

Отделение ГТС также называют анбандлингом – от анг. unbundling – добровольное разукрупнение промышленных групп. Такое разукрупнение подразумевает отделение транспорта энергоносителя от его продажи.

В структуру группы »Нафтогаз» входят несколько стратегических активов:

Компания «Укртрансгаз» – природный монополист, управляет ГТС и подземными хранилищами газа (ПХГ).

Компания «Укргаздобыча» добывает более 70% газа в стране.

Компания «Укрнафта» добывает более 90% нефти в стране. Сейчас, из-за контроля над единственным в Украине Кременчугским нефтеперерабатывающем заводом, влияние на «Укрнафту» оказывает миноритарный акционер – группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

«Укртранснафта» – оператор нефтепроводов.

Реформ требуют международные институты и доноры для продолжения финансовой поддержки Украины: Международный валютный фонд (МВФ), Секретариат Европейского энергетического сообщества (ЕЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Мировой банк.

С самого начала проводником реформ по концепции международных институтов стал глава правления НАК Андрей Коболев, назначенный на должность еще в 2014 году. До 2016 года ему оказывали поддержку и западные доноры и премьер Арсений Яценюк.

С приходом правительства Владимира Гройсмана, Коболев лишился прежней поддержки Кабмина.

Недореформы

Согласно плану реформ в газовом секторе, постепенно должны быть введены рыночные условия в поставках газа населению, корпоративное управление в «Нафтогазе» и выделение газотранспортной системы.

Ни одна из этих реформ так и не была проведена. В октябре 2015 года Верховная рада приняла закон «О рынке газа». Но правительство сразу же приняло постановление, фиксирующее граничную цену на газ для населения.

Тем самым имплементация закона о рынке в части поставок бытовым потребителям и ТеплоКоммунЭнерго отложена на неопределенный срок.

С реформой корпоративного управления оказалось еще проще. Правительство создало независимый набсовет «Нафтогаза». Однако он не получил полномочий, которые гарантировали бы его политическую независимость.

Кабмином не были внесены соответствующие изменения в Устав компании, не была принята Концепция корпоративного развития «Нафтогаза». До сегодняшнего времени решения набсовета НАК по кадровым решениям, утверждению финплана и т.д. проходят дальнейшее согласование с Кабмином.

Касательно выделения из НАК газотранспортной системы, тоже ничего не сдвинулось. Соответствующая процедура регламентирована постановлением Кабмина №496 от 1 июля 2016 года. Начиная со второго пункта, ни одно ее предписание не выполнено.

Конфликт

Нежелание Кабмина дать набсовету НАК политическую независимость стало причиной недовольства его независимых членов. Напряжение росло последние полгода. Кульминация наступила в августе, когда один из независимых членов Чарльз Проктор объявил о своем уходе.

Источник БЦ, близкий к Администрации президента, уверяет, что настоящей причиной ухода Проктора было предложение более интересной вакансии за рубежом.

19 сентября заявления об уходе написали и два других независимых члена набсовета. В Кабмине считают, что выбор времени для таких заявлений не случаен.

«Вы посмотрите: на следующий день, 20 сентября, должно было состояться заседание номинационного комитета, где предполагалось избрать независимого члена набсовета вместо Проктора, а 21 сентября Петр Порошенко встречался с президентом США Дональдом Трампом», - рассуждает собеседник БЦ в Кабмине.

Примечательно, что среди кандидатов в независимые члены набсовета НАК был Игорь Митюков – министр финансов в конце 90-х. В «Нафтогазе» считают, что Митюкова нельзя назвать независимым. Однако 20 сентября заседание номинационного комитета не состоялось из-за отсутствия кворума.

В НАК отрицают свою причастность к уходу членов набсовета компании.

«Мы не имеем влияния на них, – говорит собеседник БЦ в «Нафтогазе». – После ухода Проктора с негативными заявлениями, оставшиеся независимые члены набсовета имеют выбор: остаться и зарабатывать деньги, или уйти, чтобы не потерять имидж независимых людей».

Какими бы ни были причины ухода независимых членов набсовета, их заявление оголило конфликт руководства «Нафтогаза» с правительством.

Премьер Владимир Гройсман 20 сентября обвинил НАК в монополизме.

«НАК «Нафтогаз» должен быть демонополизирован, а до этого должен воздержаться от попыток влияния на цены», - заявил глава правительства 20 сентября.

В правительстве сетуют на то, что руководство «Нафтогаза» перебирает на себя функции рыночного регулятора – лоббирует внедрение рынка газа для населения, что повлечет за собой рост цен.

Трубный запах

Главным камнем преткновения в конфликте между «Нафтогазом» и Кабмином является газотранспортная система. Все лето Минэнергоугля добивалось передачи «Нафтогазом» активов «Укртрансгаза» на специально для этого созданную компанию «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).

Эту компанию, создание которой предусмотрено постановлением №496, курирует заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Прокопив. С июля 2014 по март 2017 года он возглавлял «Укртрансгаз» (УТГ).

Прокопив был уволен с должности руководителя УТГ набсоветом «Нафтогаза» из-за финансовых нарушений, выявленных аудитом УТГ, проведенным компанией Deloitte. Но уже в апреле он был назначен правительством на должность замминистра энергетики.

«Они как будто играют с нами в наперстки, - возмущается собеседник БЦ в «Нафтогазе». – Как можно назначить куратором газовых вопросов в Минэнергоугля человека, который был уволен решением набсовета «Нафтогаза»?

Еще когда Прокопив руководил УТГ, новую компанию-оператора ГТС возглавил близкий к нему Валерий Ноздрин, работавший до этого в УТГ заместителем Прокопива по финансовым вопросам.

Однако все попытки правительства перевести активы с УТГ на МГУ наткнулись на саботаж руководства «Нафтогаза».

«Правительство не выполнило ключевой пункт 496-го постановления – не создало независимый набсовет МГУ», - объясняют свое бездействие в «Натфогазе».

Передать ГТС на новую компанию – все равно, что опять отдать ГТС в управление Прокопиву. Постановлением Кабмина предусмотрено, что сначала создается независимый набсовет МГУ, а потом передаются активы.

Венский след

До назначения в УТГ Прокопив руководил компанией «Ивано-Франковскгаз», которая входит в «Региональную газовую компанию» (РГК) Дмитрия Фирташа.

РГК сконцентрировала в своем управлении 16 облгазов. Еще 6 облагозов принадлежат менеджерам Фирташа, которые находятся вне структуры РГК. Также Фирташу принадлежит большинство химических заводов в Украине, основным сырьем для которых является природный газ. Лояльное руководство «Укртрансгаза» – залог успеха бизнеса Дмитрия Фирташа.

Примечательно, что в бытность главой правления УТГ Прокопив хорошо ладил с Александром Притыкой – руководителем РГК. Также общий язык с руководством РГК нашел и вице-премьер Владимир Кистион – ставленник Гройсмана. Именно Кистион сейчас курирует реформу НАК.

Стоит отметить, что 25 сентября Притыка уволился с должности руководителя РГК.

В «Нафтогазе» воздерживаются от публичных обвинений Прокопива в связях с Фирташем. Но постоянно намекают на то, что бывший менеджер «Укртрансгаза» сознательно отстаивает интересы олигарха, который сейчас находится под домашним арестом в столице Австрии – Вене.

«У нас нет конфликта с «Укртрансгазом», есть конфликт с фирташевской группой компаний, которые не заинтересованы в заходе иностранного инвестора в ГТС», - говорил Андрей Коболев 14 сентября на круглом столе, посвященном «Энергетической стратегии 2035».

Подтверждением его слов стал законопроект №6778, который предусматривает запрет на приватизацию МГУ. Он инициирован Минэнерго и подан в Верховную раду от Кабмина.

«У нас нет доказательств работы правительства на Фирташа, но когда стоит выбор между решением в пользу государственной компании и в интересах частной компании олигарха, почему-то всегда принимаются последнее», - говорит собеседник в НАК.

План «Нафтогаза»

Руководство НАК, наоборот, публично говорит о необходимости привлечения международного инвестора в управление украинской газотранспортной системой.

«Если мы год обещаем зарубежным партнерам вход в акционерный капитал оператора ГТС, а потом принимаем законопроект, который прямо запрещает это делать – это сигнал для наших европейских партнеров о том, что мы ведем себя не серьезно», - заявил Коболев на пресс-конференции 19 сентября.

Как сообщает собеседник в НАК, руководство компании уже нашло подходящих партнеров. Это словацкая компания Eustream и итальянская ENI. Они наиболее всего заинтересованы покупать российский газ по украинскому маршруту, а следовательно – войти в капитал оператора украинской ГТС.

В 2019 году истекает срок невыгодного Украине газового контракта, подписанного в 2009 году Юлией Тимошенко с российским «Газпромом».

«Владимир Путин сделает все для того, чтобы не допустить в Украине более низкую цену на газ, чем в Германии. Чтобы перенести «точку учета газа» на восточную границу Украины, нам необходим сертифицированный в Европе оператор ГТС, а это возможно лишь в партнерстве с европейскими компаниями», - говорит собеседник в «Нафтогазе».

Впрочем, для привлечения европейских партнеров в украинскую ГТС необходимы политическая воля правительства и решение Верховной рады для запуска конкурсной процедуры.

В случае удачного исхода такого конкурса, цена на газ для украинцев будет рассчитываться по формуле «немецкий хаб минус доставка», а не « хаб плюс доставка «, говорят в НАК. Цена природного газа снизится примерно на треть, или на $70-80 за тысячу кубометров.